Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
В современной ситуации ценностно-нормативной неопределенности моральные нормы человека, являющиеся основой регуляции отношений во всех сферах социальной жизни, определяют вектор развития и особенности принятия профессиональных решений. Согласованность моральных норм общества и нравственных ориентиров его членов обеспечивает высокий уровень удовлетворенности людей и эффективность решения социально-экономических вопросов. Личные принципы, профессиональные мотивы, экономические притязания имеют нравственную природу. Нравственность выступает основой базового отношения субъекта к окружающему миру, людям, самому себе [2]. Нравственные установки субъекта определяют выборы стиля жизни, сценарии экономического поведения, принципы социального распределения, способы решения возникающих вопросов и профессиональных проблем. Честность по отношению к себе и людям, как нравственная ценность, являясь элементом системы профессиональных ценностей, определяет сущностную позицию человека, границы правды и лжи, перечень одобряемых и порицаемых поступков. Таким образом, категория честности является актуальной для исследований, посвященных проблемам социальной справедливости, группового взаимодействия, индивидуального выбора жизненных стратегий в профессиональной деятельности. В то же время, на развитие профессионального самосознания оказывают влияние этические принципы, регулирующие деятельность профессионального сообщества. Сформированные кодексы этического поведения являются сводом нравственных правил специалистов различных профессий. Правила профессиональной этики составляются по разным основаниям: они описывают способы решения профессиональных вопросов, включают экономические требования, определяют правила «правильного» и «честного» осуществления профессиональной деятельности, являются базой для предотвращения коррупции и противоправных действий при выполнении профессиональных задач. Важно отметить, что кодекс профессионального психолога выделяет честность как отдельную норму требований. Такое выделение отсутствует в кодексах представителей других профессий, например, бухгалтеров, юристов или инженеров. Цель исследования состоит в изучении и сравнении сформированности честности, как нравственной ценности, у представителей разных профессиональных групп. Важно понять, как влияет уровень честности на выбор стратегий поведения в ситуациях морально-нравственных конфликтов в профессиональной деятельности. Объект исследования: честность как нормативная ценность профессионала. Предмет исследования: взаимосвязь уровня честности как нормативной ценности со стратегией поведения в ситуации морально-нравственного конфликта в профессиональной деятельности. Гипотеза: высокий уровень честности, соответствующий включению честности в систему индивидуальных ценностей профессионала, соответствует выбору «правдивых» поведенческих стратегий в ситуациях морально-нравственных конфликтов в профессиональной деятельности. Психологические исследования устанавливают взаимосвязь честности и индивидуально-психологических особенностей личности. Установлено, что для экстерналов характерна более сильная тенденция лгать в разных ситуациях, чем для интерналов. Это объясняется большей ориентированностью экстерналов на мнение группы. В.В. Знаков обосновал связь склонности ко лжи, антиобщественным действиям с низкой устойчивостью к стрессу, повышенной тревожностью и невротичностью. Доказано, что честность не связана с интеллектом или уровнем образования человека. Интересно, что честность не связана с проницательностью, то есть честный человек не обладает преимуществами в способности различения правдивой или лживой информации [1]. В «честности» как нормативной ценности личности, может быть выделен когнитивный, мотивационный и поведенческий компонент. В нашей работе под честностью мы понимаем поведение или действие, направленное на избегание обмана, искажения информации при взаимодействии с другими людьми в профессиональной деятельности. Непредумышленное введение в заблуждение, при котором человек сообщает другому неправду, в которую верит сам, так же относится к честной стратегии поведения. Одним из аспектов честности является «искренность» или «правдивость», для которой характерно отсутствие противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека или группы людей и тем, как эти чувства и намерения преподносятся на словах. Для достижения целей и задач исследования использовались следующие методики: 1. Опросник «Уровень субъективной честности», предназначенный для выявления субъективной честности и открытости испытуемого; 2. Моральные дилеммы, направленные на выявление стратегий принимаемых субъектом решений в ситуации профессионального взаимодействия. 3. Кейс на решение морально-нравственной дилеммы в профессиональной деятельности. Диагностическое исследование проводилось в два этапа. На первом этапе участники исследования выполняли тестовые задания и решали профессиональные дилеммы индивидуально, результаты фиксировались на бланках. На втором этапе диагностического исследования разбор возможных вариантов решения морально-нравственных дилемм проводился в группах и требовал от участников выбора конкретных действий, разрешающих имеющееся противоречие. При первичной обработке полученных результатов бланки 13,8% респондентов - психологов были изъяты из дальнейшего статистического анализа, поскольку ответы по шкале лжи превысили допустимые значения. В группе юристов количество бланков с «лживыми» ответами составило 10,9% от общей выборки. Полученные результаты представлены в таблицах № 1, 2. В таблице № 1 представлены значения уровня честности и выбора стратегии поведения. Указано количество респондентов с высоким, средний и низким уровнем честности по разным профессиональным группам и количество «честных выборов» в ситуации морально-нравственного конфликта. Следует отметить, что высокий уровень честности соответствует включению категории «честность» в систему нравственных ценностей личности и говорит о том, что честность имеет высокий ранг в иерархии жизненных приоритетов человека. «Честные стратегии поведения» описывают выбор решений, не искажающий информацию для партнера в ситуации профессионального взаимодействия. Таблица №1 Значения показателей честности как нравственной ценности и стратегии поведения Группа Честность как нравственная ценность Поведенческая честность Уровень честности Кол-во выборов, % Кол-во выборов, % «Психологи» Высокий 23,9 47,8 Средний 48,7 87,4 Низкий 27,4 38,6 Группа Уровень честности Кол-во выборов, % Кол-во выборов, % «Юристы» Высокий 21,5 57,4 Средний 52,8 86,9 Низкий 25,7 56,8 Наличие или отсутствие взаимосвязи полученных значений осуществлялось с помощью метода однофакторного дисперсионного анализа и метода ранговой корреляции Спирмена. Полученные результаты позволяют говорить о том, что честность как нравственная ценность личности не влияет на выбор профессиональной деятельности (fnabl = 0,33). Оценивая перспективы развития в профессии, студенты не видят связи между честностью и эффективностью выполнения профессиональной деятельности. Статистический показатель взаимосвязи уровня честности как нравственной ценности личности в группах студентов разных специальностей позволяет говорить о том, что различия не значимы (f nabl = 0,39). Решение морально-нравственных дилемм в ситуации профессионального взаимодействия на втором этапе исследования позволила разделить все решения, принимаемые участниками на стратегии «вербальной честности» и стратегии «поведенческой честности». К «стратегиям вербальной честности» относились решения, в которых участнику не приходилось действовать, его активность ограничивалась высказыванием «В таком случае правильно будет…» и оставалось не понятным, будет ли сам человек следовать выбранному правилу. К «честным вербальным стратегиям» были отнесены ответы, в которых участник не искажал и не скрывал информацию, которая может повлиять на поведение партнера в ситуации профессионального взаимодействия. К «не честным» или ложным вербальным стратегиям были отнесены ответы, в которых участник принимал решение скрыть или исказить факты, которые могут быть значимы для партнера. Мотивы сокрытия или искажения информации не учитывались. Результаты «честных» выборов вербальных и поведенческих стратегий представлены в таблице № 2. Таблица №2. Количество честных стратегий решения моральных дилемм Стратегии честного решения Вербальная (в ситуации индивидуального выбора) Вербальная (в ситуации корпоративного конфликта) Поведенческая Психологи 82,7% 64,4% 57,9% Юристы 88% 81,6% 67,03% Проверка достоверности полученных различий осуществлялась с помощью метода ранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между уровнем невротизации(X) и честности(Y). Полученное значение rs = -0,37 позволяет говорить об отсутствии связи между вербальной честностью и предпочтением честных поведенческих стратегий в ситуации морально-нравственного конфликта. Корреляция статистически слабая и отрицательная, то есть увеличение одной переменной связанно с уменьшением другой, что может говорить о том, что на выбор честных стратегий в поведении влияет не столько доминирование честности в иерархии системы ценностей личности, сколько социальные нормы, устанавливающие правила справедливого распределения и взаимодействия в профессиональной среде. Следует отметить, что честные стратегии профессионального взаимодействия способствуют формированию доверия и построению долгосрочных перспектив развития. Анализ результатов позволяет говорить о том, что в ситуации корпоративного конфликта «психологи» склонны подчиняться мнению группы, а не отстаивать «честную» позицию. «Юристы» в ситуации профессионального конфликта в организации склонны отстаивать свою точку зрения, не готовы идти на компромисс, а, в случае непреодолимых противоречий, склонны находить основы для интеграции за счет анализа и пересмотра каких-либо параметров ситуации. Полученный результаты можно объяснить тем, что представители психологических профессий, в большей степени, чем юристы, ориентированы на достижение компромисса и консенсуса, даже за счет нарушения принципа честности и правдивости. Основные выводы: 1. В честности, как психологической категории, может быть выделен вербальный и поведенческий компоненты. 2. Честность как нравственная ценность профессионала, выступает ориентиром в ситуации социального взаимодействия, но не оказывает решающего влияния на выбор «честной» стратегии поведения. 3. Профиль профессионального образования влияет на предпочтение честного выбора в ситуации морально-нравственной дилеммы в профессиональной деятельности.