ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ С ТЕСТОВЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлена зависимость наличия тестовых показателей суицидального риска с динамическими уровнями психической адаптации и типами личности в молодежной среде.

Ключевые слова:
суицид, суицидальный риск, уровень психической адаптации, типы личности, диагностика, динамика, молодежь
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение По данным кафедры народонаселения МГУ им. М.В. Ломоносова убыль населения России в последние годы составляет в среднем 929 тыс. человек в год, в том числе и за счёт раннего ухода из жизни молодёжи. Это вызвано многими негативными факторами. Численность детей и подростков сокращается со скоростью 3 % в год. Их в возрасте до 14 лет в стране вдвое меньше чем пенсионеров. Заболевания или функциональные отклонения обнаруживаются у каждого второго школьника, негодным к военной службе признается каждый третий призывник 17 лет, в стране свыше полумиллиона детей-инвалидов [16] (Rusak, Rusak, 2012). Среди неестественных причин смертности и инвалидности, молодежные суициды России занимают первое место в Европе и одно из первых мест в мире [14, 17, 19, 20] (Khramelashvili, 2014; Shamrey, Dnov, Kurasov, Kostin, 2010; Shirokova, 2015), а уровень суицида среди молодых людей оценивается ВОЗ как критический и превышает средний мировой показатель в 2,7 раза [11, 17] (Lobanova, Startseva, 2010; Khramelashvili, 2014). Специалисты прогнозируют, что к 2020 г. количество самоубийств, в том числе детских и подростковых в России может возрасти в полтора раза [2] (Vorontsov, Bogachev, 2015). До настоящего времени не существует достоверных признаков, по которым можно было бы выявить человека, готовящегося к самоубийству [13, 18] (Parfenova, 2009; Cherepanova, 2010). Для выявления суицидального риска (СР) используются различные психодиагностические методики, свидетельствующие лишь о косвенных его признаках. Основным недостатком применяемых тестовых методик является возможность произвольной коррекции результатов испытуемым [12] (Lobachov, Konyushenko, Yatmanova, 2011). В образовательных заведениях при первоначальной постановке юношей на воинский учет (ППВУ), в организациях и трудовых коллективах выявление показателей СР руководящими документами не предусмотрено и не проводится. Определение тестовых показателей СР первый и единственный раз проводится только в первые дни после прибытия молодого пополнения к местам службы, где используется психодиагностическая методика МЛО «Адаптивность 200 плюс», свидетельствующие лишь о косвенных его признаках. Такой подход не позволяет существенно снизить высокую распространенность суицида у молодежи. Это обусловливает необходимость поиска и внедрения объективных, высокоинформативных, простых в применении скрининговых экспресс-диагностических технологий и совершенствованию медико-профилактических мероприятий по выявлению СР и предупреждению СП при массовых обследованиях молодых людей. Теоретической гипотезой исследования являлись положения концепции Амбрумовой А.Г. о том, что суицид - есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта; стадийность дезадаптации во времени; возможность произвольной коррекции результатов испытуемым при проведении тестирования опросниками, что существенно снижает достоверность получаемых результатов [1, 9, 12] (Ambrumova, 1978; Korshever, Sitmbetov, 2011; Lobachov, Konyushenko, Yatmanova, 2011). Цель исследования заключалась в улучшении раннего выявления потенциальных суицидентов путем определения корреляции тестовых показателей СР с показателями уровней психической адаптации (УрПА) в динамике у лиц с интравертным и экстравертным типами личности (ТЛ) у молодежи. Материалы и методы Проведено комплексное обследование 932 молодых людей мужского пола и контрольные обследования через 3 и 6 месяцев. Для этого использовались психодиагностический тестовый опросник «МЛО - а 200 плюс» со шкалой СР, личностный опросник Г. Айзенка (EPI, 1963), объективная многоосевая экспресс-методика нейровизуализации с биологической обратной связью «Видикор-М» [5, 7, 8]. Обследуемые были разделены на две группы: 1-я - это лица с экстравертным типом личности (ЭТЛ) - 508 человек и 2-я группа - это лица с интравертным типом личности (ИТЛ) - 424 человека. Средний возраст обследованных составил 18,5±0,4 лет. Корреляционная связь оценивалась с использованием критерия Хи-квадрата Пирсона между группами СР «МЛО-А 200 плюс» и группами УрПА, определенными методикой «Видикор-М». Статистический анализ проводили на ноутбуке «Acer Extensa 5220» с помощью программы математического обеспечения Statistiсa-8.0 for Windows. Описательная статистика выполнялась методом вычисления. Сравнение двух групп по одному признаку проводилось по методу определения t-критерия Стьюдента, при уровне значимости р < 0,05 производили расчет доверительных интервалов и достоверность различий между ними. При абсолютном значении коэффициента корреляции r > 0,70 связь между показателями оценивалась как сильная; r в интервале от 0,50 до 0,69 - как средняя; r в интервале 0,30 до 0,49 - как умеренная; при r 0,20-0,29 корреляционная связь оценивалась, как слабая; а при r < 0,19 - очень слабая. Все рисунки и таблицы, представленные в статье, составлены авторами. Результаты и их обсуждение По УрПА обследованные были разделены на 5 групп, имеющих свои особенности: высокоадаптивные (ВА), адаптивные (А), эмоционально-лабильные (ЭЛ), группа риска (ГР), дезадаптивные (ДА) [6, 7] (Kononchuk, Mikhalchik, Zhuravlev, 2015; Kononchuk, Mikhalchik, Zhuravlev, 2016). При первичном определении групп УрПА у молодых людей были определены доли лиц с тестовыми показателями СР, которые имелись в каждой группе УрПА в целом и по ТЛ. Выявлено, что с ухудшением УрПА происходит достоверное уменьшение количества лиц без СР и увеличение с наличием СР. Количество высокоадаптивных лиц незначительное и составляет около 0,6 %. У высокоадаптивных лиц СР не выявлен. Структура лиц с тестовыми показателями СР у молодых людей в группах УрПА в целом и по ТЛ представлена на рисунке 1. 1* 4,8 2* 4,4 3* 5,1 1* 21,6 2* 8,4 3* 33,7 1* 30,7 2* 12,9 3* 63,7 1* 46,1 2* 18,5 3* 87,5 Высокоадаптивные и адаптивные Эмоционально-лабильные Группа риска Дезадаптивные Суицидальный риск Условные обозначения: 1*- все обследованные (932 чел.); 2*- лица с ЭТЛ (508 чел.); 3*- лица с ИТЛ (424 чел.). Рисунок 1. Структура СР в группах УрПА в целом и по ТЛ; Эти показатели демонстрируют то, что чем хуже УрПА, тем большее количество лиц с СР, особенно в группе лиц с ИТЛ, которые являются наиболее суицидоопасными. Их доля составила в группе интравертов 164 человека или 38,7 % от своей группы. В группе экстравертов, доля лиц с СР составила в своей группе 56 человек или 11 %. В целом, интравертные суициденты выявлялись в 2,9 раза чаще, чем экстравертные. Статистическая оценка наличия связи с использованием критерия Хи-квадрат Пирсона показала наличие значимой связи между оценками групп СР и групп УрПА у всех лиц по данным шкал МЛО-А 200 плюс и методики «Видикор-М». Так, Хи-квадрат составил 119,76 при df = 9 и p < 0,001. В группе юношей с ЭТЛ Хи-квадрат составил 17,6 при df = 9 и p < 0,05, а группе юношей с ИТЛ Хи-квадрат составил 174,85 при df = 9; p < 0,001. В полученных показателях сопряженности можно выделить следующие закономерности. Так как анализируемые показатели (оценка групп СР и оценка групп УрПА) являются ранговыми, для оценки силы направления и статистической значимости связи между ними был использован непараметрический корреляционный анализ с расчетом рангового коэффициента корреляции Kendall Tau Correlation (τ(к)). Статистическая оценка показала наличие прямой умеренной значимой корреляционной связи (τ(к) = 0,31 при p < 0,001) у всех обследованных. У лиц с ЭТЛ оценка показала наличие прямой очень слабой статистически значимой корреляционной связи (τ(к) = 0,147; p < 0,05), а у лиц с ИТЛ оценка указанных данных показала наличие прямой средней статистически значимой корреляционной связи (τ(к) = 0,541; p < 0,001). Повторные определения УрПА проводилось через 3 и 6 месяцев после определения первичного и начала профессиональной деятельности. Через 3 месяца УрПА улучшился у 120 экстравертов и 48 интравертов; не изменился у 251 экстравертов и 196 интравертов; ухудшился у 137 экстравертов и 180 интравертов. Соответственно, изменилось и количество лиц с СР в группах УрПА. Через 6 месяцев УрПА улучшился у 114 экстравертов и 128 интравертов; не изменился у 295 экстравертов и 228 интравертов и ухудшился у 99 экстравертов и 68 интравертов. Таблица 1 Пределы изменений УрПА у экстравертов с тестовыми показателями СР через 3 и 6 месяцев, абсолютные числа Показатель Всего лиц в группе УрПА Кол-во лиц в группе УрПА с СР Кол-во лиц с СР через 3 мес. в группе УрПА Кол-во лиц с СР через 6 мес. в группе УрПА 1. А 2. ЭЛ 3. ГР 4. ДА 1. А 2. ЭЛ 3. ГР 4. ДА 1. А 132 6 31 31 - - 21 22 11+13 - 2. ЭЛ 95 8 22 32 32 - 11 11 32+23 12 3. ГР 170 22 23 53 123 33 11+12 42+23 11+83+14 23+24 4. ДА 108 20 - 14 104 94 - 13 12+73+34 23+64 Всего 504 56 7 12 25 12 5 10 28 13 Условные обозначения: - надстрочными цифрами обозначены группы УрПА по номеру, указывающие из какой группы УрПА они улучшилсь или ухудшились. Как уже говорилось, у лиц с УрПА группы ВА суицидальный риск не выявлен. Во всех остальных группах УрПА имеются лица, которые обнаруживают тестовые показатели СР, при этом, по мере ухудшения группы УрПА их количество возрастает. Динамика изменения УрПА, представлена в таблице 1 (лица с ЭТЛ) и в таблице 2 (лица с ИТЛ). При анализе УрПА в динамике каждого обследованного установлено, что у интравертов СР был выявлен тестовыми методиками только у тех лиц, которые либо изначально были в ГР или в группе ДА, либо у тех, которые в последующем были дезадаптированы до ДА группы или ГР, даже при условии, что эта дезадаптация была промежуточной с последующим улучшением УрПА. У экстравертов такая особенность не выявлена. Таким образом, у интравертов критерием диагностики СР может быть показатель дезадаптации в динамике до ГР и ДА группы. У юношей с ЭТЛ такая особенность или закономерность как у интравертов не выявлена. Такая динамика объясняет, почему суицидальные действия совершаются или не совершаются при относительно одинаковой психической травме, сходных особенностях личности и психических функциях суицидентов - устойчивость личности к психотравмирующим факторам и уровень дезадаптации у них разные. Таблица 2 Пределы изменений УрПА у интравертов с тестовыми показателями СР через 3 и 6 месяцев, абсолютные числа Показатель Всего лиц в группе УрПА Кол-во лиц в группе УрПА с СР Кол-во лиц с СР через 3 мес. в группе УрПА Кол-во лиц с СР через 6 мес. в группе УрПА 1. А 2. ЭЛ 3. ГР 4. ДА 1. А 2. ЭЛ 3. ГР 4. ДА 1. А 154 8 - - - 81 64 14 14 - 2. ЭЛ 104 35 - 32 52 272 12+64 134 44 22+53+44 3. ГР 91 58 - 43 83 463 - 174 174 42+83+124 4. ДА 72 63 - 14 194 434 - 23 12+83+84 93+354 Всего 421 164 - 8 32 124 13 33 39 79 Условные обозначения: - надстрочными цифрами обозначены группы УрПА по номеру, указывающие из какой группы УрПА они улучшились или ухудшились. Исходя из полученных результатов, следует отметить, что критериями оценки СР могут служить не только результаты определения уровней СР, но и показатели группы УрПА на момент обследования и контроля в динамике. Выводы 1. Тестовые показатели суицидального риска у интравертов определялись в 2,9 раза чаще, чем у экстравертов. 2. Наибольшее количество лиц с тестовыми показателями наличия суицидального риска имеют низкий уровень психической адаптации - это личности, входящие в «группу риска» и в группу «дезадаптивные». 3. Для раннего выявления и прогнозирования суицидального риска следует использовать объективную методику «Видикор-М» для обследования и контроля психофизиологического состояния при динамическом наблюдении личности. 4. Для раннего выявления суицидального риска следует оценивать показатели уровней психической адаптации по типам личности при динамическом наблюдении. Показатели психической адаптации по типам личности целесообразно вносить в медицинские карты, журнал по диспансерно-динамическому наблюдению, паспорт здоровья и закрепить эти положения в соответствующих законодательных актах.
Список литературы

1. Амбрумова А.Г. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности // Актуальные проблемы суицидологи: Труды МНИИП. - 1978. - c. 6-28.

2. Воронцов А.В., Богачев А.М. Психологическая помощь в социальном и правовом аспектах // Управленческое консультирование. - 2015. - № 2 (74). - c. 90-98.

3. Ворсина О.П., Баркова Н.П. Психологические характеристики суицидентов, госпитализированных в психиатрический стационар // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2012. - № 1. - c. 50-54.

4. Дмитриева Н.В., Короленко Ц.П., Левина Л.В. Психологические особенности личности суицидальных подростков // Вестник кемеровского государственного университета. - 2015. - № 1-1 (61). - c. 127-134.

5. Журавлев А.К., Михальчик С.В. Анализ и коррекция психических состояний. / учебное пособие; Рос. Гос. мед. ун-т. им. Н.И. Пирогова., 2007. - 48 c.

6. Конончук В.В., Михальчик С.В., Журавлев А.К. Организация раннего выявления суицидального риска и предупреждение суицидального поведения у граждан в военных комиссариатах, у военнослужащих в воинских частях и учреждениях, у комбатантов, ветеранов подразделений особого риска, ликвидаторов последствий на Чернобыльской АЭС. / методические рекомендации / В.В. Конончук, С.В. Михальчик, А.К. Журавлев [и др.]. - СПб.: Нестор-История, 2015. - 18 c.

7. Конончук В.В., Михальчик С.В., Журавлев А.К. Профилактика суицидального риска и суицидального поведения у граждан, освидетельствуемых в военных комиссариатах, у военнослужащих в воинских частях и учреждениях, у комбатантов, ветеранов подразделений особого риска, ликвидаторов последствий на Чернобыльской АЭС. / Учебное пособие. - СПб.: Нестор-История, 2016. - 116 c.

8. Конончук В.В., Давыдов А.Т., Русев И.Т., Савченко И.Ф. Проблемные вопросы организации раннего выявления суицидального риска у юношей допризывного возраста // Профилактическая и клиническая медицина. - 2015. - № 1. - c. 97.

9. Коршевер Н.Г., Ситмбетов Д.А. Особенности адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в течение года // Военно-медицинский журнал. - 2011. - № 6. - c. 73-75.

10. Лаврова О.В. Статистика и некоторые медико-социальные аспекты самоубийств // Главврач. - 2015. - № 2. - c. 50-65.

11. Лобанова А.С., Старцева О.А. Проблемы профилактики суицидального поведения среди подростков региона Коми // Вестник Коми государственного педагогического института. - 2010. - № 8. - c. 188-197.

12. Лобачов А.В., Конюшенко К.К., Ятманова Т.М. Стрессоустойчивость курсантов военных образовательных учреждений с разными психофизиологическими особенностями // Вестник санкт-петербургского университета мвд россии. - 2011. - № 1. - c. 172-177.

13. Парфенова А. А. Типологические особенности суицидоопасного пациента // Ученые записки санкт-петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2009. - № 1. - c. 50-55.

14. Превенция самоубийств: руководство для врачей общего профиля // ВОЗ. Женева. - 2000. - c. 23.

15. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник // Федеральная служба государственной статистики (Росстат) - М., 2015

16. Русак О.Н., Русак Я.О. I Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы безопасности детей и пути их решения» // Вестник НЦБЖД. 2012. - c. 140-148.

17. Храмелашвили В.В. Опыт профилактики суицидального поведения у студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана по данным многолетнего наблюдения // Живая психология. - 2014. - № 4. - c. 115-124. - doi: 10.18334/lp.1.4.2041/.

18. Черепанова М.И. Социальные условия и факторы суицидального поведения молодежи // Известия алтайского государственного университета. - 2010. - № 2-2. - c. 231-234.

19. Шамрей В.К., Днов К.В., Курасов Е.С., Костин Д.В. Психическое здоровье военнослужащих, совершивших суицидальные попытки // Вестник российской военно-медицинской академии. - 2010. - № 2 (30). - c. 56-59.

20. Широкова Е.В. Суицидальное поведение подростков как социально-педагогическая проблема современности // Юность и знания - гарантия успеха -2015: Сб. науч. трудов 2-й международной науч.-практич. конф. Курск, 2015. - c. 320-323.

21. Юсупова Г.В. Климанова Н.Г., Галиуллина А.А. Психоэмоциональное здоровье подростков как основа устойчивости личности к факторам, провоцирующим суицид // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 1 (20). - c. 240-244.

Войти или Создать
* Забыли пароль?