Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Обучение в высшем заведении образования является важнейшим периодом в жизни молодого человека. В процессе обучения происходит личностный рост и становления его, как будущего профессионала. Умение адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в вузе является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем - специалиста с высшим образованием. Поэтому начальный этап обучения в высшем учебном заведении связан с перестройкой сложившихся стереотипов, привычек школьника, необходимостью изменять своё поведение и деятельность. Главной целью обучающегося первого курса становится овладение способами и приёмами учебной деятельности, принятие для себя нового социального статуса. В момент перехода выпускника из школы в вуз, происходит перестройка привычных стереотипов не только мировоззрения, но и поведения, мышления, деятельности как таковой. Оказавшись в кризисной ситуации, обучающийся начинает осознавать проблемы, которые у него возникают: одиночество, вызванное новой для него вузовской средой, страхи перед неизвестностью, большой объем знаний. От успешности учебной адаптации на младших курсах вуза во многом зависят успешность обучения, будущая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста. На кафедре «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» (далее «АФК») МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2012 году был создан Центр здоровья и психологической помощи студентам (далее Центр). Основные цели работы Центра направлены на создание благоприятных психолого-педагогических условий обучения в вузе; укрепление психического и физического здоровья студентов, помощь в развитии личностного потенциала студентов, оказание психологической поддержки в затруднительных личных ситуациях. Так же одним из приоритетных направлений в работе Центра является деятельность по оказанию психологической помощи и поддержки студентов младших курсов в эффективной адаптации к жизни и учебе в вузе. От успешности учебной адаптации студентов первого курса, во многом зависят эффективность обучения и личностное развитие будущего специалиста [1]. Здоровьесберегающие технологии решают задачи сохранения и укрепление здоровья сегодняшних студентов. Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья студентов. Здоровьесберегающие технологии - динамичная система разработки и реализации комплекса организационных, психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, направленных на оптимизацию учебного процесса, воспитательную работу, досуговую деятельность, безопасность, социальную и психологическую поддержку студентов с целью сохранения, укрепления здоровья и профилактики их девиантного поведения [2]. Основная задача работы специалистов состоит в медико-социально-психологическом сопровождении и обучении студентов здоровому образу жизни. Под здоровым образом жизни понимается - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья [3]. Социально-психологический тренинг (СПТ) является одним из наиболее действенных способов воздействия на личность и групповые процессы, так как позволяет за сравнительно непродолжительное время решить задачу интенсивного формирования и развития профессионально значимых навыков и умений, а также скорректировать неадекватное поведение [4]. К эффектам СПТ, можно отнести развитие у его участников навыков самодиагностики, диагностики партнеров по общению, диагностики взаимоотношений, более легкой адаптации к обучению. Наиболее распространенными при проведении СПТ являются два основных метода: групповые дискуссии и игровые методы. Среди дискуссионных методов можно выделить сами групповые дискуссии, анализ реальных ситуаций, анализ ситуаций морального выбора и другое. Во время групповых дискуссий происходит обучение навыкам общения в Вузе и обществе вообще: от обучения профессионально полезным навыкам до адаптации к новой социальной роли с соответствующей коррекцией Я-концепции и самооценки. К игровым методам относятся дидактические игры, деловые игры, ролевые игры и т.д. Группа становится главным психотерапевтическим инструментом. Пройдя несколько фаз развития. Анализу и коррекции в таких обстоятельствах подвергаются не только внутриличностные конфликты и проблемы, сколько межличностные отношения, реально складывающиеся между индивидом и другими членами группы. Обычно человек в группе проявляет такие же типичные для него формы реагирования и поведения, что и до участия в тренинге; проявляя себя в конкретных обстоятельствах пребывания в группе, индивид видит реакции на это окружающих, убеждается в неадекватности тех или иных форм поведения, в неперспективности определенных социальных установок и стереотипов, которые привели в конечном счете к проблеме. При групповой работе модификации у пациента подвергаются эмоциональные, когнитивные и поведенческие процессы. Основной упор делался на умение обучающихся адаптироваться к новым условиям учебы и жизни. Специалистами Центра подбираются учебные конфликтные ситуации для тренинга в соответствии с теми конфликтами, в которых будут участвовать исполнители разных ролей. В ходе групповой дискуссии происходит коллективное обсуждение актуальных проблем, решение конкретных практических задач. В процессе СПТ каждый участник переживает два основных этапа: осознание неадекватности своего поведения и формирование ориентировочной основы нового поведения. Причем в отличие от подобного процесса психологической реабилитации, осознание в ходе СПТ выступает как побуждение. Во время ролевой игры сознание получает необходимую и конкретную информацию: в каких ситуациях и что именно в поведении было неадекватным. Эффективная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего успешного обучения и сохранения здоровья студента. То, насколько успешно студенты справляются с возникающими трудностями, зависит от социальной зрелости личности студента. Под социальной зрелостью понимаем сформированную систему целей и ценностей, развитие эмоционально - волевой саморегуляции, сформированные навыки планирования и контроля собственной деятельности, социально-коммуникативные навыки [2]. В Центре здоровья и психологической помощи студентам, при решении проблемы адаптации обучающихся, помимо, социально-психологического тренинга применяется целый комплекс различных формы работы, которые направлены на совершенствование механизмов адаптации: психодиагностическое обследование студентов первого курса; индивидуальные психологические консультации для студентов, испытывающих трудности в процессе адаптации; групповые психологические консультации с использованием социально-психологического тренинга, направленного на развитие навыков общения и повышения сплоченности студенческой группы; социометрическое исследование структуры студенческих групп для выявления неформальных лидеров и отвергаемых членов группы; моделирование экзаменационных ситуаций и аутогенная тренировка для студентов с низким уровнем эмоционально-волевой регуляции[5]. Использование социально-психологических тренингов помогает в снятии эмоционального напряжения, преодолении коммуникативных барьеров, в получении навыков эффективного общения, а также в формировании здорового образа жизни. И как следствие, помогает решать проблему адаптации студентов к обучению. Таким образом, социально-психологический тренинг можно использовать, при решении проблемы адаптации обучающихся в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Именно поэтому разработанная и применяемая на практике специалистами кафедры «АФК» МГТУ им. Н.Э. Баумана комплексная программа по созданию условий для формирования здорового образа жизни студентов может рассматриваться как эффективное средство повышения успеваемости, укрепления здоровья и помощи в адаптации студентов к обучению.