БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕМЕН
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Особенность перемен в том, что человек не думает, что это может с ним случиться, хотя такое отрицание мешает ему быстрее ориентироваться в новых условиях, условиях неопределенности и выстроить свои стратегии безопасного выживания.

Ключевые слова:
Психология безопасности, информационное воздействие, психологическая защита, личность, общество, информационные угрозы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Особенность перемен в том, что человек не думает, что это может с ним случиться, хотя такое отрицание мешает ему быстрее ориентироваться в новых условиях, условиях неопределенности и выстроить свои стратегии безопасного выжи- вания. Дело в том, что жизнь коротка (врачи считают, что многие люди в XXI веке будут жить больше ста лет), а в том, что он быстро проходит. Чтобы не потратить жизнь впустую, требуется рисковать и проявлять смелость. И если человек готов так жить, то перемены его не пугают. На самом деле развивающийся человек умышленно создает перемены, потому, что мир уже не соот- ветствует тому, каким он хочет его видеть. «Вы можете сами руководить переменами, или пере- мены станут руководить вами» - пишет Джон У. Мариот в книге «Дух служения»(1997). Более того Кетрин Пондер, автор 16 книг о позитивном мыш- лении и процветании в своей книге «Динами- ческие законы процветания»(1962) утверждает: «Существует, по сути, одна проблема в жизни: застой. И есть, по сути, единственное решение: циркуляция. «П.В.Симонов считает неопреде- ленную ситуацию характерной для возникно- вения эмоций. Согласно его теории, стремление к повторному переживанию положительных эмо- ций вынуждает живые системы активно искать неудовлетворенные потребности и ситуацию неопределенности. Поэтому можно сказать, что неопределенность может быть стимулом к раз- витию. У нас возникнет новая синаптическая система, сравнимая с новой компьютерной про- граммой. А это значит, что мы станем видеть мир по-новому, произойдет желаемая транс-формация. В нейрофизиологии есть правило Хебба[1], которое доказывает, что, если посто- янно задействовать одну и ту же совокупность нервных клеток, то с каждым разом им будет все проще активироваться всем вместе. И постепенно между такими нейронами установится прочная и долговременная связь. Но обратимся к истории. Установление связи между миром материальным и миром мыслей, было головоломной задачей ученых всех времен. Даже сегодня многим из нас далеко не очевидно, что разум оказывает сколько-нибудь ощутимое воздействие на материальный мир. Рене Декарт, математик и философ XVII века был сторонником механистической модели мира, согласно которой Вселенная подчиняется определенным законам. Анализируя же человеческую мысль, Декарт стол- кнулся с настоящей проблемой: в работе разума оказалось слишком много переменных и свести его работу к единым законам, была нерешаемая задача. Поскольку Декарт не смог увязать свое понимание физического мира с миром челове- ческого разума, но и не мог признать наличия обоих миров, он заявил, что разум не подчиня- ется законам объективного, материального мира, а значит, не может считаться объектом научного исследования. Он заявил, что изучение материи - это сфера науки, а так как разум есть орудие божественного промысла, то и исследовать его должна религия. По существу Декарт «виноват» в противопоставлении разума и материи. На протяжении веков это представление о природе реальности оставалось общепринятым. Утверж- дению картезианских взглядов немало способ- ствовал Исаак Ньютон. Он не только укрепил механистическую модель Вселенной, но и вывел ряд законов. Согласно «классической» физиче- ской модели Ньютона абсолютно все объекты считались твердыми телами. К примеру, энергия определялась как сила, передвигающая объекты или изменяющая физическое состояние материи. Труды Рене Декарта и Исаака Ньютона легли в основание установки на то, что реальность под- чиняется принципам механики, а значит, человек практически не может на нее воздействовать. Все уже предопределено. Только приблизительно через 200 лет после Ньютона Альберт Энштейн открыл закон сохранения энергии и составил знаменитое уравнение Е=mc2 , доказывающее, что энергия и материя настолько глубоко взаимосвя- заны, что являются одной сущностью. Энштейн фактически доказал, что материя и энергия взаи- мозаменяемы. Это утверждение прямо противо- речило Декарту и Ньютону и ознаменовало новое понимание принципов функционирования Все- ленной. Чтобы разобраться, как устроен наш мир, пришлось изучать мельчайшие его частицы. Ока- зывается, что самые элементарные компоненты так называемого материального мира могут быть как волнами (энергией), так и частицами (мате- рией), в зависимости от разума наблюдателя. Именно из этих экспериментов и родилась новая область науки - «квантовая физика». Современ- ная физика, как мы уже и говорили, изменила наши взгляды на материальный мир. Она рас- сматривает Вселенную как безграничную неде- лимую сеть динамической активности. Одним словом, сегодня ученые подтверждают то, о чем уже тысячелетия говорят мистики, ясновидцы и оккультисты, - мы не отдельные элементы, а часть одного гигантского единого целого. У Шек- спира есть такие слова: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудре- цам». Реальность течет, ничто не постоянно, все является частью модели, находящейся в непре- рывном движении. Даже скала - это результат бешеной «пляски» энергии [4]. Вселенная жива и динамична, и мы сами, находясь в ней и будучи ее частью, живы и динамичны. Поразительные открытия, сделанные в науке за последние двад- цать лет, помогают лучше понять, как мозг создает свою собственную реальность. Они объясняют, почему визуализация или мысленное представле- ние - это не просто ненужные мечтания, а живой и творческий процесс, помогающий контроли- ровать и направлять электоромагнитные потоки человека. Мозг, мысли - электрический импульс, эмоции, тело - магнитное, притягивающее поле. Осознав сущность этих энергетических потоков, мы приходим к пониманию сущности работы мозга и тела. Эволюция умеет расставлять прио- ритеты. И главный ее вопрос - это вопрос выжи- вания и передачи наших генов от одного поколе- ния к другому. Каким бы сложным ни был мозг, который она формировала на протяжении многих миллионов лет, какими бы изумительными ни были его способности к концентрации, абстрак- циям, самоанализу, если бы они, эти способности, мешали нам обнаружить присутствие тигра или врага, или из-за них мы бы упускали подходя- щего нам сексуального партнера, а вместе с ним и возможность продолжить свой род, вид Homo sapiens давно бы вымер. Под воздействием силь- ного стресса префронтальный кортекс перестает реагировать и теряет свою способность управлять нашим поведением. На первый план выходят рефлексы и инстинкты [3]. Так как они быстрее и ближе к нашему генетическому наследию, эво- люция дала им приоритет действия в неотлож- ных ситуациях (когда речь идет о выживании, инстинкт направляет нас лучше, чем абстрактные размышления). В экстремальных условиях жизни наших предков эта аварийная система была наи- главнейшей. Но и спустя многие тысячелетия после возникновения Homo sapiens, она все еще играет исключительно важную роль в нашей жизни. Однако, когда наши эмоции слишком обнажены, главенство эмоционального мозга над когнитивным приводит к тому, что он начинает полностью управлять нашей психической дея- тельностью. В этом случае мы перестаем контро- лировать ход наших мыслей и теряем способность действовать с точки зрения наибольшей для нас выгоды в долгосрочном плане. Так происходит, когда мы чувствуем себя раздраженными после какого-либо досадного обстоятельства, в объя- тиях депрессии или в результате серьезной пси- хологической травмы возникающей в условиях неопределенности из-за избытка или недостатка объективной информации. В свое время Дж.Бру- нер, Э.Толмен, Д.Вернон, Бартлет писали, что неопределенность вызывает такие негативные эмоции как страх, отвращение, ненависть. Однако следует заметить, что это не так однозначно, так как весьма часто неопределенность связана с тре- вогой, которая наряду с негативными эмоциями содержит в себе интерес. В эмоциональном плане неопределенность чаще всего бывает неприятной, но, с другой стороны, она стимулирует вооб- ражение, умственную и поведенческую актив- ность, которые и приводят к положительным эмоциям. Рождается новое позитивное прозре- ние - человеческое сознание можно радикально трансформировать. В учениях индуизма (а иногда и в буддизме) такую трансформацию называют просветлением. В учениях Иисуса это спасение, а в буддизме - конец страданий. Термины «осво- бождение» и «пробуждение» также описывают эту трансформацию. Возможность такой транс- формации была главным посланием всех вели- ких учений мудрости в истории человечества. Посланцы - Будда, Иисус и другие, не все нам известные, - были ранними цветами человече- ства. Их идеи и концепции, может и важны, но все же они вторичны. Это лишь указатели на пути к пробуждению. Тогда как сдвиг происхо- дит внутри нас в процессе обучения и освоения позитивного мышления. « Если у вас есть только один способ решения какой-либо задачи, то вы робот. Если у вас есть два способа, перед вами неразрешимая дилемма. Вам необходимо иметь, по крайней мере, три различных способа решения любой задачи, чтобы почувствовать, что ваше поведение становится действительно гибким и разнообразным»[2]. И так, мы уже упоминали, Альберт Энштейн потряс мир, доказав, что энергия (бесформенное) превращается в материю (имеющую форму). Он показал, что физический и нефизический миры взаимосвязаны и взаимозаменяемы. Позитив- ное мышление признает связь между невидимой субстанцией, или энергией, и мыслями людей. Увязывая то и другое, вы можете лучше контро- лировать формирование материи. Удача любит смелых, а жизнь как будто расчищает дорогу тем, кто знает, чего хочет. Желание + визуализа- ция = успех. Для человека образованного, пози- тивно заряженного не представляется трудным определить стратегию обеспечения безопасного поведения в любых условиях ситуации с мно- гими неизвестными, в неопределенной ситуации, трансформироваться и добиться успеха в этой такой не простой жизни.
Список литературы

1. Hebb D.O., The Organisazation of Behavior: A Nuropsychological Theori. ahwah. NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 2002.

2. Андерс Стив и Фолкнер Чарльз. НЛП : Технологии успеха.1991.

3. Broca P. Anatomie comparee des circonvolutions cerebrales. Le grand lobe imbique et la scissure limbique dans le serie des mammifieres». // Revue nthropologique.-1878. - Vol. 2. - P. 385-498.

4. Бор Нильс. О строении атомов и молекул/ Нильс Бор. Избранные научные труды в двух томах. Т.1. - М., 1970.)

Войти или Создать
* Забыли пароль?