Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Введение Созидание характеризуется нами как процесс становления продуктивного субъекта образования в преобразовательной деятельности разных уровней продуктивности по генерированию и воплощению нового или воспроизводству модифицированных социально значимых материальных и духовных продуктов в соответствии с социально-профессиональными нормами и направленностью творческой активности, способствующих продуктивной актуализации природных потенциалов в созидаемых деятельностных продуктах. Это взаимодействие субъект-субъектных отношений, отражающее полученный прогнозируемый результат; одна из естественных форм реализации субъектом образования потребности в поиске самоутверждения и признания другими; направленность на достижение социально значимых целей. Созидание - это становление личности, индивидуальности, субъекта деятельности [1, c. 14]. Акме-созидательное обучение продуктивного субъекта образования в системе управления - соуправления - самоуправления - это организация и стимулирование внешней и внутренней активностью познавательной деятельности субъектов образования как процесс становления личности, индивидуальности и продуктивного субъекта образования. Оно выступает средством достижения побуждения субъектов образования к самореализации природных потенциалов в созидаемых продуктах; к самосозиданию вершин продуктивного решения образовательных задач по разным специальностям; самосовершенствованию и самовыражению в созидании и самосозидании. Основная часть Нами организовано и проведено экспериментальное и эмпирическое исследования на базе Частного учреждения образования «БИП-Институт правоведения» в г. Минске. Выборка составила 60 студентов психологов: 30 студентов 2-3 и 6 курса экспериментальной группы, которые занимаются в студенческой научно-исследовательской лаборатории «Созидание продуктивного субъекта образования» (руководитель Джига Н.Д.) и 30 студентов данных курсов, которые не занимаются в этой лаборатории. Эксперимент проводился в контрольной и экспериментальной группах на протяжении двух лет: 2015/2016 и 2016/2017 учебные годы). Анализ данных, полученных посредством экспертных оценок, корреляционного и кластерного анализа, многолетних исследований по данной проблеме, показали, что основой проектирования стратегии оптимизации акме-созидательного обучения в системе управления - соуправления - самоуправления, выступает способность личности к созданию оптимального баланса между желаемым и реальным образом будущего профессионала, составленные с каждым участником лаборатории индивидуальной программы осознанной саморегуляции созидания продуктивного субъекта образования, целью которых является мотивирование студентов к созиданию как процессу становления их личности, индивидуальности, субъекта деятельности в преобразовательной деятельности [2, c.15-16] (Dzhiga, 2017). В начале эксперимента члены лаборатории изучали свое «Я-реальное» посредством самопознания психических процессов, свойств личности и составляли план своего преобразования как процесса становления своей личности, индивидуальности, субъекта деятельности и общения, т.е. созидания, приближаясь к «Я-идеальному», «Я-профессионал». С помощью психоконсультирования, психологической коррекции, преобразования, совершенствования характеристик реального образа в направлении их приближения к образу оптимальному, студенты развивались как личность, индивидуальность, субъект деятельности средствами акме-созидательного обучения продуктивного субъекта образования в системе управления - соуправления - самоуправления. Использовались мотивационный тренинг, инновационные методы активного, рефлексивного и интерактивного обучения и достижение средствами самоанализа своей цели [3, c. 28] (Dzhiga, 2014). Достижению вершин созидания способствовала научно обоснованная, выявленная и корреляционно доказанная положительно сильная взаимосвязь компонентов созидания (р < 0,001): - с нестандартным мышлением (rs = 0,89), оперативным интеллектом (rs = 0,87), саморазвитием (rs = 0,90), самоуправлением (rs = 0,98), самореализацией (rs = 0,88), самосовершенствованием(rs = 0,86), духовными способностями (rs = 0,88), исходя из исследований. Стратегия анализа и решения нестандартных ситуаций в процессе развития продуктивного субъекта образования требовала участия интеллектуальных функций (нестандартного мышления и оперативного интеллекта), управления - соуправления - самоуправления, самосовершенствования, потенциальных возможностей самореализации в созидаемых духовных продуктах (физических, психических и акмеологических новообразований), творческого самовыражения. В процессе эмпирических исследований и сравнительного анализа показателей экспериментальной группы членов студенческой научно-исследовательской лаборатории и контрольной группы студентов-психологов, не обучающихся в лаборатории, выявлена взаимосвязь созидания с нестандартными (проблемными) ситуациями (rs = 0,89), требующими участия управления - соуправления - самоуправления (rs = 0,98), самосовершенствования (rs = 0,86) и самореализации (rs = 0,88). С этой целью мы на каждом занятии в организованной студенческой научно-исследовательской лаборатории «Созидание продуктивного субъекта образования» (руководитель Джига Н.Д.) как экспериментальной группе проводили 5-10 минутки по решению нестандартных психолого-педагогических и психолого-акмеологических жизненных и проблемных ситуаций. Если из 10 предложенных ситуаций в первый год обучения члены лаборатории решали по одной или две ситуации, то в конце второго года обучения они решали от 50 % до 70 % нестандартных ситуаций. Проведенный сравнительный анализ организованного акме-созидательного обучения в лаборатории с обычным обучением в психологических группах (контрольная) показал эффективность акме-обучения членов студенческой научно-исследовательской лаборатории (экспериментальная группа). Со студентами с низким уровнем самосозидания, исходя из исследований и акме-технологий А.А. Деркача и наших исследований, постоянно проводились упражнения на развитие интеллекта и нестандартного мышления, психических познавательных процессов, мотивации, креативности, способностей и тренинги коррекции стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций, что значительно повысило результаты самосозидания [4, с. 198-206], а также разработанная нами стратегия активного акме-созидательного обучения в системе управления - соуправления - самоуправления средствами образования, опубликованная в журнале «Вышэйшая школа» № 4 (102), 2014 [4, с. 29-31] (Derkach, Sayko, 2010). Инновационность разработанного нами акме-созидательного обучения продуктивного субъекта образования в системе управления - соуправления - самоуправления отличается целостным, системным рассмотрением субъекта образования как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности в студенческой научно-исследовательской лаборатории «Созидание продуктивного субъекта образования», повышающих качество акме-созидательного обучения [2] (Dzhiga, 2017). Разработанный нами динамический алгоритм акме-созидательного обучения показывает, что при управлении акме-созидательным обучением студент остается объектом. На этапе соуправления он и объект, и субъект, но благодаря новым технологиям происходит трансформация студента из объекта управления в субъект. При соуправлении формируются окончательные выводы о возможном допуске к самоуправлению (рисунок 1). Рисунок 1. - Динамический алгоритм триады «управление - соуправление -самоуправление» созидательной деятельностью субъекта образования Апробацию акме-созидательного обучения мы проводили в школах и УПК Брестской области и в вузах РБ: БГПУ, ГрГУ, МИТСО, БИП - Институт правоведения и Смольном институте Российской академии образования. Исходя из наших исследований, нами установлено, что · управление - целенаправленное информационное взаимодействие между субъектом и объектом управления с целью перевода последних из одного состояния в другое (из более низкого в более высокое); · соуправление - процесс организационно-управленческих отношений, который развивает социальные навыки управления и создает оптимальные условия для творческой самоактуализации, самореализации и роста профессионального, организаторского мастерства, реализации академических прав студента, социальной и правовой самозащиты; трансформация студента из объекта в субъект деятельности; · самоуправление - целеустремленная и систематическая работа над собой, обеспечивающая результат развития собственной личности, который отвечает общественным требованиям и личным идеалам; сознательное стремление субъекта созидательной деятельности сохранять и развивать свою уникальность и индивидуальность, порождающее созидательную активность субъектов образования. Элементы названной триады есть составные части управления созидательной деятельностью, понимаемого в широком смысле, и реализуются практически одновременно. Выводы: Таким образом, нами доказано, что созидание как преобразовательная деятельность каждого члена студенческой лаборатории средствами акме-созидательного обучения в системе управления - соуправления - самоуправления и составления индивидуальных программ осознанной саморегуляции созидания продуктивного субъекта образования способствует развитию каждого как личности, индивидуальности и продуктивного субъекта образования. Акме-оценка духовного продукта преподавателя влияет на созидание членов лаборатории [5, с. 38-39] (Kuzmina (Golovko-Garshina), Dzhiga, Zharinova, 2011): в экспериментальной группе результаты продуктивности намного выше, чем в контрольной. Заключение Продуктивному созиданию способствует мотивирование каждого студента средствами индивидуальных программ осознанной саморегуляции созидания продуктивного субъекта образования и акме-созидательного обучения. Постоянное проведение дискуссий, тренингов, участие в конференциях, исследованиях студентов резко повысило творческую активность студентов, самостоятельность, самоорганизованность, дисциплину, качество обучения и результаты сдачи зачетов и экзаменов. Особую значимость мы придаем в лаборатории разработанной нами «Акме-технология оценки студентами влияния дидактического акме-ядра преподавателя на их активность и созидание акме-ядра духовных продуктов в их свойствах» в системе самоуправления [5, с. 38-39] и проведению не только акме-технологии самопознания от «Я-реальное» к «Я-профессионал», «Я-идеальное», но и созиданию себя как личности, индивидуальности, субъекта деятельности, проведению научно-исследовательской деятельности, выступление 8 членов с тезисами и со статьями на международных конференциях, а также двух поданных научных исследований на Республиканский конкурс научных работ. В исследованиях подтвердилась гипотеза о том, что соуправление и самоуправление личности студента есть фактор продуктивности обучения, а соуправление следует рассматривать как фактор социального становления личности, будущего профессионала и субъекта деятельности [1, с. 89]. Стратегия акме-созидательного обучения - это форма субъект-субъектного взаимодействия. Студенческая лаборатория приобрела целостное единство, в котором развивается творческий потенциал созидания продуктивного субъекта образования, позволяющий студентам личностно и профессионально расти, самореализоваться и направлена на достижение результата, эффективности и продуктивности, личностно-профессионального самосовершенствования. Студенты экспериментальной группы, т.е. члены студенческой научно-исследовательской лаборатории стали заниматься на «хорошо» и «отлично», активизировалась их познавательная и творческая деятельность и даже защитили дипломные работы на «9-10 баллов» по сравнению с контрольной группой.