Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Интересно отметить, что в Республике Гвинея общепринято приветствовать даже незнакомого человека - надо с ним поздороваться, узнать как дела и т. п. - иногда такой ритуал общения способствует быстрому становлению партнерских и даже дружеских отношений. Безопасность в данной ситуации (ее называют «компаративистским поиском») означает самоидентификацию через другого (иного) - подтверждение себя и своего суверенитета применительно к другой (чужой) языковой (культурной) среде. Надо отметить, что метод компаративистского анализа не претендует на исключительность и новизну. Имманентно он присутствовал в раннефилософских дискурсах (конфуцианство, греческая классика, патристика). В XIX-XX веках он приобрел значимость в связи с проблемой Восток-Запад, и с преодолением в гуманитарной области доминанты европоцентризма. Смена парадигмы (становление идей плюрализма и толерантности) происходила во всех сегментах гуманитарного знания (история, культурология, социология и др.). Социальная психология, отражая поведенческую сферу деятельности индивида и социальных групп, наиболее остро отреагировала на отставание социокультурных моделей от фактических реальных процессов, занявшись разработкой новых методов исследования. Так, в область ее интересов вместе с герменевтикой и понимающей социологией попал и компаративисткий подход. Используемый в компаративистике механизм сравнения (сравнительный анализ) предполагает поиск в других культурах аналогий или схожих ситуаций. Так историческая концепция А. Тойнби («Вызов» и «Ответ» цивилизаций) основывается на общем законе аналогии, а каждая отдельная аналогия является его подтверждением. Это, в свою очередь, требует тщательного детального изучения чужого культурного контекста, который требует «вживления» в данную культурную традицию, в данный социум. Например, в некоторых азиатских и арабских странах принято не закрывать двери квартир и автомашин. Безопасность (защита от проникновения) гарантируется суровостью наказания. Европейцы назвали бы это поведение нарушением правил безопасности. Мера (критерий) опасного и безопасного в данном случае связана с практическим использованием определенной культурной традиции ее приятием/неприятием. Компаративистский анализ той или иной традиции может дать нам представление о возможных вариантах решения вопросов, связанных с феноменом безопасности, которые могли даже и не рассматриваться ввиду особенностей «своей» культурной среды. Компаративистский подход позволяет преодолеть инерционность мышления. Это, в принципе, поиск культурной инновации. В компаративистику из герменевтического метода пришла традиция элиминации субъективного, «Я», преодоление культурного эгоизма, рассмотрение себя в контексте «другой» культурной среды «погружение в нее». Таким образом, компаративистский подход ведет к необходимости толерантных отношений в условиях глобализации. Компаративистика имеет огромное значение не только в межкультурной коммуникации современного многополярного мира. Сопоставление, применение своих знаний в контексте чужих (других) культур может дать более полное и ясное представление о таком общезначимом и ключевом феномене человеческого существования как безопасность.