Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Нарушения в формировании и протекании речевых процессов, по мнению ряда авторов (Б.М. Гриншпун, Т.В. Ахутиной, Е.Л. Гинзбург, 1972; Р.М. Фрумкиной, 1974; А.Б. Добрович, 1974; Л.А. Дергачевой, А.М. Шахнорович, 1977; К. Беккер, М. Совак, 1981; В.П. Критской, 1991; О.А. Коломийцевой, 1992; В.П. Белянина, 1999), являются первым и самым очевидным симптомом патологического развития личности, сознания и высших психических функций. Изучение проявлений в речевой деятельности своеобразного внутреннего мира подростков в континууме шизоидного психотипа личности позволяет анализировать особенности мотивации, общения, познавательной деятельности, психической активности и дает возможность для решения круга важнейших проблем, связанных с вопросами ранней психологической диагностики и коррекции. В связи с этим одной из задач нашего исследования была разработка диагностического комплекса, включающего психологические, нейропсихологические и психолингвистические методики, показатели которых в своей совокупности полноценно и достоверно раскрывают особенности протекания и функционирования речевой деятельности у подростков в континууме шизоидного психотипа личности и являются адекватным показателем, свидетельствующим о деструктивном дрейфе личности в континууме от нормы - акцентуации - пограничной аномальной изменчивости - психопатии. Результаты исследований основаны на сплошном экспериментально- психологическом обследовании 300 учащихся средних общеобразовательных школ г. Ставрополя в возрасте от 13 до 16 лет. В их числе 34 подростка имели подтвержденный диагноз «шизоидная психопатия» и находились на лечении в детском отделении Ставропольской краевой клинической психиатрической больницы № 1. В эмпирическом исследовании использовались личностные и клинические опросники: патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко (1981), клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния (В.Д. Менделевич, К.К. Яхин, 1978), методика определения уровня невротизации и психопатизации (Е.Ф. Бажин и соавт., 1976 г. И.Б. Ласко, 1980), личностный опросник Айзенка, шкала тревоги (J.Teulor, 1953). Для нейропсихологического исследования подростков выделенного психотипа использовались модифицированная батарея тестов, предложенная Т.В. Ахутиной (1994), пробы А.Р. Лурия (1962), для исследования динамического праксиса, реципрокной координации движений, 16 проб на выявление признаков скрытого левшества, ритмического чувства, межанализаторных связей (слухо-моторных, слухо-зрительных координаций) использовалась методика А.Р. Лурия, Л. Белмонт - Х. Бирч. Исследование речевой деятельности включало обследование устной речи, которое проводилось по методике выявления нарушений устной речи у учащихся общеобразовательной школы (А.В. Ястребовой, 1984, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, 1998) и включало сбор анамнестических данных, обследование состояния артикуляционного аппарата, подвижности артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, обследование звукопроизношения, фонематического восприятия, фонемного анализа и синтеза, состояние просодии, лексико-грамматического строя, связной речи. Изучение ошибок письма проводилось с помощью адаптированной к нашему эксперименту схемы Р.И. Лалаевой (1992) и Е.Н Российской (1999). Обследование проводилось на основе анализа письменных работ испытуемых. Данный диагностический комплекс может быть предложен практическим работникам в сфере воспитания и образования, а именно, психологам, работающим в дошкольных и школьных учреждениях, клиническим психологам, учителям и врачам-психиатрам. Для использования в практической работе нами предложена совокупность психологических показателей, отражающих различную степень выраженности нарушений речевой деятельности у подростков шизоидного психотипа личности в зависимости от их расположения в конституционально-континуальном пространстве. На наш взгляд, данные психологические показатели можно использовать как критерии ранней психологической диагностики и коррекции деструктивного дрейфа личности подростка в континууме шизоидного психотипа.