Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Обучаясь в вузе, студенты осознают, что современный ритм умственной деятельности заставляет повышать собственную планку за счет сокращения времени отдыха и сна. Снижение восстановительных процессов может привести к возникновению хронической усталости и снижению функциональной способности организма, а также способности противостоять изменению защитной реакции организма. Под действием различных повреждающих факторов, к числу которых относятся последствия длительного пребывания в напряженном состоянии во время учебы, возникают типичные деструктивные изменения в организме, ведущие к снижению стрессоустойчивости и повышению чувства тревоги. Это отражается не только на учебе, но и на работе всей функциональной системы организма, что приводит к истощению и уменьшению умственной и физической работоспособности. Студенческая жизнь полна стрессовых ситуаций, поэтому студенты часто испытывают нервно-психическое напряжение. Специалисты в области медицины, педагогики и психологии считают, что стресс у студента развивается из-за большого потока информации, проблемных ситуаций, связанных с угрозой неуспеваемости, отсутствия собственной систематизации работы в течение семестра, нарушений режима труда и отдыха, а также дефицита времени. Все это влияет на умственную и физическую работоспособность. В связи с этим более уязвимыми становятся студенты, имеющие проблемы со здоровьем. Надо помнить, что в образовательном процессе важным фактором являются сохранение психического и физического здоровья студентов, повышение его устойчивости к повреждающим факторам. Цель данного исследования - определение индекса физического здоровья и анализ стрессоустойчивости студентов специальной медицинской группы МГТУ им. Н.Э. Баумана. Методы исследования В обследовании приняли участие 98 студентов 1-3 курсов МГТУ им. Н.Э. Баумана (57 юношей и 41девушка). Исследования были проведены в рамках учебных занятий по физической культуре в группах студентов, относящихся к специальной медицинской группе. Студентам было предложено пройти тест по определению стрессоустойчивости и тест личностной тревожности (шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина, шкала оценки уровня тревожности). Для тестирования, биометрии и обработки результатов использовались оборудование и программное обеспечение, разработанные в Институте медико-биологических проблем РАН и НПО «Навигатор здоровья» (резидент фонда Сколково) [1] (Grigorev A.I., Orlov V.A., Zhurova S.S., Fetisov O.B., Shavyrin I.B., 2010). Результаты обследования анализировались компьютерной программой «Паспорт физического здоровья» и отображались в виде формализованного Профиля (паспорта) здоровья с числовой оценкой всех показателей организма. Результаты и их обсуждение «Навигатор здоровья» - это технология донозологического контроля и укрепления соматического здоровья и функциональных резервов систем организма человека. Она заключается в неинвазивном диагностическом обследовании человека с измерением стандартного комплекса 19 морфологических и медико-физиологических показателей организма. К сожалению, не все студенты по состоянию здоровья и возможности смогли пройти тесты по программе «Навигатор здоровья» (n=26). Интегральная численная оценка физической подготовленности студентов определялась на основе универсальной шкалы индексов физической подготовленности и резервов здоровья человека [1] (Grigorev A.I., Orlov V.A., Zhurova S.S., Fetisov O.B., Shavyrin I.B., 2010). По универсальной рейтинговой шкале индекса физического здоровья (ИФЗ) результаты показателей обследованных студентов распределились на уровни. Самый высокий, 1 уровень физической подготовленности и резервов здоровья оценивался в 5,1-6,0 баллов, соответственно, таких студентов в специальной медицинской группе нет. Студенты, получившие 4,0-0,5 балла, более всего нуждаются в объективном контроле и эффективной развивающей программе. Низкие показатели организма могут латентно развиваться в хронические соматические заболевания и в будущем привести к снижению общей работоспособности и качества жизни (табл. 1-3). Таблица 1 Детализированный отчет о результатах мониторинга здоровья Группа Кол-во студентов Средний ИФЗ Обследованные с уровнем ИФЗ, баллы 0,5-2,5 2,6-3,9 4,0-5,0 5,1-6,0 кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % Спец. мед. группа 26 3,2 5 19 17 65 4 15 0 0 Источник: составлено авторами Таблица 2 Средний индекс физического здоровья студентов Всего Чел. % Средний ИФЗ 26 100 3,2 из них муж. 4 15 2,6 жен. 22 85 3,3 Источник: составлено авторами Таблица 3 Количество и процент обследованных, имеющих оценку показателей менее 3 баллов ИФЗ № Показатели здоровья Кол-во чел. % 1 Массо-ростовой показатель (индекс Кетле) 1 4 2 Избыток (недостаток) жирового компонента, % от нормы 1 4 3 Пульс в покое 12 48 4 Способность психофизической саморегуляции 6 24 5 Артериальное давление крови 8 32 6 Относительная жизненная емкость легких 1 4 7 Устойчивость к гипоксии (проба Штанге) 8 32 8 Адаптивность сердечно-сосудистой системы к нагрузке 11 44 9 Зрительно-двигательная реакция 5 20 10 Гибкость позвоночника 6 24 11 Координационно-двигательная функция 19 76 12 Работоспособность мышц плечевого пояса 8 32 13 Работоспособность мышц брюшного пресса 0 0 14 Общая физическая работоспособность (степ-тест PWC170) 19 76 15 Максимальное потребление кислорода (в нагрузке) 17 68 16 Систолический выброс (в нагрузке) 15 60 17 Минутный объем кровообращения (в нагрузке) 17 68 18 Восстановление пульса 1 4 Источник: составлено авторами Силовые возможности скелетной мускулатуры в тестовой программе контролировались возможностями крупных групп мышц: рук (подтягивание и отжимание), ног (прыжок, подъем на платформы), передней и задней частей тела (отжимание и группировка). В жизнедеятельности студентов этот сегмент физической подготовленности играет важную роль, так как имеет связь с работоспособностью организма. Результаты показывают низкие возможности мышечной системы у студентов, что в перспективе может повлиять на осанку и создаст угрозу микротравматизма и заболеваний позвоночника. Физическая работоспособность определялась 6-минутным степ-тестом на двух разновысоких платформах (от 5 до 40 см). Расчетным методом определялись PWC-170, метаболический эквивалент и максимальное потребление кислорода. Степ-тест выполнялся под наблюдением преподавателей и при контроле частоты сердечных сокращений (ЧСС) с помощью кардиомонитора. Результаты теста показали, что функциональные резервы кардиореспираторной системы находятся на низком уровне, что затрудняет транспорт кислорода к работающим мышцам и удаление продуктов клеточного метаболизма при физической нагрузке. Это может указывать на недостаточную производительность работы сердца и затрудненный кровоток по мелким сосудам как в самом сердце, так и в работающих мышцах. Ортостатическая проба, позволяющая диагностировать состояние сердечно-сосудистой и нервной системы, показала, что среднестатистические результаты студентов говорят о норме их ЧСС в переходе из положения лежа, в положение стоя (табл. 4). Таблица 4 Ортостатическая проба, проба Ромберга Студенты (n=98) ЧСС, уд./мин. Проба Ромберга, сек. Лежа, через 5 мин. Стоя, сразу после подъема Стоя, через 3 мин. девушки (n=41) 74,6 85,1 81 11,59 юноши (n=57) 71,9 83,5 80,3 11,56 Источник: составлено авторами Тест с определением статического равновесия (проба Ромберга) заключается в следующем: человек стоит на одной ноге (любой), другая согнута вперед и стопой упирается в колено опорной ноги, руки вытянуты, голова - прямо, по команде обследуемый принимает стойку и закрывает глаза. Фиксируется время в секундах до момента потери равновесия (покачивание, перемещение опорной ноги, касание пола согнутой ногой, падение). Этот тест позволяет оценить координационно-двигательную функцию нервной системы, которая определяется слаженной деятельностью коры головного мозга, подкорковых образований, мозжечка и вестибулярного аппарата. Данная функция улучшается при занятии физической культурой и спортом. Раздражение вестибулярного аппарата может существенно влиять на тонус скелетной мускулатуры и обеспечивать управление определенной позой, координацией движений человека. Однако при переутомлении или заболеваниях нервной системы наблюдаются расстройство координации движений и нарушение равновесия. Результаты у девушек и юношей одинаково низкие (см. табл. 4). Результаты тестов по определению стрессоустойчивости [2] (Volkov I.P., 2002) показали, что 56% студентов относятся на данный момент к «типу А» - «стресс-коронарному» типу личности с ярко и умеренно выраженными проявлениями. Остальные 43% студентов относятся к «типу В». Тест выявил всего несколько человек с высокой стрессоустойчивостью, у остальных она умеренно выраженная (табл. 5). Таблица 5 Результаты тестов по определению стрессоустойчивости и личностной тревожности Тесты Девушки (n=41) Юноши (n=57) Стрессоустойчивость «тип А» 5 5 «тип А», умеренно выражен. 19 26 «тип В» 0 6 «тип В», умеренно выражен. 17 20 Личностная тревожность низкая тревожность 1 4 высокая тревожность 11 9 умеренная тревожность 29 44 Источник: составлено авторами Личностную тревожность (ЛТ) определяли по шкале оценки уровня тревожности (Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина) [2] (Volkov I.P., 2002) (см. табл. 5). Результаты показали проявление низкой ЛТ у 5,1% студентов, высокой - у 18,4% и умеренной - у 76,5%. Уровень тревожности и стрессоустойчивость у студентов во многом зависят еще и от стиля жизни, правильного питания, отдыха и т.д. Умение контролировать свои эмоции и чувства, восстанавливать себя после учебного дня является важной частью жизни студента, но, к сожалению, не все знают о восстановительных возможностях своего организма. Наш организм - саморегулирующая система, поэтому соблюдение режима дня, полноценный сон, правильное питание, витаминизация и отдых позволяют ему прийти в норму. Заключение Технология «Навигатор здоровья» выявила проблемные области у студентов специальной медицинской группы, определив индекс физического здоровья. Из этого следует, что необходимо обосновать индивидуальную оздоровительную программу повышения функциональных резервов, коррекцию стиля жизни и укрепления соматического здоровья студента. Регулярные занятия физической культурой и спортом являются тем универсальным средством, которое способно помочь каждому студенту противостоять напряженному ритму жизни, нервно-психическим нагрузкам и перегрузкам, связанным с высокой степенью ответственности при обучении в вузе. Для развития стрессоустойчивости и регулирования стресса в учебном процессе студентам рекомендуется использовать такие восстановительные средства, как релаксация и дыхательные упражнения, концентрация внимания на положительных эмоциях, расслабление и эмоциональная разгрузка, смена умственной и физической нагрузки. Студенты специальной медицинской группы нуждаются в эффективной развивающей программе физического воспитания с целью дальнейшего повышения функциональных возможностей организма, увеличения работоспособности и стрессоустойчивости. БЛАГОДАРНОСТИ: