Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Процесс реформирования российской государственности требует новых подходов ко многим социальным проблемам. Некоторые из них, такие, как алкоголизм и наркомания, носят массовый характер, уносят жизни многих людей, и в первую очередь молодых. Государственные меры, направленные на противодействие распространению наркоупотребления, и употребления алкоголя пока не дают ощутимого эффекта [7, 27, 10]. В целях снижения наркотизации подростков и молодежи, существует острая необходимость работать не только со сформировавшимися наркопотребителями, имеющими большой стаж, но на ранних стадиях зависимого поведения. При этом существует потребность в обновлении работы системы профилактики, способной обеспечить оказание комплекса эффективных услуг в данной сфере. Не изучив системно-психологические особенности мотивационной сферы лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, сложно разработать эффективные программы профилактики этого явления. [8,11,12,26] Хронологическими рамками юношеского возраста является возраст от 15 до 18 лет - ранняя юность и от 18 до 23 поздняя юность. Это считается переходным моментом в жизни подростка, когда он переходит к самостоятельной взрослой жизни. Что-то среднее между ребенком и уже полноценным взрослым. меняется его зависимость от взрослых, то есть он стремиться к самостоятельности. У юношей происходит качественное изменение социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых моделей поведения, из чего вытекает его самостоятельность и ответственность за свои поступки [13]. В этот период ощущается, что вся жизнь впереди, что в свою очередь дает возможность пробовать, ошибаться и вести поиск. [16] Детство остается в прошлом. В юности все психические функции в большинстве своем сформированы и начинается стабилизация личности. Привычным рубежом школьной и новой взрослой жизни считается 17 лет [3]. При отсутствии условий для положительной реализации своего потенциала, процессы самоутверждения у юношей могут происходить в искаженной форме, приводить к неблагоприятным последствиям [21]. Нами изучено комплекс личностных особенностей, влияющих на формирование зависимого поведения, по сравнению с группой «норма». Гипотеза исследования заключалась в предположении, что эмоциональная сфера у юношей с химической зависимостью отличается большей неустойчивостью, чем эмоциональная сфера юношей без химической зависимости. Выделяют несколько основных моментов развития юношей. Первое - это профессионально-учебная деятельность, ее суть состоит в том, что подросток должен определить для себя сферы профессиональной деятельности, соответствующие его потребностям. Необходимо пробовать себя в этой профессии если не на практике, то хотя бы заочно знакомиться с профессией. И задачей здесь является узнать свою профессию и сделать осознанный выбор [23]. Вторым является психологическая база подростка, формирование его мировоззрения, самосознания, осознание своего «Я» в форме переживания чувства неповторимости и целостности, формирование гражданских качеств личности, способность трудиться и самое главное потребность в труде, развитие рефлексии и критического отношения к себе. Л.С. Выгодский уделял большое значение развитию самосознания подростков, поиска смысла жизни и овладению своим личностным миром. Как правило, в юности временная перспектива представляет собой будущее, построенное на настоящем, как проживешь сегодня, так будет завтра. Третьим является развитие межличностных отношений у юношей, оно имеет две противоположенные тенденции: первое - это обособление до дружбы и раскрытые себя в другом человеке, а второе - это стремление к расширению контактов, тем самым испытывание себя в новой социальной роли. В стремлении к межличностным контактам и взаимодействиям юноша хочет, чтобы его понимали так же, как он понимает себя. В этом возрасте ценности дружбы ставятся выше, чем ценности любви [1,2,6,14,15,16] При обращении к смежным направлениям практической деятельности психологов, психиатров и психотерапевтов проблема зависимого поведения, зависимости рассматривается как разновидность девиантного поведения, и является наиболее сложной для психологической коррекции [5, 20, 25, 18]. В данный момент существует три позиции с которых врачи, ученые и психологи, пытаются понять механизмы формирования зависимого поведения это: медицинская, психологическая и социальная [19]. Социальная позиция заключается в убеждении, что формирование зависимого поведения происходит при дисгармоничном общественном отношении, между государством и гражданином, родителями и детьми, членами общества [9]. Медицинская позиция состоит из убеждения о том, что причина формирования зависимости заключается в деятельности головного мозга конкретного человека, поэтому, необходимо использование различных методов медицинского воздействия для того, чтобы справиться с данной проблемой. Психологическая же позиция заключается в том, что причина формирования зависимого поведения заключается в своеобразии личностных особенностей человека [23]. Любое человеческое поведение, имеет признаки зависимости, и при этом имеет не внешнее, а внутреннее происхождение. Человек приобретает зависимость от чего-либо или кого-либо не в силу принуждения или давления из вне, из-за готовности подчиняться, чтобы его вели по жизни и руководили. Конечно, нельзя отрицать, что внешние факторы играют определенную важную роль в формировании зависимого поведения, но, как правило, они являются условиями, а не причинами появления зависимости. Выделим психологические особенности зависимой личности: Первое - это высокий уровень внушаемости. Высокая внушаемость - это легкость, с которой человек усваивает внешние по отношению к нему побуждения, желания, стремления, установки, формы и стили поведения, обладание повышенной восприимчивостью к психическим воздействиям со стороны других людей без стремления противостоять взаимодействию и без критического осмысления реальности. Большинство из происходящего с человеком принимается на веру, не поддается глубокому не анализу, и не подвергается пристальному осмыслению. Зависимая личность часто оказывается легковерной, податливой групповому воздействию, некритичной и авторитарному управлению. Некритичность проявляется и по отношению болезни, то есть клиент отрицает наличие заболеваний и проблем. При наркотическом опьянении у человека полностью отсутствует критика к своему поведению. Человек не адекватно воспринимает действия и слова как свои, так и других людей. Поэтому, при встрече с человеком, находящемся в наркотическом опьянении, и во время беседы с ним, желательно сохранять спокойный тон речи, и вести разговор на нейтральные темы. Если в таком разговоре специалист выберет авторитарную позицию, она может вызвать неадекватную реакцию со стороны человека. Второе это Неспособность человека адекватно планировать и прогнозировать свое будущее. Как правило, люди с химической зависимостью не учитывают свои прошлые поступки для действия в настоящем. Люди с химической зависимостью очень редко берут на себя ответственность действия в ситуации и часто стараются переложить ответственность на других людей. Третье - это эгоцентризм. У лиц с химической зависимость очень явно выражен эгоцентризм, можно сказать он пронизывает всю структуру личности как красной нитью. Люди с химической зависимостью фиксированы на себе, на своих чувствах, интересах, желаниях. Ему безразличны интересы, чувства, желания других людей. Четвертое - это мечтательность. Химически зависимые люди имеют сильно развитую способность фантазировать, они могут легко отрешаясь от действительности, жить в выдуманном мире грез, в выдуманном окружении. Поэтому такие люди быстро и без проблем вживаются в роль искреннего и честного человека, являясь при этом лжецом. Они сами верят в свою ложь и часто им трудно самим определить, где его фантазия, а где реальность. Пятое - нетерпеливость и максимализм. Человек с зависимостью хочет как можно быстрее избавиться и решить свои проблемы, при этом затратив как можно меньше усилий для этого. Иногда он, не учитывая реальность, предлагает кардинальное решение проблемы. Максимализм проявляется как крайность, в требованиях эмоциях и поступков. Как правило, зависимый видит мир в двух красках - белой и черной. Шестое - алекситимия. Это затрудненное определение своих эмоций их вербализация и описание, и понимание эмоций других людей; затруднение в понимании телесных ощущений и эмоций. Зависимые не сфокусированы на внутренних переживаниях, что приносит ущерб их личности, они преимущественно сосредоточенны на внешних событиях. Обычно у них наблюдается дефицит эмоциональных реакций при склонности к конкретному логическому мышлению. Озвученные особенности приводят к неспособности целостного представления собственной жизни, прагматизму, дефициту творческого отношения к жизни, также конфликтам и трудностям в межличностных отношениях. Седьмое - ригидность. Ригидность это тугоподвижность всей психической деятельности ее негибкость, и, в частности стилей поведения, установок, осмысления действительности. Таким людям очень тяжело изменить свое отношение к кому-либо, чему-либо, кик и трудно изменить свои действия. Для таких людей свойственно: простодушие, наивность, непосредственность. Они могут обижаться, удивляться, разочаровываться из-за отсутствия объективного понимания реальности. Химически зависимые очень часто доверчивы, и в силу своего инфантилизма часто попадают впросак. Отличительной чертой аддиктивной личности являются признаки незрелости: интеллектуальных интересов, невыраженности духовных процессов, неустойчивость поведения, чувство стадности, твердых нравственных позиций, ненасытность, безответственность. Трудности повседневной жизни, зависимыми хуже переносятся, чем кризисные ситуации. В эмоциональном плане им свойственна тревожность и беспокойство, склонность к колебаниям настроения, повторяемость поведения. Для маскировки своего комплекса неполноценности зависимый преувеличивает свои достоинства. Зависимый противопоставляет свою якобы романтичную свободную жизнь, жизни обычных людей, обнаруживая свое превосходство над ними причиной же этому служит завышенная самооценка. В частных случаях зависимые направляют все свои силы на борьбу, достижения, карьерный рост, игнорируя при этом другие стороны жизни. Видимая коммуникабельность объединенная со страхом перед стойкими социальными контактами. Характерной чертой аддиктивности является уход от ответственности за принятые решения, обвинение других, зная, что они не виноваты. Аддикты не умеют жить в настоящем времени и пространстве. Они живут от одного момента к другому, они не могут удовлетвориться ни в одном из них, бросаются заполнить эту пустоту то с помощью опьянения, наслаждения, успеха, выигрыша, то мучаются от безудержного влечения, похмелья, вынуждающего их к постоянному повторению аддиктивных действий. В исследовании принимали участие юноши и девушки с зависимостями из НП НАРЦ. Выборка представляла собой людей возраста от 15 до 20 лет, что соответствует периодизации юности. В целях сохранения анонимности бланки подписывались только по гендерной принадлежности или по желанию. Всего в исследовании приняло участие 30 человек, из которых 17 юношей и 8 девушек. Все испытуемые имели зависимости в течение продолжительного срока, и на момент исследования находились на стационарном лечении. Подросткам предлагались следующие задания: 1) ответить на вопросы методики «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» (В.А. Жмурова); 2) заполнить бланк ответов психодиагностической методики «Шкала одиночества (UKL)» (Д. Рассел и М. Фергюсон в адаптации Н.Е. Водопьяновой); 3) ответить на вопросы опросника «Шкала дифференциальных эмоций»; 4) заполнить бланк ответов методики «Шкала оценки субъективной комфортности». При анализе результатов диагностики по методике Жмурова, признаки депрессии среди испытуемых имеют место и составляют 60% опрошенных. А 40% опрошенных не испытывают депрессивного состояния. Учитывая среду, в которой находятся испытуемые на протяжении года, а то и двух, проходя реабилитацию, вполне понятны причины депрессивных эмоций. Ведь юноши и девушки находятся в вдалеке от дома и имеют постоянно один и тот же круг общения. Разбирая и обрабатывая ответы респондентов по методике «Шкале одиночества» (Д. Рассела), можно констатировать, что 60% реабилитантов юношей и девушек, не ощущают одиночества. Однако настораживает тот факт, что около 26% испытуемых имеют высокие показатели уровня одиночества. Факт того, что 16% из опрошенных одиноки, и чувствуют себя таковыми, это может подрывать все работу реабилитационного центра, так как юноши, переживающие негативные эмоции и чувства, в силу своего одиночества, могут заново начать употреблять психоактивные вещества, что, в свою очередь, сильно подорвет целостность группы реабилитации. По результатам, полученным после обработки методики ШДЭ, отмечается следующий факт, общий положительный индекс эмоций ярко выражен у 48% исследовательской группы. Что свидетельствует о хорошем внутригрупповом общении и взаимодействии, это подтверждается еще тем фактом, что индекс негативных эмоций у 68% находится ниже нормы. Что в свою очередь ведет к низкому уровню тревожных, депрессивных эмоций, тем самым показывая нам, что реабилитационная среда благополучна и эмоциональный фон, по мнению самих же испытуемых, положителен. Изучая результаты шкалы оценки субъективной комфортности, мы увидели, что субъективный комфорт испытуемых отмечается на высоком уровне, 40% опрошенных считают среду, где они находятся более комфортной, чем обычно. Низкий же уровень комфорта испытывает всего 8% испытуемых. Сниженный уровень говорит нам, что испытуемые не испытывают удобства и уюта, находясь в центре реабилитации. Контрольную группу составили юноши, не имеющие выраженного зависимого поведения. Контрольная группа представлена 15 юношами и 5 девушками. Мы представили графически сравнительные результаты исследования: Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний» (В. Жмурова) График 1 Шкала одиночества (UKL) (Д. Рассел и М. Фергюсон в адаптации Н.Е. Водопьяновой) График 2 Шкала дифференциальных эмоций. График 3 Шкала оценки субъективной комфортности. График 4 Обработка массива данных по двум группам, производилось при помощи программы статистического анализа Statistica 9, после внесения данных и обработки их при помощи критерия Стьюдента, была получена следующая таблица. Таблица № 1 Mean Mean t- value df p Valid N Valid N Std.Dev. Std.Dev. Жмуров 31,37500 16,72000 2,11152 47 0,040073 24 25 26,96505 21,40779 одиночество 22,66667 25,56000 -0,58410 47 0,561948 24 25 17,10750 17,54774 ШДЭ пем 30,83333 33,48000 -0,96184 47 0,341052 24 25 9,56291 9,69158 шдэ нэм 16,91667 17,96000 -0,35967 47 0,720707 24 25 10,07760 10,22040 шде тдэм 17,54167 11,84000 2,12446 47 0,038920 24 25 10,24050 8,49843 субьект комфорт 50,79167 53,68000 -1,70200 47 0,095362 24 25 5,93427 5,94222 Нами выявлены статистически значимые различия по шкале «Жмуров», высокий уровень значимости (0,04). Выявлены статистически значимые различия по шкале «ШДЕ Тдэм», очень высокий уровень значимости (0,03). По шкале Субъективной комфортности выявлена тенденция. Основываясь на полученных результатах можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась. Юноши и девушки с химическими зависимостями, имеют более подвижную эмоциональную систему, при этом находятся длительное время в учреждении закрытого типа, что сказывается на их эмоциональном фоне. Отсутствие привычного круга общения и поддержки родных и близких негативно сказывается на эмоциональном фоне ребят. Мы установили, что юноши реабилитанты имеют более нестабильную психику, нежели юноши контрольной группы. Однако следует заметить, что испытуемые уже проходили реабилитацию в течение полугода, и чувство одиночества было сглажено благодаря психотерапевтической работе. На основе данного исследования были сформулированы рекомендации, направленные на коррекцию зависимого поведения, а также по его профилактике: • Развитие информационного обеспечения наглядной пропаганды и агитации в работе по борьбе с распространением и употреблением наркотических веществ; • Организация досуга, решение вопросов занятости детей, подростков и молодежи; • Выработать у школьников критическое отношение к употреблению наркотических веществ; • Сообщать учащимся научные знания о вредном влиянии употребления наркотических веществ; • Вовлечение старшеклассников в активную наступательную деятельность по пропаганде здорового образа жизни; • Воспитание чувства нетерпимости к употреблению наркотических веществ. Проводя такую работу в образовательном учреждении, следует изучать и устранять причины, порождающие формирование зависимого поведения, вести как массовую, так и индивидуальную работу со школьниками по выработке отрицательного отношения к алкоголю и наркотическим средствам.