СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Определены направления государственной политики, перечень и содержание основных федеральных законов, нормативно-правовых актов и документов, регламентирующих деятельность субъектов образовательных отношений в инклюзивной образовательной среде вуза по социально-психологическому сопровождению студентов с ограниченными возможностями здоровья; раскрыта специфика инклюзивного образования студентов с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова:
студенты с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивный образовательный процесс, нормативно-правовые документы, психолого-педагогическое сопровождение
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса студентов с нарушением слуха должно осуществляться в соответствии с нормативно-правовыми документами, действующими в Российской Федерации и на основании рекомендаций службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: 1) «Всеобщая Декларация прав человека», в Статье 22 которой указано, что «каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства», а в Статье 26 - «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». 2) «Декларация о правах инвалидов», где декларируется, что инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица, а также имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции. 3) «Конвенция о правах ребенка»», где в Статье 23 сказано, что «государства-участники признают, что неполноценный в физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества», а также по Статье 28 «государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей». 4) «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», в которых, в том числе, обозначены следующие правила: - Доступность: государствам следует признать важность обеспечения доступности в процессе создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. Что касается лиц, имеющих любые формы инвалидности, то государствам следует а) осуществлять программы действий, с тем, чтобы сделать материальное окружение доступным для инвалидов, b) принимать меры для обеспечения им доступа к информации и коммуникациям; - Образование: государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Им следует обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования; - Занятость: государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда. В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ с 1 января 2016 года реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, и направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе: профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. Этим же законом предусмотрена индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. В Российской Федерации основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность образовательных организаций высшего образования по обеспечению социально-психологического сопровождения, являются 1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция). Статья 14 Закона постулирует общие требования к содержанию образования, среди которых отмечается его ориентация на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; формирование человека и гражданина, интегративного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Таким образом, Закон задает основные целевые установки деятельности всей системы образования. В Статье 2 определены: - обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; - инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; - адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; - участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность; 2) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (действующая редакция). В Статье 2 в п. 2 указано: «охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи», а в Статье 18 указано, что «каждый имеет право на охрану здоровья»; 3) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации; 4) Федеральный закон от 03 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», цель которой заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства; 5) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (действующая редакция), где в Статье 20 определены виды социальных услуг. Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг: - социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; - социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; - социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия; - социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; - социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; - социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; - услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; - срочные социальные услуги. 6) Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права. Национальная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства; 7) Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы». Цель Программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. Задачи Программы - обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству; обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы; 8) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р «Об утверждении «Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы». Целью данной Программы является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики, а также повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Задачи Программы: - формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации; - развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей; - модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; - создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; - обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи; 9) Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», который определяет правила организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее - образовательные программы), в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; а также отмечает, что при обеспечении инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация включает в образовательную программу специализированные адаптационные дисциплины (модули); 10) Приказ Минобрнауки России и Минздрава России от 30 июня 1992 г. № 86/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях», в котором указано, что здоровье обучающихся, как и других групп населения, социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье обучающегося, являются система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи; 11) Приказа Минобрнауки России от 16 апреля 2014 г. № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов». Данные рекомендации направлены на создание условий, обеспечивающих организацию образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), получения ими высшего образования с учетом состояния здоровья, а также условий для их социокультурной адаптации в обществе. В частности - обучение студентов с нарушением слуха рекомендуется выстраивать через реализацию следующих педагогических принципов: - наглядности, - индивидуализации, - коммуникативности на основе использования информационных технологий, разработанного учебно-дидактического комплекса, включающего пакет специальных учебно-методических презентаций, - использования учебных пособий, адаптированных для восприятия студентами с нарушением слуха, - использования электронного контролирующего программного комплекса по изучаемым предметам для студентов с нарушениями слуха; 12) Приказ Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 «Положение о службе практической психологии в системе образования Российской Федерации». Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу деятельности службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (далее - Служба). Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги - психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС - центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса; 13) таким подразделением также может быть Центр содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения, организационно-методическая основа деятельности которого определена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 15 мая 2000 г. № 1418 «Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения». В п. IV.8 указано: «Оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются в Центре педагогами-психологами, медицинскими работниками, социальными педагогами, учителями, воспитателями, другими специалистами, прошедшими соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного образования взрослых». В Письме Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования», а также в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса», утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации 8 апреля 2014 г. № АК-44/05вн, в образовательной организации высшего образования может быть создано структурное подразделение, ответственное за обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, например Центр (отдел, отделение, служба и т.п.) инклюзивного образования. Таким образом, в образовательной организации высшего образования должно функционировать структурное подразделение (далее - Центр), наделенное полномочиями по обеспечению социально-психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования. Способами реализации политики доступности высшего образования для инвалидов в вузах являются специальные отделения в вузах, специализированные вузы для инвалидов, центры подготовки инвалидов для поступления в вуз, центры психолого-педагогической помощи инвалидам. В общем виде социально-психологическое сопровождение - это деятельность всех субъектов образовательных отношений по направлениям: 1) организационно-педагогическое сопровождение: а) контроль учебной деятельности студентов, включающий: наблюдение за посещаемостью занятий, помощь в организации самостоятельной работы и прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, ликвидации академических задолженностей, организация индивидуальных и групповых консультаций для нуждающихся студентов; б) коррекция взаимодействия обучающихся и научно-педагогических работников вуза: это и консультирование кураторов академических групп, преподавателей и учебно-вспомогательного персонала по психофизиологическим особенностям таких студентов; разрешение конфликтных ситуаций; проведение тематических семинаров, инструктажей для научно-педагогических работников, методистов и иных работников, задействованных в инклюзивном образовательном процессе; 2) психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на основе скрининга и мониторинга психологического благополучия студентов с ограниченными возможностями здоровья. Это и развитие, и коррекция личности данной категории обучающегося; а также помощь в профессиональном становлении будущих специалистов через проведение психодиагностических процедур, а также реализации мер психопрофилактики и коррекции личностных искажений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 3) медико-оздоровительное сопровождение направлено на сохранение и укрепление здоровья, а также развитие адаптационного потенциала данной категории студентов, диагностика и мониторинг физического состояния этих студентов; 4) в рамках социального сопровождения реализуется право на проживание в общежитии, оказывается содействие в решении бытовых проблем; осуществляется материальная поддержка, социальные выплаты; выделяется материальная помощь; своевременное стипендиальное обеспечение. Социально-психологическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья опирается на следующие принципы: 1) соблюдение интересов студента в образовательной среде, что возможно эффективно реализовать в рамках мультидисциплинарного подхода, т.е. с участием «команды» специалистов: медиков, педагогов, психологов, логопедов, дефектологов, академических тьюторов, а также с привлечением волонтеров-студентов; 2) непрерывность сопровождения студентов на всех этапах его индивидуальной образовательной траектории, начиная от подготовки к поступлению в вуз и заканчивая трудоустройством такого студента; 3) системность сопровождения студентов, реализующееся через развитие и обновление образовательных стандартов; разработку и реализацию инновационных профилактических, психолого-педагогических, коррекционно-развивающих программ; единство диагностики, коррекции и развития резервных возможностей организма студентов в условиях инклюзивной образовательной среды вуза. В качестве методов социальной и психологической адаптации студентов в вузе используются как методы сбора и обработки информации, так и методы реализации полученных результатов для достижения поставленной цели. Результаты исследований в рамках системного мониторинга различных показателей как индивидуальных студента, так и интегральных показателей социального окружения и образовательной среды в целом, позволяют повысить эффективность проведения индивидуальных и групповых консультаций, тренингов и в целом социально-психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, главным условием успеха реализации государственной политики по развитию инклюзивного образования является сотрудничество и сотворчество всех субъектов образовательных отношений на основе демократизма действий, свободы выбора методов и средств, опирающихся на данные системного и постоянного мониторинга социально-психологического сопровождения студентов с особыми образовательными потребностями.
Список литературы

1. Оболонский Ю.В. Психологическая модель успеха // Живая психология. - 2014. - № 3. - c. 3-4.

2. Семикин Г.И., Мысина Г.А. Формирование безопасной образовательной среды в Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана // Мир образования - образование в мире. - 2015. - № 1. - c. 69-75.

3. Семикин Г.И., Дартау Л.А., Стефанюк Е.А. Здоровье и образ жизни человека: возможности управления. / Учебное пособие. - Изд-во: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006. - 62 c.

4. Семикин Г.И., Мысина Г.А. Об организации инклюзивного образования в МГТУ им. Н.Э. Баумана // Живая психология. - 2015. - № 3. - c. 261-268.

Войти или Создать
* Забыли пароль?