ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема поликультурного образования, целю которой автор видит создание психолого-педагогической среды, способствующей межнациональному поликультурному диалогу. Вопреки распространенному мнению о том, что поликультурное воспитание и межнациональное общение будет препятствовать формированию национального самосознания, национальной идентичности подрастающего поколения, в статье теоретически обосновывается, что осознание принадлежности к определенной культуре, этносу является необходимым условием поликультурного образования.

Ключевые слова:
поликультурное образование, межнациональный поликультурный диалог, национальное самосознание, национальная идентичность, этнос
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В XXI веке Армения решает проблему модернизации системы образования, которая, наряду с изменениями форм, методов, содержания, внедрением информационных технологий в учебно-воспитательный процесс, направлена также на подготовку личности в условиях мобильности обучения. Преобразование и реформирование системы образования Республики Армения требует нового, более совершенствованного подхода к проблеме поликультурного образования, культуры межнационального общения, диалога культур. О необходимости целенаправленных и систематических действий по формированию готовности личности к межнациональному поликультурному диалогу в социокультурной среде говорится в Законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании» Республики Армения. В Армении проблема поликультурного образования имеет особую специфику. С одной стороны, внутриполитическая нестабильность способствует эмиграции, и с каждым годом количество трудовых мигрантов из Армении увеличивается. С другой - влияние внешнеполитической ситуации, бесконечные информационные войны между Арменией и Азербайджаном, Арменией и Турцией, отказ признания факта геноцида Армян турецким правительством, демократические веяния Запада и вступление в состав Евразийского экономического союза, поток армянских беженцев из Сирии и других стран создают нездоровый климат межэтнической агрессии в обществе, желание во всем увидеть злой умысел. Еще одна особенность исследования данной проблемы в Армении - моноэтничный-полиэтничный, монокультурный-поликультурный факторы. Армения, с одной стороны, моноэтничная страна, с другой стороны, армянская культура очень многогранна и многообразна, по сути поликультурна. Следовательно, в мононациональной образовательной среде ограничивается межнациональное общение, и, более активно используются возможности поликультурного диалога (субъект-объектный диалог с культурой, традициями, нравами, искусством разных культур). Это актуализирует необходимость формирования нового поликультурного мышления, поиска новых путей межкультурного взаимодействия, что является не только одним из эффективных средств позитивной и целенаправленной организации этнокультурных процессов в обществе, средством интеграции системы образования в общемировое образовательное пространство, но и задачей государственного назначения. В мире поликультурное образование рассматривается как важная часть современного общего образования, способствующее усвоению учащимися знаний о других культурах: уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инонациональных культур. Целю поликультурного образования мы рассматриваем создание психолого-педагогической среды, способствующей межнациональному поликультурному диалогу. Выдвинутое нами понятие «межнациональный поликультурный диалог» основывается на идеи диалогичности культуры М.М. Бахтина, В.С. Библера, с одной стороны, и опирается на идею Н. Бердяева о том, что «культура никогда не была и никогда не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, то есть национальная…». Межнациональный поликультурный диалог - это форма взаимодействия двух и более культур через личность-культуру, в процессе которого происходит осознание ценности и уникальности национальных культур [1]. Межнациональный поликультурный диалог помогает понять, осознать сущность и уникальность разных культур, представлять многообразие мировых культур и цивилизаций, преодолеть узконациональные границы своего мышления, выйти за рамки существующих стереотипов и предрассудков, проявлять толерантность в процессе диалога с культурами разных народов, ибо культур плохих и хороших нет. Единственно приемлемой формой их сосуществования и взаимодействия является диалог. Диалог культур, проведенный через призму межнационального, поликультурного, в полной мере отвечает требованиям современного многокультурного общества и новых образовательных парадигм. Межнациональный поликультурный диалог в системе образования - это психолого-педагогический процесс, предполагающий учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств. Это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм. Оно предусматривает: · адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; · взаимодействие между людьми разных традиций; · преодоление предрассудков и узкоограниченных стереотипов мышления, этноцентрических и шовинизских позиций по отношению к другим народам, · отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов. В связи с этим встает вопрос взаимоотношения национального-вненационального, своего-чужого, столкновения-взаимодействия культурных ценностей. Каждая личность, сталкиваясь, соприкасаясь, контактируя с «чужой» культурой, рассматривает эту культуру сквозь «свою», сравнивая и проводя параллели. В этом контексте создание здорового психолого-педагогического климата, формирование личности, готовой к межнациональному поликультурному диалогу в поликультурном образовательном пространстве, является главной задачей. В связи с этим необходимо учитывать положительные мотивы и потребности, способствующие поликультурному диалогу и психологические барьеры и установки, препятствующие свободному, бесконфликтному взаимодействию в поликультурной среде. Во-первых, нужно отметить, что поликультурность и поликультурная среда не всегда предполагают присутствие представителя другой нации, так как в поликультурном диалоге происходит не только субъект-субъектное, но и субъект-объектное взаимодействие, где в роли объекта могут выступить национальные ценности, произведения искусства и т.д. Во-вторых, существует противоречивое мнение о том, что поликультурный диалог может отдалить молодежь от своих национальных корней («наши молодые люди и так стоят на грани интеграции, ассимиляции с «чужой» культурной средой», «наша молодежь легко может забыть свои исторические корни» и т.д.), являются необоснованными и маловероятными. Так как в процессе поликультурного образования особо подчеркивается собственная культура, а сравнение «свой - чужой» в контексте культуры побуждает по-новому осознать, оценить свою культуру, свое историческое прошлое и настоящее. Каждая нация имеет свое национальное сознание, выражающееся в сложной совокупности социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень ее духовного развития. Национальное сознание является продуктом длительного исторического развития, а его центральным компонентом выступает национальное самосознание [2, с. 41-42]. Национальное самосознание, являясь ядром национального сознания, представляет собой результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и положения последней в системе общественных отношений. Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации: · о своей определенной идентичности и отличиях от представителей других общностей; · национальных ценностях и интересах; · истории нации, ее нынешнем состоянии и перспективах развития; · о месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях. Эмпирические исследования помогли выявить мнение респондентов по поводу отрицательного влияния межнационального поликультурного диалога на развитие личности[1]. Таким образом, отношение к собственной национальности у армянской молодежи практически единогласное: 94 % опрошенных отметили, что гордятся тем, что они - армяне, для остальных национальная принадлежность не играет особой роли. Влияние межнационального поликультурного диалога на потерю национального самосознания просмотрели лишь 7 % опрошенных, однако большинство (68 %) отказались ответить на этот вопрос или затруднились с ответом. В Армении остро стоит вопрос миграции и сохранения национальной самости эмигрантов из Армении. На вопрос «Должен ли армянин, эмигрируя в другую страну, забыть о своем прошлом и ассимилироваться с местными жителями для того, чтобы легче приспособиться к новым условиям жизни» ответили отрицательно 25 %, категорически против выступили 63 % опрошенных, затруднились с ответом 5 %, согласились лишь 7 % опрошенных. В эмпирических исследованиях мы попытались определить, кого можно считать армянином: того, кто родился, жил и умер в Армении (18 %), у кого армянские корни вне зависимости от того, где он родился, на каком языке разговаривает и где живет (48 %), армянином можно считать лишь того, кто думает о своей национальной принадлежности, осознает свою национальную идентичность (30 %) и 4 % не выбрали ни один из предложенных вариантов. Как отмечают исследователи, изучающие этническое самосознание и психологию этносов, национальное самосознание может играть двоякую роль. С одной стороны, оно положительно влияет на взаимоотношения между представителями разных наций и культур. В этом случае собственная культура или общность не абсолютизируется и не считается как единственно правильная по отношению к другим. В противном случае национальное самосознание может иметь отрицательный характер, если оно будет сводится к узким рамкам религиозно-националистических, идейно-политических взглядов. Таким образом, мы утверждаем, что поликультурное воспитание не должно и не будет препятствовать формированию национального самосознания, национальной идентичности подрастающего поколения, ибо чувство национального самосознания, осознание принадлежности к определенной культуре, этносу является необходимым условием поликультурного образования. Человек, который ценит и уважает свою культуру, знает свое историческое прошлое, гордится малыми и большими победами своей страны и своих героев, поистине может уважать и ценить другие культуры, общаться и взаимодействовать с «чужой» культурой, сравнивать свои и другие культурные различия. Иначе, без уважения и ценностного отношения к своей культуре поликультурное взаимодействие будет ложным, беспринципиальным, псевдополикультурным.
Список литературы

1. Геворкян М.М. Интернациональное воспитание в процессе межнационального поликультурного диалога. - Воронеж: ВГПУ, 2007. - 187 с.

2. Крысько В.Г. Этническая психология: учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 320 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?