ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ДЛЯ СНИЖЕНИЯ СТРЕССА
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приведен отчет о проделанной работе в Центре психологической реабилитации и инновационного развития человека «Радомир» по применению комплексного подхода для снижения стресса.

Ключевые слова:
психология, стресс, эриксоновский гипноз, внутриличностный конфликт, развитие
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Работа с клиентами, как в группах, так и индивидуально привела нас к выводу, о том в основании сложившихся проблем лежит продолжительный стресс, который со временем переходит во внутриличностный конфликт, а затем переходит в зависимости, фобии. Опросы клиентов говорят, что убеждения, шаблоны (модели) мышления и поведения очень значительны в отношении физического и психического здоровья. Они могут быть разрушительными и вредными. Если мы сможем изменить эти отрицательные модели мышления и поведения, то мы сможем эффективно лечить многие состояния, включая тревогу, психопатические расстройства, посттравматические расстройства, депрессии, а также помочь восстановиться после сердечных заболеваний. Как показывает опыт работы в Центре психологической реабилитации и инновационного развития человека «Радомир», в основном люди обращаются для разрешения возникших проблем в семейной жизни и на работе. Разбирая конкретную ситуацию клиента, погружаясь глубже, пытаясь нащупать суть проблемы мы чаще всего выходим на внутриличностный конфликт, тот запускающий триггер, который и есть истинная причина образовавшейся проблемы. В нашей психотерапевтической практике для разрешения внутриличностного конфликта мы используем комплексный подход (подробно он описан статье Ю.В. Оболонского и И.С. Кожевникова «Конфликт как инструмент развития личности»), который включает в себя: 1. Эриксоновский гипноз для снижения уровня стресса и образования внутреннего ресурса с последующим его применением в работе со страхами, комплексами, зависимостями и с другими проблемами человека. 2. Совместное применения иерархической системы потребностей А. Маслоу и пирамиды логических уровней Р. Дилтса, а также ряда авторских методик специалистов нашего центра для построения новой системы взглядов на себя, свой внутренний и внешний мир. 3. Нейролингвистическое программирование. Основой работы с клиентами мы применяли эриксоновский гипноз, создавая пациенту условия для его изменений. Нами была проведена психотерапевтическая работа с 60 участниками эксперимента в течении 6 месяцев. Всего 12 встреч с периодичностью 2 сеанса в 1 месяц. Для всех участников был проведен входной и выходной контроль с использованием методики для диагностики личности СМИЛ, теста Люшера, авторский опросник М.Ф. Секача «Самооценка психической устойчивости». Целью ставилось выявление уровня стрессового состояния и определения особенностей каждого участника терапевтической практики. Методики позволили определить возможности проявления психической устойчивости к воздействующим факторам по четырем психическим компонентам: интеллект, эмоции, воля, личностно-профессиональные качества. Именно они, интегрируясь в системное психическое образование, составляют основу психической устойчивости. Рис. 1 Пример графического изображения результатов СМИЛ у Александра Г. После проведения входного диагностического контроля с использованием теста Люшера было выявлено, что у 50% тестируимых наблюдается повышенное стрессовое состояние, у 10% наблюдается соматическая реакция на стресс, 15% - гиперконтроль и реакция закрытие себя, нормальное состояние 25% от общего числа.Это подтверждают и данные полученные на основе методики СМИЛ. Рис. 2 Диаграмма соотношения стрессового состояние тестируимых. У Татьяны С. на первом этапе был зафиксирован высокий уровень по шкале Sc-диагностика шизоидного (аутического) типа личности. После проведения личной консультации, ей было рекомендовано обратиться к психиатору в связи с возможным проявлением серьезного отклонения от нормы в сторону пограничного шизойдного состояния. По завершению диагностического этапа всех участников разделили на три группы, таким образом чтобы в них были равномерно распределены все участники с различным уровнем стресса. Группа № 1. Контрольная. 20 человек. Группа № 2. Контрольная. 20 человек. Группа № 3. Экспериментальная. 20 человек. шкалы СМИЛ L F K 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 Группа № 1 46 76 42 70 72 65 71 65 59 66 73 78 49 Группа № 2 44 68 44 66 49 59 69 55 66 51 55 73 44 Группа № 3 40 64 59 50 36 45 46 50 47 53 54 68 48 Табл. 1 Усредненные данные профилей групп испытуемых до эксперимента. Рис. 3 График данных профилей испытуемых после эксперимента. Первые две группы (контрольные) в дальнейшем использовались для «чистоты» эксперимента и результаты работы с ними сравнивались с результатами экспериментальной группы № 3. Каждый месяц, по завершению двух сеансов, во всех группах поводился цветовой тест Люшера для измерения динамики субъективного состояния личности и анализа текущего этапа эксперимента. В контрольных группах на протяжении всего времени психотерапевтическая работа шла с использованием техник групповой работы, гештальт-терапии, психодрамы. В экспериментальной группе применялся комплексный подход. Весь эксперимент можно разделить на 6 этапов. Один этап длится 1 месяц и составляет 2 встречи-сеанса. Вся работа проводилась в субботний день. Как правило, это были с 10 до 12 часов группа № 1, с 13 до15 часов группа № 2, с 16 до 18 часов группа № 3. Каждый этап характеризовался изменениями как в психоэмоциональном состоянии, так и в отношении к той проблеме, которую каждый озвучил в начале работы. На основании опроса участников в таблице № 1 приведены сравнительные результаты проведения психотерапевтической работы Таблица № 2. РЕЗУЛТАТЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Этапы 1 группа 2 группа 3 группа 1 Группообразование. Работа со своими чувствами. Взятие ответственности на себя за свои действия. Группообразование. Работа со своими чувствами. Взятие ответственности на себя за свои действия. Снизился уровень стресса. Появился явный интерес к следующему занятию. Защитные механизмы 10% терапевтируемых исчезли. 2 Снизился уровень стресса. Принятие друг друга. Попытки оказания взаимопомощи. Внутригрупповой конфликт. Внимание группы сосредоточено на его преодолении. Сплочение коллектива Стресс минимальный. Наблюдается положительная групповая динамика, сплочение коллектива. 3 Стресс минимальный. Наблюдается положительная групповая динамика. Принятие друг друга. Оказания взаимопомощи. Значительное снижение стресса. Запрос группы на проработку вопроса «Кто мы сейчас». Интерес к своему внутреннему миру. 4 Наблюдается положительная групповая динамика. Сплочение коллектива. Положительный настрой на работу всей группы. Проработка комплексов и страхов. Цели, поставленные в начале, уже не актуальны. Человек смотрит на проблемы с более высокого уровня. 5 Достигнуты цели поставленные в начале работы. Поиск внутреннего ресурса для достижения поставленных целей. Постановка новых целей. Улучшение состояния соматических проявлений. 6 Постановка новых целей. Попытки их реализовать. Достигнуты цели, поставленные в начале работы. Поиск ресурсного состояния для достижений новых целей. По завершению эксперимента был так же проведен выходной контроль с использованием теста СМИЛ. Он показал явное улучшение состояния во всех группах. Испытуемые отвечали на вопросы, проявляя комфортность, при отсутствии внутреннего напряжения и выраженных затруднений в адаптации симптомов стресса. Этому свидетельствует пониженные показатели по шкале F и снижение уровня профиля с завышенного до нормального. Пиковые показатели по шкалам уменьшились, профили тестируемых стали более линейными. Это показывает, что поведение стало более гибким и устойчивым. В мышлении и переживаниях присутствует адекватное отношение к себе и к окружающей действительности. шкалы СМИЛ L F K 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 Группа № 1 46 76 42 70 72 65 71 65 59 66 73 78 49 Группа № 2 44 68 44 66 49 59 69 55 66 51 55 73 44 Группа № 3 40 64 59 50 36 45 46 50 47 53 54 68 48 Табл. 3 Усредненные данные профилей групп испытуемых после эксперимента. Рис. 4 График данных профилей испытуемых после эксперимента. В целом положительная картина изменения эмоционального состояния и отношения к себе. Однако следует отметить, что в экспериментальной группе положительный эффект произошел на 2 месяца раньше, чем в двух контрольных группах. Во время второго периода во 2 группе возник небольшой конфликт по причине недовольства работы психолога и как следствие разделение группы на два «лагеря» за и против такой работы. В последствии противоречия были устранены путем осознания инициатором внутриличностного конфликта и его проекции на психотерапевта. Участники двух контрольных групп обращали внимание на длительный перерыв между встречами. Высказывались мнения, что если бы встречи были чаще, то работа шла более эффективно. В группе № 3 такого не наблюдалось, всех устраивал период между сеансами в 2 недели. Как отмечалось этого времени достаточно, чтобы произвести внутреннюю работу и переосмыслить ситуацию. Особенным результатом работы в экспериментальной группе следует отметить кардинальное изменение отношения к первоначально озвученным проблемам. Участники групповых работ пересмотрели свое отношение к нынешнему положению дел и отказались от изначально поставленных задач, обосновав это теперешней ненадобностью их реализации и осознанием истинных причин возникновения проблем. После проведенной работы 2/3 группы № 3 записались на индивидуальную консультацию по причине желания проработать до конца поставленные перед собой цели на последних сеансах. В группе № 1 желающих было только два человека, во второй группе записалась 1/3. Обмен полученным опытом между группами и обратная связь, проведенная со всеми 60 участниками терапевтической работы, показали, что использование суггестивных технологий является более комфортным для «новичков» и не создает преград для работы при первых встречах на этапе знакомства и образования группы. После сеанса с погружением «в себя» люди получали прилив сил и хорошего настроения. В течении недели, как отмечали участники третьей группы, были значимые сны, которые давали ответы на некоторые их вопросы. Подводя итог практической работы в группах с использованием различных методик групповых работ, следует отметить, что ни одна техника не дает такого результата как индивидуальная работа. В ней учитываются особенность человека, создается особое поле взаимоотношений клиента и психолога. Поэтому групповую работу следует совмещать с индивидуальными консультациями, как по желанию клиента, так и по рекомендации психолога. Подводя итог, можно заключить следующее: 1. Применение суггестивных методик (комплексного подхода) в психотерапии является более эффективных инструментом для снижения стрессового состояния. 2. Комплексный подход является более комфортным для групповой психотерапии. 3. Важной задачей является стимулировать личность к ее развитию, дать ей возможность совершенствоваться, создать условия для подобных изменений. Клиент, сумевший открыть в себе силы и возможности, в дальнейшем может применять их уже без помощи психотерапевта, и это является очень важным психотерапевтическим свойством. Результатом психотерапии является возможность отпустить своего клиента в обычную жизнь с уверенностью, что он сможет в ней жить без «тепличных» условии.
Список литературы

1. Оболонский Ю.В. Психологическая модель личности (2014). Живая психология. 2014. № 2 (2). С. 52-60.

2. Оболонский Ю.В., Кожевников И.С. Конфликт как инструмент развития личности.

3. Зазыкин В.Г., Оболонский Ю.В. Психологическая реальность конфликтов. М.- 2012.

4. Коваленко Б.В. Психология конфликта. Учебное пособие. М.: МОСУ, 2000.

5. Коваленко Б.В. Конфликты: психологический анализ, диагностика и разрешение. М.: МОСУ и Академия ФПС РФ, 2001.

6. Левин К. Разрешение социальных конфликтов (пер. с англ.). СПб.: Речь, 2000.

7. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

8. Оболонский Ю.В., Кожевников И.С Депрессия как индикатор развития психики человека. Живая психология. 2015. Т. 2. № 1. С. 83-88.

Войти или Создать
* Забыли пароль?