Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Образовательный процесс в Московском государственном техническом университете (МГТУ им. Н.Э. Баумана) (далее - Университет) осуществляются в в постоянном динамическом изменении с современными требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Университет готовит первоклассных специалистов различных инженерных направлений, но кроме того он является и лидером в организации условий для ведения здорового образа жизни для студентов, сотрудников педагогических работников. Не случайно в 2010 году Университету за победу во Всероссийском конкурсе среди высших учебных заведений присвоено звание «Вуз здорового образа жизни». Ректор Университета Анатолий Александрович Александров лично уделяет самое пристальное внимание внедрению в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, так как качество здоровья студентов напрямую влияет на их успеваемость и повышает адаптационные возможности к новым условиям учебы в высшем учебном заведении. Особое внимание руководства Университета обращается на развитие и поддержание на должном уровне психического здоровья студентов, формирование у них мотивации к ведению здорового образа жизни. В этой связи в Университете, в целях создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды, постоянно мониторируется качество психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. С 1996 года в МГТУ им. Н.Э. Баумана создано структурное подразделение - Учебно-методический центр «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» (УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана - далее Центр), который входит в состав Физкультурно-оздоровительного факультета (ФОФ). Кроме того, в состав ФОФ входит кафедра «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» (бывшая «Валеология») (далее - АФК), преподаватели и доценты которой занимаются со студентами, освобожденными от практических занятий по физической культуре в связи с имеющимися ограничениями здоровья и особыми образовательными потребностями. Это новый опыт работы в образовательной среде со студентами, которые не могут посещать практические занятия и заниматься в спортивных секциях. В тоже время, имеющиеся у них ограничения здоровья не влияют на их возможности обучения по выбранной специальности. Однако, с созданием Центра и кафедры «АФК» в Университет стало развиваться инклюзивное обучение студентов, что позволяет им успешно сдавать зачетные единицы, в том числе по адаптированной программе дисциплины «Физическая культура». Кроме того, разработанные адаптированные программы инклюзивного образования позволяют развивать у студентов физические и психические возможности для успешного обучения в Университете. Преподаватели кафедры «АФК» являются и специалистами в области психологии и работают психологами по совместительству в Центре. Такой подход позволяет повысить качество образовательных услуг и развивает инклюзивное образование со студентами, имеющими ограничения по здоровья и требующих особых образовательных услуг. Такие студенты не редко попадают в трудные жизненные ситуации, которые могут приводить снижению успеваемости нервным срывам. Требования педагогов к студентам постоянно повышаются в связи с разработкой новых образовательных программ с учетом получения компетенций, позволяющих полностью осваивать инженерные специальности. Современные школы стали меньше внимания уделять диспансеризации обучающихся, а при приеме в вузы справка №086 зачастую не требуется или является формальным документом в приемной комиссии. В этой связи и количество студентов с ограниченными возможностями, в том числе и инвалидов с детства или инвалидов детства, поступивших на очное обучение по инженерным специальностям, увеличивается. В тоже время, необходимо отметить, что многие такие студенты являются талантливыми физиками или математиками, одаренными исследователями и поэтому развитию инклюзивного образования в Университете уделяется самое пристальное внимание. Образовательный процесс на кафедре «АФК» построен таким образом, что бы студенты имели возможность формировать у себя физические и психические качества и состояния а также имели возможность обращаться за консультациями при решении трудных жизненных ситуаций к своим преподавателям-психологам но уже не в рамках расписания занятий а в любое удобное для них время. Консультирование и психологическая помощь оказывается студентам в преодолении трудных жизненных ситуаций и дезадаптивных состояний специалистами и психологами Центра. В структуру Центра входит Лаборатория психологической поддержки студентов (ЛППС), задачами которой являются: - комплексная социально-психологическая помощь студентам в процессе адаптации к образовательному процессу в Университете; - психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования; - социально-психологическое тестирование; - оказание психологической помощи и консультирование в процессе обучения студентам, имеющим трудности в освоении учебного материала; - диагностика состояний дезадаптации и проблем психического здоровья обучающихся; - психологическое консультирование и психологическая коррекция в трудных жизненных ситуациях; - выявление суицидального поведения и профилактика суицидов; - участие в выполнении фундаментальных и прикладных научных исследований для создания и внедрения здоровьесберегающих технологий и первичной профилактики наркомании в учреждениях высшего профессионального образования и иных образовательных организациях, подведомственных Федеральному агентству по образованию, а также других заинтересованных министерств, ведомств и учреждений; - мониторинг социально-психологического благополучия студентов Университета, разработка и внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательную среду; - разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления студентов в Университете, (здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии). С 2010 года в составе ЛППС МГТУ им. Н.Э. Баумана функционирует Центр здоровья и психологической помощи студентам (далее - Центр здоровья). Расположен Центр здоровья не случайно расположен в здании общежития студентов Университета (Госпитальный пер. д. 4/6). Близость Центра здоровья к компактному месту проживания студентов, позволяет своевременно оказывать психологическую помощь и проводить консультирование. На стендах в общежитиях и по студенческому радио постоянно размещается информация о «телефонах доверия» и Интернет-ресурсах, где студенты, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации или имеющие проблемы в учебе могут получить консультацию и психологическую помощь специалистов. Основными задачами Центра здоровья являются: - психологическая помощь и консультирование по проблемам психического здоровья; - психологическая профилактика трудных жизненных ситуаций, вызванных проблемами с успеваемостью обучающихся; - внедрение в образовательный процесс новых здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий; - пропаганда ценностей здоровья и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни; - профилактика различных форм отклоняющегося поведения, в том числе (наркомании, табакокурения и лудомании); - вовлечение студентов в дворовые виды спорта (уличный баскетбол, мини-футбол, бадминтон, настольный теннис, волейбол, фрисби и др.); - содействие всероссийскому волонтерскому антинаркотическому движению обучающихся «Здоровая инициатива» в организации мероприятий по формированию антинаркотического мировоззрения [4 с. 37]. Администрация деканатов на факультетах в отдельных случаях может обращаться к специалистам Центра здоровья или в ЛППС для оказания психологической помощи студентам. Такие студенты по направлению деканатов попадают на прием к психологам, которые диагностируют причины дезадаптации и в дальнейшем работают с проблемой, обучая студента самому преодолевать возникающие трудности. Психолого-педагогическое сопровождение и консультирование является важным фактором при адаптации бывших школьников к новым требованиям высшей школы. Так же, могут друзья или близкие люди студента, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, обратиться за помощью к психологам, которые в свою очередь помогут обратившимся педагогически грамотно и корректно «мотивировать» такого студента самому обратиться за помощью к психологам Центра. Своевременное обращение к специалистам позволяет избежать возможной госпитализации и преодолеть трудности без отрыва от учебного процесса. Кроме психологической помощи и консультирования в исключительных случаях требуется оказание психиатрической и психотерапевтической помощи студентам, находящимся в состояниях стресса и дезадаптации. Психологи Центра здоровья оказывают психологическую помощь и консультирование и направляют за медицинской помощью к специализированным врачам. В этой связи, Центр взаимодействует с кризисным отделением 20 больницы города Москвы. Студенты, обучающиеся в МГТУ им. Н.Э. Баумана по направлению психологов могут быть госпитализированы для оказания специальной медицинской и психотерапевтической помощи и поддержки в кризисное отделение. Кроме того, в Центре по расписанию организовано дежурство психиатра Московского НИИ психиатрии. При стационарном обследовании студент получает психотерапевтическую и при необходимости психиатрическую помощь и консультирование, и далее рекомендуется лечение и реабилитация. На основании решения специалистов кризисного отделения студенту может быть предоставлен академический отпуск по болезни. По окончании академического отпуска студенту оказывается психологическая помощь и сопровождение для успешной адаптации к учебному процессу. Именно психолого-педагогическое сопровождение таких студентов позволяет им преодолеть возникающие трудности и справиться с учебной нагрузкой без нервных срывов. Выстроенная система инклюзивного образования и постоянного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет снизить количество студентов, отчисляемых по неуспеваемости, и повысить эффективность внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. Расписание работы психологов можно посмотреть на сайте кафедры «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» по адресу https://health.bmstu.net/. Кроме того у каждого преподавателя и психолога Центра здоровья заведены индивидуальные страницы в информационно-коммуникативной среде «Интернет». К примеру, страница автора статьи Миронова А.С. расположена по адресу http://www.bmstu.ru/ps/~amironov/. Каждый психолог на странице вывешивает всю актуальную информацию о себе как специалисте и график приема студентов. Целью психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного и образовательного процессов является своевременное выявление студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, предупреждение развития проблем, оказание психолого-педагогической помощи обучающимся и психологическое консультирование в преодолении трудностей для успешного обучения [5 с. 123-124] Основными принципами модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного и образовательного процесса в МГТУ им. Н.Э. Баумана являются: научность - использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик; системность - организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса; комплексность - совместная деятельность психологов и медицинских специалистов с профессорско-преподавательским и педагогическим составом, администрацией и родителями обучающихся в Бауманском университете по адаптации первокурсников к новым условиям обучения в вузе и оказанию психологической помощи и консультирование студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций; открытость - последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогического состава и руководящих работников вуза; технологичность - использование современных форм, методов и технологий, интерактивной стратегии в работе со студентами «группы риска» и теми, кто оказался в трудной жизненной ситуации [6 с. 98-100] Для достижения цели решаются следующие задачи: - психолого-педагогическая диагностика и выявление студентов с ослабленным психоэмоциональным состоянием; -разработка и внедрение методик личностного роста студентов в условиях образовательной среды Университета; - разработка и внедрение программ повышения у студентов мотивации к здоровому образу жизни и формирования антинаркотического мировоззрения; - психолого-педагогическая адаптация к новым условиям обучения в Университете; - оказание экстренной психологической помощи студентам, обратившимся в лабораторию психологической поддержки студентов за помощью; - взаимодействие с администрацией факультетов в своевременном направлении студентов в лабораторию психологической поддержки студентов для психолого-педагогической коррекции психического здоровья и консультирования; - взаимодействие с родителями (иными законными представителями) студентов с нарушениями психического здоровья и оказавшихся в трудной жизненной ситуации; - развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов; - оказание психологической помощи студентам в конфликтных ситуациях, решения которых они сами найти не могут; психолого-педагогическая поддержка и консультирование в ходе преодоления проблем, связанных с неуспеваемостью или отставанием в учебном процессе; - вовлечение в социально-активную внеучебную деятельность; - формирование навыков позитивного коммуникативного общения. Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся в Университете: Профилактическое направление. Профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, деканату, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем обучающихся: разработка и осуществление развивающих, здоровьесберегающих и здоровьеформирующих программ для обучающихся; выявление индивидуальных психологических особенностей студента, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом обучения от среднего образования к высшему[6 с. 56] . Диагностическое направление. Выявление особенностей психического развития обучающегося, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Диагностика может быть индивидуальной и групповой. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются обучающиеся или их родители (иные законные представители). Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению. Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории обучающихся с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в Университете. Развивающее направление. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении. Коррекционное направление. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Направлено на: уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала студента. Просветительско-образовательное направление. Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Так же приобщение педагогического коллектива, обучающихся и родителей (иных законных представителей) к психологической культуре. Профориентационное направление. Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения обучающихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к получению знаний по выбранной специальности, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Инклюзивное образование и психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса является неотъемлемой формой помощи в адаптации к условиям образовательной среды и оказания помощи студентам в преодолении трудных жизненных ситуаций, вызванных проблемами с успеваемостью. Эффективное психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса позволяет своевременно корректировать учебные нагрузки и педагогически функционально распределять время студентов в освоении ими дидактических единиц, а также своего личностного развития.