GOOGLE ЕСТЬ - УМА НЕ НАДО
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В течение нескольких десятилетий проводилась огромная исследовательская работа в области, которая теперь называется теорией доминантного полушария. Исследования показали, что каждое полушарие мозга - левое и правое - выполняет разные функции, обрабатывает информацию различного типа и имеет дело с проблемами разного рода.

Ключевые слова:
Психология, мышление, мозг, клип, эмоции, манипуляция, интернет, клиповое мышление, логика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В течение нескольких десятилетий проводилась огромная исследовательская работа в области, которая теперь называется теорией доминантного полушария. Исследования показали, что каждое полушарие мозга - левое и правое - выполняет разные функции, обрабатывает информацию различного типа и имеет дело с проблемами раз- ного рода. Левое полушарие в основном отвечает за логически-вербальную деятельность, а правое - за интуитивно-творческую. Левое оперирует словами, правое - образами; левое имеет дело с частями и особенностями, правое - с целым и связями между отдельными частями. Левое полушарие связано с анализом, т.е. с делением на составляющие; правое - с синтезом, т.е. со сведением частей в единое целое. Левое отве- чает за последовательное мышление; правое - за синхронное, одновременное, когда объект вос- принимается как единое целое. Левое полуша- рие привязано ко времени, правое свободно от временной зависимости. Хотя люди пользуются обоими полушариями, у каждого конкретного человека одно из них обычно доминирует. Разумеется, идеально было бы развить в себе способность переключаться с одной стороны мозга на другую, чтобы иметь возможность сначала почувствовать, чего от нас требует ситуация, а затем выбрать и использо- вать подходящий инструмент. Однако люди, как правило, стремятся разрешать возникающие ситуации, оставаясь в «зоне комфорта» своего доминантного полушария - либо левого, либо правого. Абрахам Маслоу как-то сказал: «Тот, кто хорошо владеет молотком, склонен думать, что вокруг него сплошные гвозди». Это еще один фак- тор, обусловливающий различие в восприятии. Люди с разными доминантными полушариями имеют тенденцию воспринимать одни и те же вещи по-разному. Мы живем в мире, где доминирует левое полушарие, где правят слова, расчет и логика, а творческий, интуитивный, эмоциональный и артистический аспекты нашей природы часто находятся в подчиненном положении. Для многих из нас подключение к возможностям правого полушария является затруднительным. Это описание является слишком упрощен- ным и что новейшие исследования, бесспорно, прольют больше света на деятельность нашего мозга. Но главное заключается в том, что в нашем распоряжении находится множество различ- ных способов мышления, а мы не используем этот потенциал. Но, зная о наличии у нас этих разнообразных возможностей, мы способны сознательно использовать свой интеллект для более эффективного удовлетворения конкретных потребностей. В наше время из 10 человек из 8 из них имеют так называемое клиповое мышление, что это такое? В наше время повальной компьютеризации мы все оказались «связанными одной Сетью». Лишившись Интернета даже ненадолго, многие молодые люди испытывают чувство одиночества, тревогу и подавленность. А фраза «это все из-за Интернета» в наши дни становится объяснением проблем и оправданием ошибок. И все же в воз- никновении тех или иных проблем, связанных с Интернетом, виноваты люди, им пользующиеся. И причина не в том, что они делают это непра- вильно и тем обращают достижения техниче- ского прогресса себе во вред, а в том, что они не понимают, не задумываются, как Сеть меняет их самих. Это изменение - цифровой психоморфоз - перестраивает мышление пользователей, делая его «клиповым». Представление о клиповом мышлении перво- начально появилось еще в доинтернетном пери- оде, в 80-е годы прошлого века. Первоначально оно было связано с восприятием зрителями виде- оряда музыкальных клипов - фрагментов, кон- текстуально связанных друг с другом, но весьма разнородных, предъявляемых в быстром темпе и порождающих все новые ассоциации, заставляя зрителя «растекаться мыслью по древу». Вообще изначально clipping - это подборка газетно-жур- нальных вырезок на заданную тему. Не дотошный аналитический обзор, не «выжимка» информации из разных источников (дайджест), а поверхност- ное представление «сырой», не переработанной информации. Такой контент, как видеоклипы, опирающийся на быструю смену тем, на психологическом уровне подталкивает зрителя к «скачке идей», переклю- чению с логического, последовательного рацио- нального мышления на спонтанно-ассоциативное иррациональное. А на физиологическом уровне возникает так называемый когнитивный сдвиг: от левополушарного мышления (последователь- ность, непротиворечивость и критичность) к пра- вополушарному (наглядность, ассоциативность и эмоциональность). Целесообразность такой подачи материала с точки зрения клипмейкеров очевидна: меньше «доза» информации - значит, меньше логики и критики, зато больше эмоций при постоянной смене кадров! И тогда возникает «двухступенчатый» эффект иррационального, правополушарного убеждения: У аудитории происходит переход от логи- ческого мышления к эмоциональному. Этот эффект клипового мышления - вполне в русле сегодняшних мейнстримных трендов: «Даешь простое решение сложных вопросов! Живи чув- ствами: тогда будешь чувствовать, что живешь!» «Больше эмоций» - это еще и ответ на извечный запрос массовой публики, ищущей новых ощу- щений и развлечений (помните античное «Хлеба и зрелищ»?). Клиповое мышление ситуативно и сиюми- нутно: нет времени долго размышлять, анализи- ровать информацию, сравнивать альтернативы - нужно в спешке «проглатывать» все новые порции информации. Эта временная ограниченность неизбежно ограничивает широту мышления - можно сказать, делает последнее ограниченным в самом прямом смысле. А значит, у клипово мыс- лящей аудитории больше внушаемость - и воз-растает ее податливость для манипуляций. Такой эффект клипового мышления очень востребован рекламистами, маркетологами и политтехноло- гами. И желания, порождаемые клиповым мыш- лением, становятся импульсивными и компуль- сивными: «Хочу сегодня! Хочу сейчас!» В конце прошлого века развитые страны при- шли к обществу массовой информации (читай: медийной манипуляции), жаждущему свежих эмоций и новых развлечений - и тем самым семи- мильными шагами идущему к повальной инфан- тилизации. Вот потому-то в нем и сформировался социальный запрос на клиповое мышление. Точ- нее, запрос на контент, такое мышление питаю- щий и стимулирующий. Соответственно, само клиповое мышление укоренилось как распро- страненное социокультурное явление. И конечно, привлекло внимание исследователей. В отече- ственной науке «пионером» изучения клипового мышления выступил известный философ Федор Гиренок, противопоставивший его мышлению понятийному. Ну а когда в начале нового века началось три- умфальное распространение Интернета, клипо- вое мышление пышным цветом расцвело в новой информационной среде. Перефразируя классика, можно сказать, что эти два феномена современ- ной культуры - как близнецы-братья: мы говорим «клиповое мышление» - подразумеваем «пользо- вание Интернетом». Причем интернет-мышление, или мышление, поначалу порожденное Сетью, в дальнейшем само выстраивает эту Сеть. Ведь в глобальной Сети, опирающейся на принцип «диктатуры юзера», контент Интернета подстра- ивается под вкусы пользователей, большинство которых предпочитает просматривать короткие тексты в одну страницу, фото и видеоролики про- должительностью до двух-трех минут. При этом сужается временной горизонт «здесь и сейчас», в него помещается лишь то, что можно окинуть одним взглядом… и забыть, как только это ста- новится прошлым («с глаз долой - из мозга вон»). Возникает цифровая амнезия[1]. Юзеры не хотят утруждать себя углубленным размышлением. В результате контент становится «быстрорастворимым» - таким, чтобы мог схва- тываться большинством пользователей момен- тально, даже при поверхностном просмотре, и без интеллектуальной фильтрации, не дожидаясь наступления «перегрева» мозга от умственных усилий. Такая «пища» для ума «проглатывается» большинством легко и усваивается незаметно. Ну просто мечта рекламистов и политтехнологов всех мастей! Описанные черты «клипомыслия» - поспеш- ность, эмоциональность и некритичность - у интернет-юзеров «со стажем» проявляются особенно ярко. Почему это происходит? Давайте разберемся. Что касается поспешности - она выступает прямым следствием информационной избы- точности глобальной Сети, этого кажущегося бескрайним «океана» информации (наподобие «мыслящего океана» Станислава Лема). Причем избыточность проявляется как по объему, так и по структуре информации (гипертексты, мно- гочисленные переходы по ссылкам) и по форме ее представления (аудиовизуальный, мультимедий- ный контент). В результате для среднего пользова- теля прежнее «хочу все знать» сменилось на «хочу все успеть»: он не рассматривает все возможные аргументы, ограничивается одним-двумя. Отсюда не только поверхностность мышле- ния, но и его категоричность, так называемое «полярное мышление», поскольку человек не видит альтернатив (не успевает, да и уже не хочет поглощать избыток информации ежедневно и ежечасно. Вдобавок есть проблемы с анализом имеющейся в распоряжении информации). Такой способ принятия решений по существу регрес- сионный, детский. Поэтому клипово мыслящие юзеры Интернета нередко ведут себя наивно, как дети, - верят в предлагаемые им «сказки для взрослых». Например, про очередные открытия «британских ученых». Не случайно известный аналитик Рунета, практикующий психотерапевт Андрей Бархатов сравнивает клиповое мышление с «липовым» в силу скоропалительности и нео- боснованности решений[2]. Теперь - по поводу эмоций. Согласно извест- ной формуле эмоций академика Симонова, интен- сивность эмоций прямо пропорциональна силе актуальной для человека потребности и обратно пропорциональна объему имеющейся инфор- мации, необходимой для удовлетворения этой потребности. Соответственно, ограничение вос- приятия информации, происходящее в процессе клипового мышления, способствует возрастанию интенсивности проживаемых при этом эмоций. Но как такой внутренний информационный дефицит уживается для пользователя с внеш- ней информационной избыточностью? Разгадка состоит как раз в противоречии внутреннего и внешнего. Хотя океан внешней, потенциально доступной для интернет-пользователя инфор- мации избыточен, в то же время объем реально им усвоенной информации ограничен. В это ограничение вносят вклад как пропускная спо- собность сознательного восприятия, так и дефи- цит времени, порождающий информационный стресс. Возникает информационный диссонанс, нагнетаются эмоции. По сути, захлопывается информационная ловушка, в которую человек себя загоняет сам своим клиповым мышлением: он бегло просматривает все больший объем информации, воспринимаемой небольшими порциями (снимками, кадрами) - но при этом удерживает, запоминает все меньше. В виртуаль- ном мире, как в мифологическом потустороннем, человек пытается удовлетворить свой душевный и духовный голод - но в результате становится еще более голодным. Более того, от информацион- ного перенасыщения возникает информационное же «несварение» и как результат - эмоциональная неудовлетворенность. Кроме того, клиповое мышление стереотипно. Оно подталкивает человека к тому, чтобы некри- тично повторять чужие мысли, принимая их за свои. Отсюда, в частности, поднимается волна заимствований, копипастинга в Интернете. Помимо описанных недостатков, клиповому мышлению присуще еще и отсутствие систем- ности мышления. Для «жертвы» клипового мышления мир (как внешний, так и внутрен- ний) становится фрагментарным, превращаясь в набор разрозненных, не связанных друг с дру- гом впечатлений и не увязанных в одно с другим представлений. Как писал дьякон Андрей Кураев, «клиповое мышление в итоге мешает человеку быть целостным». А каждое внутреннее проти- воречие делает человека менее психологически устойчивым. С развитием интернета и других информаци- онных технологий, насыщенность информаци- онной среды, окружающей человека, выросла на порядки. В своей статье доктор Жак Балле пишет: «Если в прошлые не далекие годы количество информации в мире удваивалось за десятилетие, то в наше время за 18 месяцев»! Без надлежащей культуры мышления человеку тяжело ориенти- роваться в окружающем его информационном пространстве. Следствием этого является эффект клипового мышления. Проведенные психологами эксперименты показывают, что среди подрастающего поко- ления резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из про- граммы предшествующих лет обучения. Выби- рался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%. Аналогичная ситуация наблюдается и у взрослых. В статье «Google делает нас глупее?» Nicholas Carr (автор книги «The Big Switch: Rewiring the World, From Edison to Google») пишет: «В последнее время у меня появилось неуютное ощущение, что кто-то или что-то ковыряется в моем мозгу, пере- распределяя нейронные схемы и перепрограм- мируя память. Мой мозг не умирает, насколько я могу судить, но меняется. Я уже не думаю так, как думал раньше. Особенно это заметно при чтении. Раньше я с легкостью погружался в книгу или длинную статью. Мозг увлекался повество- ванием или поворотами дискуссии, и я часами бродил по длинным дорогам прозы. Теперь такое редко случается. После двух-трех страниц вни- мание начинает рассеиваться, появляется кака- я-то суетливость, я теряю нить, начинаю искать, чем бы еще заняться. Такое ощущение, что мне постоянно приходится подтаскивать свой непо- слушный мозг обратно к тексту. Глубокое чте- ние, которое раньше происходило совершенно естественно, превратилось в борьбу». И далее: «Ясно, что пользователи не читают онлайн в тра- диционном понимании этого слова; появляются новые формы чтения: пользователи горизон- тально «пробегают» по заголовкам, страницам и абзацам в поисках быстрой добычи. Создается такое ощущение, что они выходят в Сеть, чтобы избежать чтения в его традиционном смысле». Другая сторона клипового мышления - ослабле- ние чувства сопереживания, ответственности. По этому поводу в своем интервью высказал Андрей Кураев, размышляя о восстановлении рухнув- шего «Трансвааль-парка». «…Но тот человек, который идет сознательно развлекаться и берет с собой детей для развлечения на место, поли- тое человеческой кровью, конечно, тем самым демонстрирует, что с его совестным чувством что-то не так. Я думаю, что это люди, которые воспитаны в клиповом мышлении. Это мыш- ление сиюминутного восприятия, то есть даже не мышление, а минутная реакция. Вот идут сводки новостей, одна с другой не связаны. Идет концерт, один номер с другим не связан. Вослед рекламные ролики - один с другим не связан. Наконец, есть множество телеканалов, которые ты постоянно переключаешь, и они тоже между собой никак не связаны. Человеку на осмысле- ние какой-то ситуации дается две-три минуты, не более того. И тут же все забудь, поскольку начинается нечто совершенно другое. Другая информация ждет своей очереди, чтобы влиться в тебя и протечь через твои мозги. Это клиповое мышление в итоге мешает человеку быть целост- ным. Я не сомневаюсь, что те люди, которые сей- час пойдут в аквапарк, когда случилась траге- дия, наверняка сочувствовали, сопереживали. Может быть, даже давали зарок - больше туда не будем ходить... Но прошло несколько меся- цев и уже совсем другая погода в душе. Другие тонны информации через нее прошли. И чело- век уже предпочел забыть то, что произошло. Не думать о нем». Опасность заключается и в том, что возникает эффект обратного действия, когда и СМИ, и телевидение подстраивается под воспитанную ими аудиторию. Например, текст в статьях становится сильно фрагментирован- ным, разбитым на перемежающиеся смысловые блоки небольшого - два-три абзаца - объема. Он насыщен большим количеством коротких фраз, и главная его задача - создать не логическое, а эмоциональное отношение к происходящему. В результате роль читателя сводится к простому потреблению информации. Такая форма подачи материала оказалась весьма удобной в частности для коммерции. Делая упор только на эмоции, легче заставить человека руководствоваться полу- ченной информацией в повседневной жизни. А для закрепления эффекта используются ссылки на «авторитеты», что выливается прямо-таки в гипертрофированный интерес к жизни богемы. Появились целые серии книг, написанные в стиле общения в чатах, по ICQ или дневниковых запи- сей. Снимаются фильмы, построенные на прин- ципах клиповой техники. То есть запущенная система начинает воспроизводить саму себя и собственных потребителей. От стиля мышления во многом зависит успеш- ность человека по жизни. Программы вузов намного сложнее школьных и требуют воспри- ятия и переработки гораздо больших объёмов информации. В современном мире без умения анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения, вообще невозможно стать успешным управленцем. Одно из главных требо- ваний в нем - способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существую- щего положения до поставленной цели (причи- на-следствие). А создание таких цепочек подразу- мевает наличие «продолжительного» мышления. Отсюда возникновение вполне реальной опасно- сти, что носители клипового мышления будут вытеснены на положение аутсайдеров. В некото- рых странах, где стали осознавать опасность кли- пового мышления, разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние кон- центрации в течение длительного времени. Но наиболее доступный метод - это все-таки чтение (естественно, не клиповой литературы) с после- дующим осмыслением прочитаного. В отличие от телевидения, где происходит управляемое вос- приятие, при прочтении художественного про- изведения приходится самостоятельно выстраи- вать образную систему. А всяческое закрепление прочитанного - обсуждение, конспектирование и т.д. способствует выработке умения анализи- ровать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к формированию мозаичной картины мира.Есть и другая сторона медали. Клиповое мыш- ление стало массовым с широким распростране- нием интернета, когда окружающая среда стала буквально переполнена информацией. Орга- низм человека должен был как-то защищаться и адаптироваться, и как следствие - изменение формы сознания у молодого поколения. По сути своей клиповое мышление - это защитная реак- ция организма от информационной перегрузки. Как бы то ни было, но логическое мышление нам тоже нужно. Теории этапов развития цивили- зации М. Маклюэна являются подтверждением этому: «…общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в «элек- тронное общество» или «глобальную деревню». Канадский философ, теоретик электронных СМК считает, что «электронный мир» позволяет много- мерно воспринимать мир. Всестороннее развитие электронных средств общения ведет к возвраще- нию человеческого мышления к дотекстовому периоду» [3]. Словосочетание «клиповое мышление» за период своего существования начинает приоб- ретать сильно проявленную отрицательную кон- нотацию, прежде всего это относится к молодому поколению. Считается, что клиповое мышле- ние катастрофично, ведь подростки и молодежь читают урывками, слушают музыку в автомоби- лях, посредством мобильных средств, т.е. при- нимают сообщения пульсами, фокусируясь не на идеи, а на отдельных образах и сиюминутных вспышках. На самом ли деле только подростки и молодежь подвержены клиповому мышлению? Действительно ли это плохо? Негативные стороны данного мышления состоят в том, что наш современный мир образует мозаичную форму разрозненных, мало соединен- ных между собой фактов, частей и информации. Сменяя друг друга, и часто требуя новых, люди привыкают к изменившейся среде (возникает потребность слушать музыку, просматривать фото и видео, общаться с друзьями в чатах, непрерывно находиться в сети, погружаться в виртуальные онлайн игры и т.п.). За последнее десятилетие возрос темп обмена информацией, произошла глобальная информатизация всего населения, что дает подростку быть уверенным в том, что любую сложную задачу можно просто решить с наименьшими затратами сил и вре- менем. Клиповое мышление - подразумевает упрощение, т.е. оно «забирает» всю глубину изу- чения, освоения материала. Данное мышление нацеливает человека на легкий способ добычи информации. Оборотной стороной медали является то, что клиповое мышление можно использовать как защита организма на информационную перегру- женность человека. Если учесть то информацион- ное поле, которое испытывает, видит и чувствует за целый день человек, плюс Интернет, то ничего потрясающего в этом нет, что его мыслительные процессы изменяются, подстраиваются и адапти- руются к новому окружающему миру. Клипо- вое мышление - это новое в развитии взглядов человека, отношений с информацией, который завязался, не вчера и исчезнет точно не завтра. Как говорил Л. Н. Толстой: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать». Современные дети, зависимые от интернета могут одновременно выполнять несколько действий сразу: слушать музыку, смо- треть телевизор, общаться, сидеть в социальных сетях, выполняя при этом школьные домашние задания. Безусловно, расплачиваются дети за многозадачность невнимательностью, рассеян- ностью, гиперактивностью и т.д. Таким образом, удивительные информацион- ные технические достижения человека оказывают воздействие на психику человека и зарождают новые мыслительные парадигмы. Сетевое мышле- ние представляет собой свободу воли, выбора во всемирной глобальной сети. Клиповое мышления дает человеку беспрепятственно добираться до беспрецедентного числа информации и сообще- ний. Данные научных достижений показывают, что с каждым годом всемирная паутина превра- щает человека в рассеянных и легкомысленных потребителей, основательно воздействуя на про- цессы, проистекающие в нашей голове. В целом же, несомненно, клиповое мышление несет на себе отпечаток «детскости». Отсюда вывод, к которому мы приходим вслед за известной исследователь- ницей Интернета Сьюзан Гринфилд: «В Интернете взрослые ведут себя как дети».
Список литературы

1. Игнатов М. А. Сетевое мышление: феномен самоорганизации (философский анализ)/ В. П. Римский, М. А. Игнатов// Социально-гуманитарные знания. Региональный выпуск. - Краснодар, 2009.

2. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. // Центр фундаментальной социологии. Перевод с английского В. Г. Николаева. М.:Канон-пресс, 2003.

3. Маклюэн Г. М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. - М.: Академический проект, 2005.

Войти или Создать
* Забыли пароль?