Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Огромным отличием современного поколения стало включение Российской Федерации в глобальное информационное пространство. В современном мире компьютерные технологии встречаются повсеместно - в средствах массовой информации, во всех бюджетных государственных организациях, в учебных заведениях. Студенты - это самостоятельная отдельная социальная группа, охватывающая наибольший процент молодежи современного общества. Студенты в первую очередь накапливают научную информацию, усваивают полученные знания и овладевают профессиональными навыками и умениями. Для современной студенческой молодежи интернет-социализация проходила сложное формирование в условиях нестабильной, быстро изменяющейся обстановки развития и становления интернета в России. В связи с чем индивид в киберпространстве сталкивается с проблемой альтернативного поведения в реальной и виртуальной реальностях. Таким образом, Глобальная сеть Интернет становится не только новым классом социальной реальности, а также и позволяет сочетать в себе различные виды деятельности, такие как познавательная, игровая, коммуникативная и т.д. Социализация студенческого общества - это отдельный этап социализации человечества в киберпространстве. Студенты часто используют интернет для виртуального общения с одногруппниками, пренебрегая живым общением. Эта особенность достаточно пагубно сказывается на процессе социализации студентов в реальном обществе. Активисты студенческой жизни создают много различных групповых сообществ, в которые привлекают как можно больше студентов. В таких сообществах студенты обсуждают насущные проблемы, преподавателей, своих одногруппников. Такое общение зачастую мешает реальной социализации. Поэтому процесс социализации останавливается и заменяется процессом ресоциализации. Два этих процесса взаимодействуют параллельно друг с другом, в балансе. При возникновении дисбаланса этих процессов индивид перестает развиваться и происходит деградация коммуникативной, психологической и личностной сфер жизнедеятельности человека. Во время широкого использования компьютерных и интернет-технологий очень много внимания уделяется процессу информационной социализации современной молодежи. Огромное влияние на этот процесс оказывают коммуникативные информационные технологии и, самое главное, социальные сети. В настоящее время под информационными технологиями понимают любые технологии, основанные не только на базе компьютерной техники, а также и организованные с помощью современных средств связи. Термин «информационные технологии» интерпретируется многими авторами. Резюмируя все высказывания, можно дать краткое определение данному термину, полностью отражающее его суть. Это определение было сформулировано Н.В. Апатовой и трактуется следующим образом: «Информационная технология - это совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется процесс переработки информации» [1, стр. 170] (Apatova, 1994). То есть, согласно представленному определению, информационные технологии предназначены для получения и переработки информации. В настоящее время интернет является самой популярной частью социальной сети, так как люди современного общества используют интернет почти каждый день по работе, учебе, для поиска необходимой информации и просто для развлечения. Всероссийский центр изучения общественного мнения подтверждает данный тезис следующим исследованием. При проведении всероссийского опроса было опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях Российской Федерации. Опрос показал, что 76 % населения России каждый день пользуются интернетом. Опрос проводился несколько раз в разные временные промежутки, и результат с каждым разом увеличивался. Причем, если при первом опросе, проведенном в 2013 году, большая часть населения, ответившая, что каждый день пользуются интернетом, это в основном возрастная категория 18-24 года, то в 2015 году большой процент составила возрастная группа 16-55 лет [2]. В результате использования интернета современная молодежь стала изменять свое поведение не только в виртуальной, а также и в реальной жизни. Это привело к тому, что социологи стали проявлять интерес к поведению людей в современном обществе. Интерес вызван рядом трансформаций, которым стала подвержена жизнь современного общества под влиянием интернета. Причем, как показали социологические исследования, изменилась не только структура поиска и переработки информации, также изменился и досуг населения. Таким образом, все описанные выше изменения привели к формированию нового вида социализации - виртуальной социализации. Данный вид способен оказывать огромное влияние на жизнь человека не только в онлайновом пространстве, но также и за пределами интернета, то есть в оффлайновом пространстве. При развитии виртуальной социализации личность принимает правила, обусловленные интернетом, сетью, чатом, группой взаимодействия подобных индивидов, сообществ и, вследствие этого, происходит изменение мотивационной сферы человека, а также его самосознания. Эта проблема была тщательно изучена С.В. Бондаренко. По его мнению, в настоящее время социализация подразделяется на два наиболее общих вида: социализация за пределами интернета, то есть в среде оффлайн, и социализация в пространстве интернета, то есть виртуальная социализация [3] (Bondarenko, 2003). В начале виртуальной социализации процесс адаптации подразделяется на два основных этапа: архетипический и инструментально-когнитивный. На первом, архетипическом этапе, осуществляется формирование субъективной реальности пространства интернета с помощью коммуникации индивида в различных сообществах или группах. Пользователь интернета получает информацию о киберпространстве, а вместе с ней и мотивацию дальнейшего использования интернета. Как только индивид осуществит выход в интернет, первый этап социализации заканчивается, и пользователь выходит на новый уровень - второй этап социализации. На этом этапе человек проходит социализацию в два этапа, причем эти этапы происходят одновременно. 1. В общности интернет-пространства - на данном этапе происходит обучение индивида компьютерной и электронной грамотности, а также навыкам владения интернет-навигацией. 2. В сетевой социализации - на этом этапе пользователь осваивает структуру интернет-общества, познает роли и ценности сообщества. Итак, использование информационных и компьютерных технологий приводит к изменению не только социальной сферы человека, а также и психологической. Эти изменения касаются в первую очередь коммуникативной сферы человека, а также затрагивают его познавательную и личностную деятельность. Все эти изменения касаются в первую очередь молодого контингента населения, в особенности студентов, которые используют интернет не только для развлечения, а также для делового общения в социальных сетях. Ученый Л. Ионин использовал в своих трудах для описания интернет-социализации бинарные оппозиции [4] (Ionin, 2004). Данный подход подчеркивает противоречивый характер студенческой интернет-социализации, который обусловлен следующими критериями: - позиция «свобода-контроль», означает независимость коммуникации от географической удаленности индивидов друг от друга. Вследствие чего индивид в виртуальной реальности может пользоваться определенным, вымышленным, искусственно созданным образом для повышения собственной самооценки и самовосприятия, так как, в силу географической удаленности от своего оппонента в киберпространстве, его истинная внешность может быть не опознана. По мнению А. Жичкиной, люди с низкой самооценкой пытаются повысить свой рейтинг в своих собственных глазах, пользуясь вымышленными образами в интернет-пространстве. Напротив, люди с высокой или объективной самооценкой в киберпространстве стараются придерживаться реального образа и не создают абстрактных персонажей. У индивидов с заниженной самооценкой при создании собственных образов происходит разрушение личности, внутреннего культурного мира и, как следствие, сокращается круг реального общения [5] (Zhichkina, 1999). - позиция «безграничность-ограниченность». Эта позиция непосредственно затрагивает студенческую молодежь, которая уже частично социализирована посредством интернет-технологий, то есть у данного индивида уже есть определенный круг сетевого общения, которое он считает своим реальным миром. По мнению В. Емелина, у индивида присутствует потенциально неограниченный круг общения, так как он является уже уверенным пользователем сети, имеет определенный статус в различных сообществах, но в тоже самое время круг коммуникативности становится замкнутым и узкоограниченным, так как индивид общается в сети только в известных ему группах и сообществах, выбирает для общения определенных патентов и перестает социализироваться, то есть постепенно у данного индивида начинается процесс деградации [6] (Emelin, Tkhostov, 2010). Исходя из вышеописанной градации, можно определить, что становление модели социализации современного студенчества является достаточно противоречивым процессом и сильно отягощается следующими обстоятельствами: - дисбаланс в распределении личностных качеств и ресурсов взаимодействия у студентов; - наличие стихийного миропонимания в зависимости от сложившейся ситуации. Таким образом, информационная социализация не только осуществляет формирование личности новым путем с использованием инновационных способов оценки ситуации, но и предъявляет к индивиду достаточно жесткие требования, которые постоянно изменяются и усложняются в зависимости от текущей ситуации в киберпространстве. Используя идеи А.И. Ковалевой и В.А. Лукова [7] (Kovaleva, Lukov, 1999), отметим, что процесс интегрирования информационной социализации в жизнь современного студента может быть успешным только тогда, когда индивид черпает из виртуальной реальности необходимые ему жизненные ценности, нормы, стереотипы поведения, социальные роли, необходимые ему для реальной жизни, способные сыграть немаловажную роль в развитии и становлении современного студента как развитого, образованного, социализированного человека.