Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Прокрастинация является достаточно распространенным феноменом в современной жизни. Иррациональное откладывание запланированных действий или принятия решений не только сопровождается отрицательными эмоциональными переживаниями и снижением личной эффективности, но и негативно отражается на психологическом здоровье человека. Как устойчивая модель поведения, прокрастинация свойственна людям разных возрастных категорий, но в подростковом периоде она начинает проявляться наиболее ярко, особенно в учебной деятельности, занимающей большую часть времени подростка. Школьная жизнь наполнена разнообразными заданиями, выполнение которых предполагает соблюдение строгих сроков сдачи и ограничения времени на их реализацию. В настоящее время также большое значение придается самоорганизации учащихся, социальной и учебно-познавательной активности, готовности к саморазвитию и самообразованию. Следовательно, возникновение прокрастинации у подростков может вызвать существенные трудности в обучении и стать серьезным препятствием на пути к продуктивной деятельности и успешной самореализации. В связи с чем поиск мер профилактики и психокоррекции прокрастинации является чрезвычайно важным и актуальным направлением психологической работы с подростками. Разработанная нами программа психокоррекции прокрастинации у подростков включает несколько направлений работы: информационно-диагностическое, индивидуальное консультирование и тренинговая работа в группе. Такой комплексный подход к решению данной проблемы позволяет осуществить всесторонний анализ проявлений и причин прокрастинации, воздействовать на её когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Стоит отметить, что психокоррекционная работа с подростками имеет ряд специфических особенностей. Это связано, прежде всего, с активным развитием самосознания, ростом внутриличностных противоречий, с интенсивным переживанием новых глубоких чувств, расширением сферы межличностных отношений и социальных контактов учащихся. Подростки зачастую не могут четко сформулировать запрос психологу, не осознают целей психологической работы, поэтому одной из задач психолога является умение донести цель совместной работы, мотивировать подростка, поддерживать его интерес. Процесс консультирования и психокоррекции подростков может быть также осложнен проявлениями негативизма, сопротивления вербальному общению со взрослым, в связи с чем большое значение имеет установление доверительных отношений, благоприятного межличностного контакта [5] (Monina, 2011). При разработке психокоррекционной программы мы учитывали эти особенности, а также естественные движущие силы психического и личностного развития подростков и опирались на принципы деятельностного подхода, гуманистической и когнитивной психологии. Целью коррекционной программы является создание условий для профилактики и преодоления прокрастинации у подростков. Основной образовательной задачей является расширение знаний участников о прокрастинации, её формах, причинах и возможных последствиях. Коррекционно-развивающие задачи предполагают приобретение навыков распознавания и осознания иррационального прокрастинационного поведения; изменение стереотипа негативного эмоционального реагирования в ситуации привычного откладывания дел; развитие самоорганизации и саморегуляции; формирование навыков принятия ответственности за свои действия, самостоятельности, целеполагания; освоение методов самомотивации. Коррекционно-воспитательные задачи направлены на развитие рефлексии, самопознания и принятие себя как условие успешного взаимодействия с самим собой и окружающим миром. Для оценки результативности работы в программе предусмотрен диагностический блок, который включает два основных этапа: перед началом работы и по ее завершении, а также несколько диагностических процедур в процессе прохождения программы, направленных на самопознание и осознание подростком своих личностных ресурсов. В качестве диагностического инструментария в программе были использованы методики для оценки и самооценки волевых качеств, разработанные Е.П. Ильиным и Е.К. Фещенко [8] (Gutkin et al., 2000), методика СВП (степень выраженности прокрастинации) М.А. Киселевой, Шкала студенческой прокрастинации C. Lay, 16-F личностный опросник Кеттелла, методика диагностики уровня самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн, анкетирование. В связи с тем, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками, мы считаем целесообразным в процессе психокоррекции использование групповых методов работы, в частности социально-психологического тренинга, включающего деловые и ситуационно-ролевые игры, групповые дискуссии, активные упражнения, кейсы (метод конкретных проблемных ситуаций и ситуационного анализа). Тренинговый формат создает для подростка два важных условия: наличие группы сверстников и наличие потенциального наставника, в качестве которого выступает психолог, т.к. потребность в общении с авторитетным лицом старшего возраста также значима для подростков, как и взаимодействие в среде ровесников [9] (Mantikova, 2015). В то же время в некоторых случаях более эффективны индивидуальные формы работы, особенно на первых этапах психокоррекции. В частности, с тревожными, неуверенными в себе подростками, при недостаточном осознании самого себя, наличии страхов и других проблем индивидуального характера, а также в случае категорического отказа подростка работать в группе актуальным и целесообразным становится применение методов индивидуального психокоррекционного воздействия. Реализация программы осуществляется поэтапно и включает подготовительный, основной (психокоррекционный) и заключительный (аналитический и поддерживающий) этапы. На подготовительном этапе проводится первичное диагностическое обследование (определение степени выраженности прокрастинации, установление её причин, определение возможности и эффективных стратегий ее преодоления), беседа с подростком, выявление его ожиданий и актуального состояния, формирование положительной установки подростка на психокоррекционную работу, ознакомление с предстоящей коррекционной программой в доступной форме. При комплектовании коррекционной группы следует руководствоваться двумя основными принципами: добровольности (подросток самостоятельно принимает решение о включении в групповую работу, так как он должен быть лично заинтересован в собственных изменениях); информированности (ознакомление подростка об особенностях тренинговой работы, групповых процессах и о возможных результатах) [6] (Osipova, 2002). Основной, коррекционно-развивающий этап направлен на реализацию поставленных задач, включает 6 тренинговых занятий по 2 академических часа. Оптимальная численность группы - 10-15 человек, возраст участников 14-16 лет. Рекомендуемая частота занятий - один-два раза в неделю. Средством решения поставленных задач служат групповые дискуссии, минилекции, ролевые игры, психогимнастические упражнения, элементы арт-терапии, индивидуальные задания. Эти приемы позволяют реализовать принципы тренинга, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников. В структуре каждого занятия выделяются смысловые блоки, характерные для групповой психологической работы с подростками: - вводная часть занятия и ритуал приветствия, задачами которого являются создание положительного эмоционального фона, атмосферы сотрудничества и доброжелательности, сплочение группы. Вводная часть включает вопросы о состоянии участников, их ожиданиях и одно-два разминочных упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот к работе в группе, активизироваться, настроиться на дальнейшую работу [2] (Bityanova, 1997); - этап проблематизации, включающий упражнение или обсуждение, благодаря которому участники получают возможность обратиться к личному опыту, осознать свои индивидуальные особенности, проблемы, иррациональные поведенческие стереотипы; актуализировать необходимость саморазвития и самосовершенствования. Этап позволяет создать проблемную ситуацию, состояние некоторого затруднения, вызванного объективной недостаточностью прежнего опыта для решения этой задачи, сформулировать цель дальнейших действий, а также сформировать основу для более глубокого содержания работы; - информационный (теоретический) этап подразумевает минилекции по теме занятия, предполагает знакомство с основными терминами, особенностями проявления того или иного состояния, групповое обсуждение, дискуссии; - основное упражнение, игра или совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение поставленных задач (развитие необходимых навыков или свойств личности, формирование эффективных стратегий поведения); - заключительная часть каждого занятия включает рефлексию, подведение итогов занятия и ритуал завершения тренинга. Этап предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на занятии; ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (что понравилось, что не понравилось и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали, чему научились, что нового узнали), а также важный момент - ритуал завершения (упражнения, направленные на получение и закрепление положительных эмоций, дающие участникам возможность доброжелательно попрощаться друг с другом, сказать приятные слова, поблагодарить за совместную работу во время занятия и за сотрудничество в достижении целей). Данный этап подчеркивает значимость коллективного процесса и во многом определяет успешность тренингового занятия. Кратко охарактеризуем основное содержание тренинговых занятий. Первое занятие («Случайных встреч на свете не бывает...») посвящено знакомству и установлению контакта ведущего и группы, принятию правил группы, снятию барьеров, созданию атмосферы доверия, сотрудничества, сплочению группы. Помимо вводных и завершающих упражнений, бесед, обсуждений в малых группах, включает такие упражнения, как «Атомы-молекулы», «Дорисуй и передай», «Ассоциации», «Подарок», «Связующая нить». Второе занятие («Главный секрет положительных перемен - полное принятие себя») направлено на развитие самопознания, принятие себя, поиск и структурирование ресурсов, повышение самооценки, а также приобретение и расширение знаний участников о прокрастинации. Занятие включает несколько упражнений на самоанализ, определение своих недостатков и достоинств, например, «Волшебная лавка», «Пластилиновая фигура», «Мой герб» и другие. Третье занятие посвящено целеполаганию («Самый надежный компас на жизненном пути - цель»), обучению правильной постановке целей, а также осознанию собственного прокрастинационного поведения посредством самоанализа и визуализации. Включает упражнения «Пирамида», «Свобода», «Портрет прокрастинации и её друзей», упражнения на идентификацию и визуализацию цели, дискуссию на тему «Желание, мечта, цель», анализ ситуаций и обсуждение в малых группах. Задачами четвертого занятия («Время - это самое ценное, что есть у нас») являются актуализация потребности организовывать свое время, развитие чувства времени, навыков тайм-менеджмента. Включает упражнение-эксперимент «Мое восприятие времени», «Матрица времени», «Рыба для обсуждения», «Антивремя», «Сказка по кругу», упражнения на визуализацию. Пятое занятие направлено на развитие самоорганизации и саморегуляции («Воля есть сила, а твёрдая воля - победа»), предполагает знакомство с различными способами снятия нервно-психического напряжения, включает упражнения на переформулирование, приоритезацию, развитие волевых процессов, управление отвлекающими факторами, самомотивацию и развитие позитивного мышления (упражнения «Эстетические ассоциации», «Хвастун», «Легкое начало», «Упорядочивание сада»). Заключительное занятие посвящено обобщению полученного опыта, подведению итогов, закреплению достигнутых результатов, получению обратной связи от участников занятий, рефлексии, завершению групповой работы, созданию позитивной атмосферы для дальнейшего общения [3]. Упражнения «Пять добрых слов», «Лист пожеланий», «Чемодан», «Шкатулка мудрости», а также короткие релаксационные и медитативные упражнения помогают создать доброжелательную атмосферу, получить положительные эмоции, закрепить яркие эмоциональные переживания от групповой работы. Анализ и осознание каждым участником тех качественных изменений, которые произошли с ним в процессе тренинговой работы, т.е. рефлексия является основным смысловым моментом заключительного занятия. Задача психолога в заключительной части тренинга поблагодарить участников, отметить их положительные изменения, достижения и, что самое важное, настроить подростков на продолжение работы, но уже самостоятельно; направить на выстраивание своего индивидуального маршрута, своей программы действий по применению и закреплению полученных знаний и умений в реальной жизни. Заключительный этап реализации психокоррекционной программы включает аналитический и поддерживающий блоки и предполагает проведение выходной диагностики, исследование динамики состояния подростка, анализ эффективности программы, подведение итогов, закрепление достигнутых результатов. Оценка эффективности программы проводится путем самооценки учащимися собственных изменений в поведении, эмоциональном состоянии и повторного диагностического обследования через 4-6 недель после психокорекции. Большое значение имеет психологическое сопровождение, поддержка подростка по окончании психокоррекционной работы, обеспечивающая поддержание позитивных тренинговых эффектов, закрепление полученных знаний и умений и их применение в повседневной жизни. Посттренинговое сопровождение может быть организовано в формате индивидуального консультирования или наставничества (очно или онлайн), может проводиться в форме практического занятия для участников тренинга, например, периодичностью 1 раз в месяц, либо в другой форме, выбранной посредством группового обсуждения. Опыт реализации программы по профилактике и психокоррекции прокрастинации позволяет отметить положительную динамику в различных сферах деятельности подростков: участники отмечали, что стали более организованы, самостоятельны, уверены в себе и своих силах, продуктивнее и успешнее в учебной деятельности, научились распознавать и осознавать собственное прокрастинационное поведение. Таким образом, программа достаточно эффективна и результативна в плане профилактики и коррекции прокрастинации и может быть рекомендована для использования педагогами-психологами в профессиональной деятельности в рамках психологической работы с подростками.