Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Профессиональное образование имеет четкую функциональную направленность - подготовить личность к профессиональному труду. Целевые установки этого образования двойственны: с одной стороны, образование имеет социально-экономическую заданность, с другой - личностно обусловлено. Одной из важных целей педагогической работы является формирование у обучающихся внутренней готовности к осознанному построению и реализации перспектив своего личностного развития. Высшие образовательные учреждения должны стремиться к тому, чтобы результатом обучения стала сформированная профессиональная позиция студента, в основе которой лежит личностная состоятельность, проявляющаяся в здоровом образе жизни, самостоятельности, независимости и активности, готовности молодого специалиста к осуществлению профессиональной деятельности в любых социально-экономических условиях. Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной науке, потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности. Современное профессиональное образование, несмотря на четкую функциональную направленность и социальную заданность, позволяет обучающему выбирать не только сферу реализации, но и способы достижения личных целей в социально-экономической деятельности. Подбор методов и форм обучения, создающих благоприятные условия для развития профессиональных и личных компетенций, обеспечивающих максимальную эффективность и формирующих потенциал развития учащихся, становится одной из главных задач педагога. В современных условиях умение адаптироваться, реализовываться в меняющемся мире и способность к личностному самоопределению и саморазвитию становятся единственными гарантиями социальной успешности и профессиональной реализованности. В условиях больших социальных и экономических перемен, происходящих в России, идёт перестройка психологии человека, его взглядов, убеждений, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних такие преобразования проходят сравнительно легко, то для других они становятся серьезным испытанием, приводя к депрессии, дискомфорту, стрессам, алкоголизму, наркомании, социальной деградации. Это особенно опасно для молодого поколения, которое в большей степени, чем взрослые, испытывают трудности в общении и самоопределении в социуме. Внедрение инновационных технологий, увеличение учебной нагрузки приводят к значительному снижению двигательной активности, следствием чего становится ухудшение состояния здоровья, снижение адаптационных возможностей организма студента. Ключевым звеном учебно-воспитательного процесса должна быть организация системы условий, способствующих формированию профессиональной направленности студентов, их готовность к профессиональному и личностному саморазвитию. На практике для создания таких условий необходима организация преемственности непрерывного образования, одной из сторон которой выступает взаимосвязь деятельности педагога и обучающегося. Образовательные технологии предполагают консолидацию всех усилий образовательного учреждения, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие технологии решают задачи сохранения и укрепление здоровья сегодняшних студентов. Технология - это прежде всего системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья студентов. Здоровьесберегающие технологии - динамичная система разработки и реализации комплекса организационных, психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, направленных на оптимизацию учебного процесса, воспитательную работу, досуговую деятельность, безопасность, социальную и психологическую поддержку студентов с целью сохранения, укрепления здоровья и профилактики их девиантного поведения [2] (Mysina, Semikin, 2013). Говоря о личности молодого специалиста, нельзя не отметить, что многообразие различных концептуальных подходов к рассмотрению проблемы профессионального и личностного развития и становления вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью ее реализации большинством людей, проживающих в конкретной местности, а также неоднородностью населения и регионов. Все это осложняет выделение самых лучших подходов в образовательном процессе и делает проблему разнообразной по способам рассмотрения и решения. Можно так же предположить, что «правильность» способа решения этой проблемы будет зависеть и от субъективных факторов: способностей конкретного студента, уровня развития преподавателя, возможностей образовательного учреждения. Содержание и качество учебного процесса в значительной мере зависят от исследовательских способностей и усилий преподавателя. Качество образовательного процесса синтезирует в себе не только содержание учебных программ и технологий, подготовку кадрового потенциала, современные технические средств обучения, но и качество научного потенциала вуза, грамотность транслируемых преподавателями новых знаний. Одним из ярких примеров нового качественного подхода к обучению является программа адаптивной физической культуры для создания условий обеспечения физического, психического и социального благополучия студентов. В работе с обучающимся, преподаватели кафедры «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» применяют различные методы активного обучения: упражнение, информационные, поисковые, дискуссионные, методы убеждения, внушение, воспитывающие ситуации, социальные пробы, рефлексия, возвратно-оценочные методы. Так же применяются организационные формы обучения: учебное занятие, организованные педагогом самостоятельные занятия студентов, массовые оздоровительные, физкультурные мероприятия, группы здоровья, индивидуальные занятия [3] (Obolonskiy, 2014). Для студентов с ослабленным здоровьем особую значимость приобретают возможности получения знаний о путях и способах поддержания наличного уровня физических возможностей, его укрепления и развития; преодоления с помощью этих знаний стереотипов неразрешимости ситуации, страха перед физической активностью, отношения к ней как к потенциальной опасности. В 2012 году в МГТУ им. Н.Э. Баумана был создан Центр здоровья и психологической помощи студентам. Основные цели Центра направлены на создание благоприятных условий обучения студентов, укрепление их психического и физического здоровья, помощь в развитии личностного потенциала, оказание психологической поддержки в затруднительных личных ситуациях. Одним из приоритетных направлений в работе центра является деятельность по оказанию психологической помощи и поддержки первокурсников в эффективной адаптации к жизни и учебе в вузе. Основная задача работы специалистов состоит в медико-социально-психологическом сопровождении и обучении студентов здоровому образу жизни. Под здоровым образом жизни понимается - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья [4] (Obolonskiy, 2009). Круг проблем, с которыми обращаются студенты нашего вуза к специалистам-психологам, очень широк. Это проблемы в самоорганизации учебной деятельности, в трудности переключения с учебы на отдых и обратно, в снижении мотивации. Учитывая большой процент приезжих студентов, которые проживают в общежитии, возникают проблемы умения адаптироваться к новым условиям проживания. Присутствует также аспект социально-личностной инфантильности среди студентов, глубоко погруженных в интеллектуальную деятельность. Любые перекосы в развитии приводят к нарушению личностного равновесия и тормозят развитие личности студента. Поэтому специалисты Центра направляют свою деятельность на формирование саморегуляции деятельности на всех уровнях: интеллектуальном, мотивационном, эмоционально-волевом и личностно-смысловом. Таким образом, преподаватели нашего вуза стремятся к тому, чтобы результатом обучения стала сформированная профессиональная позиция студента, в основе которой лежит личностная состоятельность, проявляющаяся в здоровом образе жизни, самостоятельности, независимости и активности, готовности молодого специалиста к осуществлению профессиональной деятельности в любых социально-экономических условиях.