СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены некоторые предпосылки выделения понятия «социальный интеллект», приведены ключевые точки зрения на его понимание, обозначены подходы к его диагностике и сфере применения в практической психологии. Раскрыты методологические основания отнесения социального интеллекта к категориям разных социальной психологии.

Ключевые слова:
социальный интеллект, сферы развития социального интеллекта, диагностика, психодиагностика, деятельность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение При обращении к исследованиям социального интеллекта можно выделить несколько проблем в его изучении: - несмотря на обращение исследователей к рассмотрению этой проблемы, сегодня сложно найти единую и общепризнанную концепцию, которая бы строилась на четкой теоретико-методологической базе; - с понятием «социальный интеллект» нередко отождествляются такие понятия, как «практический интеллект», «эмоциональный интеллект», что не совсем верно; - сегодня интерес к проблеме социального интеллекта возрастает среди специалистов различного профиля, в том числе психологов. Актуальность исследования социального интеллекта определяется социально-экономическими переменами, обострившими проблему обезличивания человека во взаимодействии с социальной средой. Адекватное понимание процесса общения и поведения людей, адаптация к различным системам отношений определяют особый умственный потенциал - социальный интеллект. Эффективность поведения, взаимоотношений и общения проявляется в взаимосвязанном развитии коммуникативных и интеллектуальных способностей, составляющих компоненты психологической культуры личности. Личность формирует мир Анализируя работу отечественных и зарубежных психологов, мы можем дать следующее определение социального интеллекта: социальный интеллект представляет собой специфическую способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие человека с окружающими, способность прогнозирования поведения других. Исходя из этого он может называться когнитивной основой коммуникативной компетенции личности. Социальный интеллект обладает сложной многомерной структурой, которая включает социально-психологические, когнитивные, мотивационные, эмоциональные и энергетические компоненты. Таким образом, изучение основных особенностей, структуры, механизмов и моделей формирования личности с высоким социальным интеллектом позволит определить условия для эффективного существования человека в стремительно меняющемся мире. С другой стороны, вопрос о том, какие структурные и функциональные компоненты социального интеллекта наиболее значимы, остается спорным. Проблема социального интеллекта впервые была сформулирована Э. Торндайком. Он предпринял попытку определения данного феномена. Он считал, что социальный интеллект представляет собой способность принятия верных решений в процессе коммуникации. По нашему мнению, такое широкое определение неизбежно предполагает многообразие трактовок и интерпретаций, поэтому впоследствии другие исследователи пытались сформулировать более развернутые и точные определения социального интеллекта. Так Г. Айзенком социальный интеллект определяется как составляющая общего интеллекта. Им выделяется иерархия трех типов интеллекта: биологическая, социальная и психометрическая, которые он пытается связать воедино. В качестве основного компонента Айзенк определяет биологический интеллект, выступающий в качестве физиологической, нейрологической, биохимической и гормональной основы когнитивного поведения. Положительным моментом данной концепции является внимание, уделенное социокультурному аспекту когнитивного развития, которое не учитывалось в психометрической традиции. Дж. Гилфордом же социальный интеллект определялся как система интеллектуальных способностей, действующих независимо от фактора общего интеллекта и связанных с познанием информации поведенческого характера. Иначе говоря, социальный интеллект с позиции данного автора является интегральной интеллектуальной способностью, определяющей эффективность процесса социальной адаптации и коммуникации [4] (Gilford, 1965). При этом Дж. Гилфордом для обоснования рассуждений о социальном интеллекте не используются психометрические процедуры и их данные. Нужно учитывать, что с одной стороны, подобное пренебрежение экспериментальным подтверждением теории может показаться оправданным в силу того, что психометрическая традиция с ее значительным количеством эмпирических данных, по сути, капитулировала в вопросе определения природы социального интеллекта. В отечественной психологической науке ряд исследователей также уделял внимание изучению феномена социального интеллекта. Термин «социальный интеллект» в отечественной психологию ввел Ю. Н. Емельянов, понимающий его как устойчивую и основанную на специфике процессов мышления, аффективного реагирования и общественного опыта способность самопонимания и коммуникации, взаимоотношений с окружающими и прогнозирования межличностных событий. Нельзя не согласиться с тем, что социальный интеллект, по мнению данного автора, предполагает свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, а также осознание деятельностной среды, окружающей человека и способность воздействовать на нее для достижения поставленных целей и успешной коммуникации. Положительным моментом этой концепции является также то, что Ю. Н. Емельянов ставит социальный интеллект в один ряд с коммуникативной компетентностью. Наиболее прикладной, по нашему мнению, является модель социального интеллекта А. И. Савенкова [8] (Savenkov, 2006). Автором выделяются следующие факторы социального интеллекта: 1) декларативные кристаллизованные социальные знания, полученные в результате социального научения, и опытные знания, которые получены в ходе собственной социальной и исследовательской практики; 2) социально-когнитивная гибкость - способность применения социальных знаний в процессе решения новых задач. На наш взгляд, данная концепция, в которой отражены составляющие социального интеллекта, может обеспечить общую программу для его диагностики и развития в образовательной среде. Среда создает мысли Социальный интеллект связан, прежде всего, с мыслительными способностями по обработке социальной информации, которые принципиально отличаются от «формального» мышления, проверяемого тестами «академического интеллекта». Он способствует определению уровня адекватности и успеха процесса коммуникации. Социальный интеллект является защитным и пусковым механизмом личности. Органическое сочетание аналитического, творческого и практического начала определяет степень самореализации. Целесообразно, чтобы практикующий психолог использовал методы профессионального отбора для оценки уровня социальной составляющей интеллекта. Практическая значимость исследования социального интеллекта связана с тем, что современная социокультурная среда выдвигает необходимость и целесообразность всестороннего изучения условий его становления, а также разработки программ по активизации его развития. Знание особенностей формирования социального интеллекта может выступить в качестве основы для разработки социально-психологического тренинга, направленного на профилактику конфликтов в процессе коммуникации. Вывод Таким образом, социальный интеллект как предмет психологического исследования предполагает глубокое осмысление теоретико-методологических подходов, а также выделение и экспериментальное обоснование структурных элементов, исследование механизма реализации и определение диагностического инструментария.
Список литературы

1. Алешина Н.В. Оценка влияния развития социального интеллекта человека на его социометрический статус в группе // Среднее профессиональное образование, 2011. - № 1.

2. Андреева И.Н. Гендерные различия в выраженности компонентов эмоционального интеллекта // Психологический журнал, 2008. - № 1.

3. Бодалев A.А. Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. - СПБ.: РГПУ, 1999.

4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. - М.: Просвещение, 1965.

5. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. - СПб.: ГП «Иматон», 1996.

6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение, 1995.

7. Порядина В.А. Гендерные различия в социальном интеллекте студенческой молодежи // Вестник Университета (Государственный университет управления), 2007. - № 7.

8. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта // Одаренный ребенок, 2006. - № 1.

9. Сеткова Н.А. Социальный интеллект как личностная детерминанта профессиональной самореализации представителей профессий типа «человек-человек» // Психология в экономике и управлении, 2010. - № 1(3).

10. Шешукова О.В. К вопросу об экспериментальном исследовании социального интеллекта // Среднее профессиональное образование,2007. - № 8.

Войти или Создать
* Забыли пароль?