ПСИХОЛОГИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье освещаются проблемы роста преступности среди несовершеннолетних. Раскрываются проблемы воспитания детей родителями. Рассматриваются совершенные преступления подростками за 2015 год по Ставропольскому краю.

Ключевые слова:
несовершеннолетние преступники, рост преступности, формирование личности, акцентуация характера, антиобщественное поведение
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации предусматривает усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности. Прежде всего, это направлено на несовершеннолетних и подростков. Неблагоприятные положения в этих правоотношениях являются главной социальной проблемой в Российской Федерации. Особою озабоченность у общества и государства вызывает тот факт, что преступность несовершеннолетних возрастает. В 2013 году несовершеннолетними и при их участии было совершено 67 225 преступлений. При этом около 14 тыс. преступлений было совершенно подростками повторно. Также не снижается и совершение преступлений несовершеннолетними в алкогольном или наркотическом опьянении. Преступность несовершеннолетних в последние годы росла в семь раз быстрее, чем изменялось общее число населения этой возрастной группы. Доля групповых преступлений, которые совершались несовершеннолетними, в несколько раз выше аналогичного показателя взрослой преступности и составляет 20-80 %. Круг несовершеннолетних лиц наиболее поражен криминальной преступностью. Россия имеет высокий уровень преступности несовершеннолетних и отличается интенсивными темпами ее роста - в среднем на 14-17 % каждые пять лет[1]. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что рост преступлений, совершенные несовершеннолетними происходит на фоне общего роста преступности. Это касается как взрослых, так и несовершеннолетних преступников. Также на состояние преступности влияет латентность. Это понятие, определяющее свойство преступности в значительной своей части быть скрытой. Она обуславливается дефектами регистрации и реального выявления преступлений, совершенными несовершеннолетними. К основным причинам роста преступности несовершеннолетних часто относят: - ненадлежащие условия воспитания детей во многих семьях; - слабую информированность родителей о центрах помощи педагогического воспитания детей и подростков; - неудовлетворительные условия воспитания во многих школах и других детских учреждениях; - слабую подготовку кадров, ведущих воспитательную работу в этих учреждениях; - ненадлежащие условия воспитания во внешкольных учреждениях; - неудовлетворительную работу комиссий по делам несовершеннолетних; - недостатки в работе правоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних. При формировании личности несовершеннолетнего существуют кризисы возраста. Л.С. Выготский выделял кризис новорождения, одного года, трех, семи и 13 лет. Кризисы новорожденного, трех лет и подросткового возраста относят к так называемым большим кризисам. Они характеризуются коренной перестройкой отношений ребенка и общества. Малые кризисы (кризис одного года, 7 лет, 17-18 лет) проходят относительно свободно, связаны с приобретением человеком опыта, знаний и умений, развитием самостоятельности и самоопределения. Кризисы возраста означают особый психологический этап, переход личности к новому, высшему периоду развития[2]. Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов, наиболее трудным для него самого и его близких лиц (родителей, учителей), является кризис подросткового возраста. Это обуславливается нестабильным гормональным фоном и психологическими факторами. Для лица, находящегося в таком кризисе, характерны эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неадекватность реакций, неуравновешенность, повышенная конфликтность с окружающими и т.д. повышенная конфликтность выражается, в основном, в отношении со взрослыми (родителями, учителями). Это объясняется тем, что меняется система отношений подростка с окружающими его людьми. Подросток стремится к равенству в таких отношениях, избавлению от опеки, оценки и влияния взрослых. В такие моменты у подростка обостряется чувство недостатка родителей, когда ему необходима поддержка и помощь близких. Он подвергает сомнению все советы и высказывания старших. Отсюда вытекают поводы для конфликтов и столкновений со старшими. В таких ситуациях главной проблемой является педагогическая несостоятельность взрослых, недостаточное уважение достоинства подростка и принуждающие меры наказания. В такой период для подростка необходима опора и поддержка, особенно близких для него людей. Для ранней социализации огромное значение имеет формирование личности в семье. В этот период ребенок перенимает манеру и образцы поведения. Часто такое происходит несознательно. Он пытается смоделировать типичные реакции взрослых в ответ на те или иные проблемы. Дефекты ранней социализации в родительской семье могут приобретать криминогенное значение. Наблюдения показывают, что в семьях, где господствуют эмоциональные, теплые контакты, уважение, дети вырастают с качествами коллективизма, доброжелательностью, способностью к сопереживанию, самостоятельностью и т.д. Такие дети умеют разрешать конфликты мирным путем. а если в семье происходит психологическое отчуждение ребенка родителями, отсутствие ласки и заботы о нем, тепла в отношениях к нему могут стать причиной криминального поведения у ребенка. Также на такое поведение могут повлиять и другие причины. К ним можно отнести пренебрежительное отношение родителей к нравственным и правовым запретам, либо дурной пример их противоправного поведения. В основном большую роль играет употребление алкогольных напитков и прием наркотических средств. Последствия этого могут иметь главное значение в семейном воспитании удовлетворения материальных потребностей ребенка в ущерб его духовному развитию. Негативные результаты в воспитании и формировании отклоняющегося поведения подростка связаны с отсутствием в семье отца. В исследованиях Ю.М. Антоняна, М.И. Еникеева, В.Е. Эминова группы подростков, совершивших корыстные преступления, показано, что причиной их включения в антиобщественные группы послужило либо отсутствие отца, либо отсутствие доверительных отношений с ним. Образовавшийся эмоциональный вакуум в семье заполнялся отношениями не просто в неформальной группе сверстников, а в группе, где лидировали лица старших возрастов, демонстрировавшие свою физическую силу, уверенность, умение разрешать конфликты силовым путем. Можно сказать, что в такой группе подросток пытается получить то, что недополучил от отца[3]. Несовершеннолетние преступники по сравнению с подростками, правонарушений не совершивших, имеют социально отягощенные дефекты психофизиологического и интеллектуального развития, в том числе: · различные нарушения в деятельности организма, происходящие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах (в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и инфекционных заболеваний); · ярко выраженные, начиная с детского возраста, невропатологические черты и патохарактерологические реакции (чрезмерная крикливость, плаксивость, повышенная обидчивость, легкая ранимость, капризность, аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство, нарушение сна, речи и др.); · заболевание алкоголизмом; · явления физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д.) либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида; · пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, воспитателями, в учебе и труде, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта. Прежде всего у несовершеннолетних преступников отмечается деформация правосознания. Для них считается допустимым нарушения уголовно-правового или иного запрета. Негативное отношение к таким запретам соотносится с осознанной установкой на их нарушение. Также у несовершеннолетних преступников происходит деформация в ценностно-мотивационной сфере. Это отражает отсутствие интереса к обучению, производительному труду, и демонстрирует гипервлечение к отдыху, проведению досуга и т.д. Для таких подростков совершение преступлений является удовлетворение гипертрофированных досуговых потребностей и интересов. В таких случая характерно употребление алкогольных напитков, наркотических веществ, вступление в сексуальную связь и т.д. Также можно заметить, что у несовершеннолетних нарушителей закона деформирована эмоциональная сфера. У них наблюдается эмоциональная «тупость», нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Помимо этого, такие подростки эмоционально неуравновешенные, у них повышена аффективность и они склонны к неадекватным ситуации реакциям. Часто отмечаются также отрицательные изменения воли и волевых качеств[4]. Ученые выявили, что у несовершеннолетних преступников наблюдается проявление поведенческих черт, которые не связаны с наследственностью. В основном такие черты являются приобретенными вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания. Изучение нервно-психического здоровья подростков, которые состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, выявило следующее: · у 12 % присутствует психопатия; · у 50 % - крайний вариант акцентуации характера; · у 60 % испытуемых диагностирована акцентуация по неустойчивому типу, характеризующаяся расторможенностью; · у 20 % - по гипертимному типу. Таких подростков отличает затруднение в самоконтроле, черезмерная подвижность, поведенческая неустойчивость. Как показывают исследования, в абсолютном большинстве несовершеннолетние преступники - это лица, обладающие привычками, склонностями и устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения[5]. Для них характерны: · постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества, хулиганство и т.д.); · пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, азартным играм; · бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений; · ранние половые связи, половая распущенность; · частое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, жестокости, насилия; · умышленное создание конфликтных ситуаций, постоянные конфликты в семье, терроризирование родителей и других членов семьи; · культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся социально приемлемым поведением, дисциплинированностью, успехами в учебе; · привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у более слабого человека. В заключение хочу подвести итоги по несовершеннолетней преступности в Ставропольском крае. За 2015 год в суд было направлено 491 дело по следующем составом преступлений: · Кража (ст. 158 УК РФ) - 322 обвинительных заключения; · Грабеж (ст. 161 УК РФ) - 23 обвинительных заключения; · Разбой (ст. 162 УК РФ) - 1 обвинительное заключение; · Хулиганство (ст. 213 УК РФ) - 1 обвинительное заключение; · Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков (ст. 228-232 УК РФ) - 5 обвинительных заключений; · Другие преступления - 119 обвинительных заключений[6]. Число обвиняемых составило 552 человека. Из них 3 несовершеннолетних признаны невменяемыми. В отношении 26 несовершеннолетних было вынесено постановление о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительных мер воспитательного воздействия. По делам, направленных в суд, привлечено к уголовной ответственности взрослых, вовлекших несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных дел, - 11 человек. Можно сделать вывод, что на преступность несовершеннолетних влияет не только наследственная особенность, но и внешние факторы воздействия. В совокупности это приводит к возможности совершения преступлений подростком. Чтобы это предотвратить, в первую очередь необходимо родителям усилить внимания к своим детям, давать возможность ребенку выговориться. Тогда подросток будет считать, что с его мнением считаются и не будет идти на отчаянные поступки, чтобы самоутвердиться. Во-вторых, необходимо, чтобы за воспитанием подростка следили воспитатели в учебных заведениях. Они должны вовремя отреагировать на негативное поведение ребенка.
Список литературы

1. Антонин Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 1996. С. 336.

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - С. 196.

3. Дубинин Н.П., Карпец И.М, Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. - М., 1989. - С. 279-280.

4. Кудрявцева В.Н., Эминова. В.Е Криминология / Под ред.- М., 1995. - С. 275-276.

5. Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. / Под ред. С.А. Беличевой. - Тюмень, 1985. С. 242

6. https: // 26.mvd.ru/document/3272759

Войти или Создать
* Забыли пароль?