НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ЭГОЦЕНТРИЗМА И ЕГО ВЫРАЖЕННОСТЬ У ПОДРОСТКОВ
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена изучению особенностей развития эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития с помощью методики «Шкала Я-концепции для детей» (Е. Пирс, Д. Харрис). Данная методика позволяет рассмотреть влияние различных факторов на развитие эгоцентризма. В настоящее время проблема эгоцентризма представляет собой социально-психологическое явление и становится актуальной. Эгоцентризм рассматривается как свойство психических процессов, как характеристика направленности личности, влияющая на формирование системы ценностей подростка, его мировоззрение и взаимоотношения с окружающими.

Ключевые слова:
эгоцентризм, эгоцентрическая направленность личности, подростковый возраст, задержка психического развития, личность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В широком смысле под эгоцентризмом подразумевают отношение субъекта к миру, который крайне сосредоточен на своем «Я» во всех сферах жизнедеятельности (общении, познании и др.). В рамках общей психологии, патопсихологии и возрастной психологии эгоцентризм рассматривается как состояние личности и как свойство познавательных процессов. В социальной психологии эгоцентризм связывается с неумением встать на позицию другого человека, децентрироваться. В психологии под эгоцентризмом понимают познавательные позиции личности, её фиксацию на собственных взглядах и состояниях с отсутствием ориентированности на внешние воздействия и переживания других [1; 13] (Agapov, 2001; Enright, Shukla, Lapsley, 1980). Научным изучением проблемы эгоцентризма занимались такие ученые как Л.С. Выготский и Ж. Пиаже. Именно они положили начало исследованиям познавательного и речевого эгоцентризма. Ж. Пиаже использовал понятие «эгоцентризм» для «определения изначальной неспособности децентрировать, менять данную познавательную перспективу». По его мнению, эгоцентризмом называют особенность мышления, которая развивается в познании ребёнком себя и окружающего мира в процессе собственного развития. Данное развитие неразрывно связанно с внешними изменениями и воздействиями [9] (Fateeva, Khaidov, 2015). Согласно его утверждению (1962), «познавательный эгоцентризм опирается на недостаточное отдифференцирование своей точки зрения от других возможных». Эгоцентризм является нормативным проявлением у детей на ранних этапах формирования самосознания. Детский эгоцентризм, как считает Ж. Пиаже, является качеством детского восприятия мира. Он описывает субъективную картину мира, которая воспринимается детским «Я» и является неотделимым от природной среды роста и развития ребёнка [2; 3] (Agapov, 2012; Agapov, 2012). Вместе с тем эгоцентризм характерен и для подростков (в рамках нормального и особенно патологически протекающего пубертатного кризиса), а также личностей с выраженным истерическим радикалом [4; 6; 11] (Agapov, 2013; Donaldson, 1985; Fokina, 2008). Подростковый эгоцентризм выражается в потребности ребенка быть в центре внимания окружающих и разработке во внутреннем плане представления о себе. С этой позиции эгоцентризм необходим для формирования Я-образа индивида, который является сенситивным периодом для формирования Я-концепции в подростковом возрасте. Именно в этот период у подростков растет критичное отношение к себе, у них усложняется структура образа Я, а также дифференцируется содержание представлений о себе [6; 9; 15] (Donaldson, 1985; Fateeva, Khaidov, 2015). Наиболее ярко вопросы эгоцентризма личности освещены в работах философов, посвятивших свои исследования проблемам отчуждения и переживания экзистенциального чувства одиночества. Существуют различные научные подходы к проблеме эгоцентризма. Большая часть исследований, направленных на изучение эгоцентризма познавательной сферы, характеризуется интрапсихическим подходом. Данный подход рассматривает эгоцентризм как свойство личности или как результат психического развития ребёнка. В этом случае психическое развитие является спонтанным процессом или оно обусловлено социальными факторами. Интрапсихический подход ограничивается изучением определённого класса эгоцентрических феноменов и не обладает достаточными объяснительными возможностями. В свою очередь интерперсональный подход рассматривает эгоцентризм как феномен социальной перцепции, который зависит от особенностей коммуникации людей, от эгоцентрических установок, регулирующих социальное поведение индивида [8; 13] (Mishina, 2013; Enright, Shukla, Lapsley, 1980). Занимаясь изучением интрапсихического подхода, Т.И. Пашукова отметила существование в нем ограниченности методологии научных исследований эгоцентризма. Она развивает социально-психологическое понимание эгоцентризма и рассматривает его с точки зрения интерперсонального подхода. Здесь на первом плане выступает природа эгоцентрической направленности и эгоцентрических состояний личности, соотношение причин, факторов и условий развития личностного эгоцентризма. Эгоцентрическая направленность личности характеризуется рассмотрением себя как особой ценности. Человек деперсонализируется из-за того, что он наделяется определенным набором качеств [5; 7; 12; 14] (Bratus, 1988; Lebedeva, Khaidov, 2015; Khaidov, 2015). Т.е., эгоцентрическая направленность личности препятствует эффективному общению. Выделяют несколько типов эгоцентриков. Экстравертированный эгоцентрик является невнимательным к другим, а интровертированный эгоцентрик не дает возможности понять себя. В связи с этим Т.И. Пашукова выделила «единицы эгоцентризма», под которыми подразумевала эгоцентрическую направленность личности через фиксацию поведенческих и речевых реакций. Вместе с тем А.Н. Славская рассматривала идеи о природе эгоцентризма с позиции концепции роли интерпретаций в развитии личности. Создание личностью своего внутреннего субъективного мира как ценностно-смыслового конструкта мировоззренческого уровня является результатом внутреннего связывания, интеграции проявлений «Я». В работах А.А. Ухтомского представлен религиозно-этический взгляд на природу эгоцентризма. Для эгоцентрика характерно самоутверждение в обособлении от окружающих, склонность оценивать мир исходя из того, что все критерии истины заданы в его собственной персоне. Эта «принципиальная одинокость эгоцентрика» влечет за собой постоянное «преследование своим собственным образом» [4] (Agapov, 2013). Однако, в целом, для отечественной психологии характерно рассматривание эгоцентризма в рамках деятельностного подхода. Данный подход реализован в теории поэтапного формирования умственных действий. В этом аспекте развитие рассматривается как процесс усвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Было доказано, что, изменяя содержание обучения и способы его передачи, можно существенно изменить развитие ребенка [4; 13; 10] (Agapov, 2013; Enright, Shukla, Lapsley, 1980; Fateeva, Khaidov, 2016). В зарубежной психологии, в частности Р. Ассаджиоли, выделяет эгоцентрические особенности поведения личности в рамках концепции построения типологии психосинтеза. В связи с этим он рассматривает следующие типы личности: - волевой тип личности; - любящий тип личности; - активно-практический тип личности; - художественно-творческий тип личности; - научный тип личности; - идеалистический тип личности; - организаторский тип личности [8] (Mishina, 2013). Каждая личность обладает определенной сферой эгоцентрации, в то же время прослеживаются характерные особенности эгоцентрических состояний, которые выражаются в отношениях с другими людьми и особенностях самоотношений. МЕТОДИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ Нами было проведено исследование 24 подростков с задержкой психического развития (далее ЗПР) в возрасте от 13 до 15 лет на базе Государственного образовательного учреждения Тульской области «Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида». Для изучения эгоцентризма и его влияния на личность подростка была использована методика Е. Пирса, Д. Харриса «Шкала Я-концепции для детей». Данная методика позволяет изучить факторы, которые влияют на развитие эгоцентризма у подростков с ЗПР. К таким факторам можно отнести общение, поведение в школе, интеллект, положение в школе, внешность, физическая привлекательность, тревожность, уверенность в себе. В результате анализа результатов было выявлено, что дети подросткового возраста с ЗПР оценивают свое поведение как не соответствующее требованиям взрослых. При этом они проявляют негативистические отношения к их требованиям. Подростки с ЗПР имеют средний уровень развития самооценки школьной успешности и интеллекта, несмотря на то, что успеваемость у таких детей несколько снижена. Низкая познавательная активность у таких подростков сочетается с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка, что, в свою очередь, тормозит их обучение и дальнейшее развитие. Данные дети медленно включаются в рабочий режим урока. Некоторые из них становятся инертными, отказываются работать; другие, наоборот, - двигательно беспокойны, возбудимы. Низкий интерес к учебной деятельности выливается в потребность в движении и физической разрядке. Мальчики проявляют раздражительность, а девочки часто плачут. У многих подростков возникает желание обманывать, т.к. склонность ко лжи опережает незрелые формы самоутверждения. Подростковый возраст является сенситивным для переориентации содержательного аспекта самооценки с учебной деятельности на физические качества и на взаимоотношения с друзьями. В связи с этим подростки с ЗПР имеют высокую самооценку в общении. Вследствие отрицательных поступков, сложности ситуации у них наблюдается беспечность в межличностных отношениях. Они могут легко давать обещания и тут же забывать о них. У эгоцентричных школьников выражено желание защитить свой внутренний мир, старание оградить его от посягательств со стороны других людей. Им трудно смотреть на себя со стороны, они склонны обсуждать только собственные переживания. Несмотря на это, у подростков с ЗПР выявлен высокий уровень самооценки. Однако этот уровень уверенности в себе может носить и компенсаторно-защитный характер. Эгоцентризм вместе с высоким уровнем уверенности в себе начинает закрепляться с детского возраста, в связи с этим ребенок принимает в расчет только свои интересы, потребности, переживания. У школьников с ЗПР выявлен низкий уровень тревожности. Социальная адаптация таких детей в большей степени зависит от влияния окружающей среды, чем от самих подростков. Такие дети могут быть импульсивны и внушаемы, в то же время они не способны к выработке устойчивого социально-одобряемого жизненного стереотипа. Вследствие этого появляется подверженность отрицательным внешним влияниям, склонность идти по пути наименьшего сопротивления. Все это говорит о низком уровне критичности, неспособности адекватно оценить ситуацию, в результате у них не возникает тревожности. Стоит отметить, что уровень эгоцентризма в трудных социально-психологических ситуациях растет, т.е. происходит смена социального статуса в конфликтных ситуациях при трансформации ценностных ориентаций. У подростков появляется стремление в отстаивании своей позиции в межличностных и ролевых отношениях. Таким образом, было выявлено, что при повышенном уровне личностного эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития возрастает риск осложнения социально-психологической адаптации, которая характеризуется неадекватным поведением, конфликтами с окружающими, а также деформацией установок и ценностных ориентаций. Вместе с тем это может свидетельствовать об инфантильном характере отношения к своим возможностям, недостаточной критичности.
Список литературы

1. Агапов B.C. Сущностная характеристика Я-концепции. / Под общ.ред. А.В. Иващенко. - М.: МОСУ, МГСА, РПО, 2001. - 40 c.

2. Агапов B.C. Современные исследования самосознания Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинщтейна // Акмеология. - 2012. - № 1(41). - c. 133-143.

3. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. - 2012. - № 3(43). - c. 26-31.

4. Агапов В.С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии // Акмеология. - 2013. - № 1(45). - c. 27-30.

5. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 301 c.

6. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М.: Педагогика, 1985. - 192 c.

7. Лебедева С.А., Хаидов С.К. Самоотношение у подростков с задержкой психического развития // Акмеология. - 2015. - № 3. - c. 100-103.

8. Мишина М.М. Основные положения системной концепции интеллектуальной деятельности личности // Акмеология. - 2013. - № 2(46). - c. 35-39.

9. Фатеева К.Н., Хаидов С.К. Особенности сформированности Я-концепции у подростков с задержкой психического развития // Акмеология. - 2015. - № 3(55). - c. 164-166.

10. Фатеева К.Н., Хаидов С.К. Развитие ценностных ориентаций у слабослышащих старшеклассников // Акмеология. - 2016. - № 2(58). - c. 127-129.

11. Фокина А.В. Роль личностного эгоцентризма в структуре подростковой девиантности. / Автореферат дис. канд. психолог.наук., 2008. - 22 c.

12. Хаидов С.К. Основы психопатологии. / Учебное пособие. Изд. 2-е, испр, доп. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2015. - 397 c.

13. Enright R.D., Shukla D.C., Lapsley D.K. Adolescent egocentrism- sociocentrism and self-conciousness // Journal of Youth and Adolescence. - 1980. - № 9. - p. 57-69.

Войти или Создать
* Забыли пароль?