Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Эффективность любой человеческой деятельности во многом зависит от функционального состояния работника, осуществляющего ее. Инженерная деятельность предъявляет различные требования к возможностям человека, такие как работа с большим объем информации, работа в экологически трудных условиях, в ситуациях непредсказуемости в системах человек - техника и др. В ведущем инженерном вузе, МГТУ им. Н.Э. Баумана, в 2012 году был создан Центр здоровья и психологической помощи студентам (далее Центр). Основные цели Центра направлены на создание благоприятных психолого-педагогических условий обучения в вузе; укрепление психического и физического здоровья студентов; помощь в развитии личностного потенциала студентов, оказание психологической поддержки в затруднительных личных ситуациях. Во время практических занятий многие студенты жалуются на проблемы в самоорганизации учебной деятельности, на трудности в адаптации к учебной деятельности, переключения с учебы на отдых и обратно, на снижение мотивации в целом и на ряд учебных предметов в частности. Присутствует также аспект социально-личностной инфантильности среди студентов, глубоко погруженных в интеллектуальную деятельность [7]. Возрастает потребность в формировании саморегуляции деятельности на всех уровнях: интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой и личностно-смысловой. Под саморегуляцией понимаются «интегративные психические явления, процессы и состояния», обеспечивающие «самоорганизацию различных видов психической активности» человека, «целостность индивидуальности и становление бытия человека» [3] (Pyatibratova, Khudysheva, Pikanina, 2017). Актуальность исследования. Технический прогресс, увеличивая возможности человека во всех сферах жизни, одновременно повышает цену ошибки при управлении сложными техническими средствами. Для управления современной техникой требуется персонал, находящийся в состоянии постоянной готовности к изменениям в системе человек - техника. Поэтому вопрос о саморегуляции психофизического благополучия студентов звучит актуально в связи с задачей повышения надежности всей системы человек - техника. До последнего времени этот вопрос в основном решается путем отбора людей, обладающих соответствующими личностными качествами и профессиональными навыками. Но усложнение условий работы заставляет периодически пересматривать критерии отбора. При этом контингент выпускников вузов меняется не в лучшую сторону, сказывается снижение уровня социально-психологического и физического здоровья в обществе. Разработка проблемы исследования обусловлена: 1) устойчивым научным вниманием к поиску психофизического благополучия студентов; 2) важностью систематизации и научного обоснования накопленного практического опыта по проблеме саморегуляции студентов в различных профессиональных областях; 3) необходимостью учета осознанного применения дополнительных факторов обеспечения саморегуляции психофизического благополучия студентов в современных условиях технического прогресса, модернизации профессиональной подготовки. С этой целью большое внимание уделяется разработке специальных образовательных программ, которые адаптированы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Так, для содействия студентам в выборе и реализации индивидуальных учебных занятий в рамках дисциплины «Физическая культура» на кафедре «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» МГТУ им. Н.Э. Баумана действует так называемая служба академических консультантов (тьюторов), в составе которой находятся преподаватели кафедры, имеющие педагогическое, психологическое и медицинское образование, непосредственно участвующие в разработке учебной программы по адаптивной физкультуре [6] (Semikin, Mysina, 2015). Проведя теоретический обзор научной литературы в отечественной психологии, можно сделать выводы, что саморегуляцию специалиста в различных профессиональных областях изучали Л.Г. Дикая, Н.Д. Завалова, О.А. Конопкин, М.А. Котик, И.Н. Медведев, В.И. Моросанова, Н.С. Никифоров, А.К. Осницкий, А.А. Обознов и др. Психологи рассматривали саморегуляцию в деятельности летчиков, космонавтов, военных операторов, госслужащих, педагогов и обучающихся. Эти исследования оказались возможны благодаря теоретико-методологической базе, созданной психофизиологами Н.А. Бернштейном, П.К. Анохиным, выдающимися психологами, такими как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов и др., в основе которой лежит системно-деятельностный подход. В период с 1980 по 2013 гг. выполнено более 90 исследований. В настоящее время саморегуляция определяется как способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности и проявляется в намеренной, произвольной регуляции личностью параметров состояния и поведения для эффективного функционирования. В различных научных подходах проблема саморегуляции специалиста описывается с помощью исследования отдельных особенностей и механизмов формирования данного феномена, что создает определенные теоретические и практические трудности при его изучении. Организация исследования Цель исследования: проследить динамику психофизического благополучия студентов, участвующих в тренинговой программе освоения навыков саморегуляции. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что для успешной реализации психологических условий оптимизации саморегуляции психофизического благополучия студентов требуется применение программы оптимизации специально организованного процесса обучения в условиях здоровьесберегающей среды. Методы исследования: 1. Методика самооценки доминирующего психического состояния (ДПС) для выявления активности и работоспособности студентов. 2. Т-критерий Вилкоксона - непараметрический статистический тест (критерий), используемый для проверки различий между двумя выборками парных измерений. База исследования: в исследовании приняло участие 50 студентов, которые были поделены на группы: экспериментальная (ЭГ) (25 человек) и контрольная (КГ) (25 человек). Исследование проводилось на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура». 1 этап исследования: на первом этапе была проведена теоретическая работа по данной проблеме. В ходе работы со студентами мы пришли к выводу, что решение проблемы ухудшения их здоровья возможно за счет нахождения внутренних ресурсов личности студента [6] (Semikin, Mysina, 2015). Для оптимизации психического состояния студентов существуют самые разнообразные методы саморегуляции: гимнастика, самомассаж, нервно-мышечная релаксация, аутотренинг, дыхательная гимнастика, медитация, ароматерапия, арт-терапия, цветотерапия и другие. 2 этап исследования: практическая работа по изучению влияния саморегуляции на деятельность студентов началась в начале учебного года, когда проводилась психологическая диагностика и врачебный контроль. Анализ полученных результатов обучающихся, пришедших в осеннем семестре на занятия по адаптивной физической культуре, показал, что нарушения опорно-двигательного системы и органов зрения - наиболее распространенные заболевания среди студентов [5] (Semikin, Mysina, 2012). При наличии таких заболеваний и увеличении учебной нагрузки есть вероятность снижения успеваемости и работоспособности студентов. В настоящее время в работе Центра исследуется возможность включения в здоровьесберегающую деятельность МГТУ им. Баумана комплекса мер для формирования саморегуляции студентов. В течение года со студентами, участвующими в исследовании, проводилась психологическая работа, направленная на развитие навыка мотивационно-смысловой, эмоционально-волевой саморегуляции. Продолжительность учебных групповых и индивидуальных занятий по освоению навыков саморегуляции составляла 4 часа в неделю, самостоятельной работы - от 10 до 40 мин. в день. Самостоятельная работа студентов включала ведение дневников самонаблюдений по обозначенным критериям, самоанализ практических занятий, теоретическую подготовку тематических эссе по актуальным вопросам. В разработке программы оптимизации саморегуляции студентов учитывались следующие основные принципы: - комплексность в применении методов саморегуляции (двигательные, дыхательные, суггестивные, вербальные, невербальные, релаксационные, мобилизирующие и др.); - индивидуализация в подборе приемов саморегуляции и условий их применения с учетом особенностей и функционального состояния нервной системы, адекватности ситуации, с учетом индивидуального опыта, интересов, склонностей и других особенностей личности; - активность в применении приемов саморегуляции, выражающаяся в мотивации овладении навыками и самоконтроле сознательного применения соответствующих приемов; - диалогизация взаимодействия - обратная связь для возможной коррекции поведения, замены неудачных способов саморегуляции надежности на более эффективные; - самодиагностика, т.е. самопознание, осознание и формирование собственных индивидуальных задач. Вначале студенты прослушали цикл лекций по теоретическим основам саморегуляции и практическим технологиям регулирования состояния и поведения с использованием психотехнических упражнений для совершенствования психических функций, обеспечивающих необходимый уровень развития навыков саморегуляции (устойчивость, сосредоточенность осознанность, произвольность). Для практического освоения способов саморегуляции с учетом особенностей групповой динамики малых групп были сформированы три группы общей численностью 25 человек (2 группы по 8 человек и 1 группа - 9 человек). Для формирования состава малых групп учитывались социальные, психофизические, регуляторные индивидуальные особенности участников, выявленные в процессе собеседования с психологом. Каждое практическое занятие включало в себя освоение различных приемов саморегуляции, компонентов комплекса психомоторной саморегуляции, аутотренинга и релаксации. Занятия выстраивались по единому плану: вводная, основная и завершающая части, с обязательной настройкой на занятии, рефлексией полученного опыта и уточнением индивидуальных домашних заданий. Участники групп приобретали личностный опыт саморегуляции в системе специально организованных телесно-ориентированных тренингов и физических упражнений, практикуемых на физкультурно-оздоровительных и психологических занятиях. Применение тренинговых технологий было вызвано необходимостью формирования навыков нормативного социально-ролевого поведения, навыков конструктивного общения, развития уровня рефлексии, повышения уверенности, стрессоустойчивости, коррекции системы представлений по отношению к сложившейся ситуации. При проведении тренинга использовалось обучение практикой действия через отработку коммуникативных навыков с помощью ролевых игр, моделирования ситуаций, проективных техник. Система упражнений по психомоторной саморегуляции состояла из меняющихся от занятия к занятию, начиная с простых, движений, постепенно соединяющихся в более сложные паттерны. Данная система упражнений направлена на получение участниками группы внутреннего ощущения «телесного» успеха. Цель состояла в том, чтобы развить легкость и свободу в каждой части тела, получить опыт достижения результата в упражнениях без излишнего эмоционального и мышечного напряжения [2] (Morosanova, 2012). Профилактическое и коррекционное воздействие физических упражнений включало механизмы, действующие непосредственно во время выполнения заданий, после выполнения и в течение некоторого короткого периода, и механизмы длительного действия. Систематическое обучение навыкам саморегуляции с помощью комплексной системы методов направлено на пролонгированное обеспечение фонового положительного функционального состояния, а регулярное использование освоенного комплекса психомоторной саморегуляции направлено на снижение напряжения определенных групп мышц, которые подвержены воздействию интенсивных нагрузок. Для профилактики локальных мышечных зажимов из-за позотонического утомления использовались упражнения для соответствующих мышечных групп. Профилактика состояния напряженности, вызванного монотипной деятельностью, малоактивным образом жизни, были направлены на так называемое двигательное «отреагирование», которое становится возможным в случае выполнения ряда активных двигательных актов тренинга психомоторной коррекции. Кроме того, овладение культурой движения в системе особым образом построенного взаимодействия позволило студентам выйти на новый уровень рефлексивного анализа, т.к. в процессе осознавания собственного состояния в процессе движений отрабатывались навыки переключения и концентрации внимания, расширения сознания. Участники упражнялись самостоятельному составлению словесных формул, установок, которые должны быть понятны, коротки, категоричны, не вызывали бы сомнения и напряжения, направлены на индивидуальную задачу каждого. Индивидуальные психологические занятия были направлены на помощь в самопознании индивидуальных психологических особенностей, развитие саморефлексии и формирования практического опыта применения эффективных способов саморегуляции. Практические занятия направлены на индивидуализацию форм сохранения и укрепления здоровья конкретного студента. Занятия проводились в виде когнитивного, мотивационного консультирования, психомоторной коррекции и т.д. с обсуждением индивидуального выбора способа психической саморегуляции адекватно проблемной ситуации и собственных компенсаторных механизмов. Так, например, при недостаточности организационных навыков разъяснялись приемы самоуправления временем, планирования и самопрограммирования. При повышенной утомляемости осваивались навыки релаксации и мобилизации. Применение приемов саморегуляции предполагает активное волевое участие и, как следствие, является условием формирования сильной, ответственной личности. 3 этап исследования: на данном этапе были описаны результаты исследования. Методика «Самооценка доминирующего психического состояния» (методика ДПС) использовалась для выявления устойчивых психических состояний студентов на основе субъективных оценок обследуемого по 6-ти шкалам: активность, работоспособность, спокойствие, эмоциональная устойчивость, удовлетворенность жизнью. Прослеживается динамика роста числа студентов с уровнем работоспособности и активности средним и выше среднего, что свидетельствует о стабилизации общего психофизического тонуса (рис. 1). Рисунок 1. Динамика активности и работоспособности КГ и ЭГ специалистов Уровень саморегуляции в ЭГ в сравнении с КГ показал динамику (значимость p ≤ 0,05) по снижению числа студентов с низким уровнем, который повысился до среднего и высокого, позволяющего специалисту успешно справляться с собственным поведением и состоянием, стабилизировать психофизическую активность и работоспособность специалистов. Аналогично прослеживается динамика роста числа студентов с уровнем работоспособности средним и выше среднего. При этом активность к концу года практически не изменилась, т.к. сказывается накопленная усталость в конце учебного года. Для оценки эффективности воздействия и оценки статистической значимости изменений исследуемых показателей применялся непараметрический критерий различия - T-критерий Вилкоксона. Критерий различия Вилкоксона выбран как критерий, свободный от нормального распределения и наиболее оптимальный для оценки различий экспериментальных данных, полученных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволил выявить направленность изменений и их выраженность, т.е. установить, насколько сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивен, чем в другом, и насколько достоверны и значимы эти различия. T-критерий Вилкоксона основан на ранжировании абсолютных величин разности между двумя рядами выборочных значений «до» и «после» какого-либо воздействия. Была найдена общая сумма рангов, а также суммы рангов для положительных и для отрицательных сдвигов. Сдвиг, имеющий большую сумму рангов, был назван типичным, а противоположный, меньший по сумме рангов сдвиг, нетипичным. Эти два сдвига являются дополнительными друг к другу. Правильность ранжирования проверялась на основе совпадения сумм рангов полученных двумя способами. Общая сумма рангов вычислялась по формуле: n×(n+1)/2, где n - число испытуемых в исследуемой группе. В нашем случае для n = 25 сумма рангов составила 25×(25+1)/2 = 325. T-критерий Вилкоксона базируется на величине нетипичного сдвига, который называется Тэмп. По таблице критических значений для T-критерия Вилкоксона определялись критические значения Ткр. Для n = 25 получены следующие значения: Ткр = 100 для уровня значимости p ≤ 0,05 и Ткр = 76 для p ≤ 0,01. В соответствии с «осью значимости» для T-критерия Вилкоксона, если значение нетипичного сдвига Тэмп.≤ 76, то типичный сдвиг принимался достоверно преобладающим по интенсивности для уровня статистической значимости p ≤ 0,01, если Тэмп. > 76, но Тэмп. ≤ 100, то типичный сдвиг являлся достоверно преобладающим по интенсивности для уровня статистической значимости p ≤ 0,05. Если Тэмп. > 100, то типичный сдвиг статистически не значим для p ≤ 0,05 (рис. 2). Зона Зона значимости незначимости 0,01 0,05 Ткр = 76 Ткр = 100 Рисунок 2. «Ось значимости» для T-критерия Вилкоксона (n=25). Анализ результатов выявил: - эффективность применения программы оптимизации специально организованного процесса обучения в условиях здоровьесберегающей среды; - стабилизацию психофизического благополучия студентов (психофизический симптомокомплекс) и положительную динамику в снижении психосоматических заболеваний и физического переутомления; - повышение эмоциональной устойчивости в стрессовых ситуациях; - улучшение активности и работоспособности; - появление навыков самостоятельного регулирования функций организма: кровообращения, частоты сердечных сокращений и дыхания, кровоснабжения мозга для профилактики психосоматических заболеваний; активизации познавательных функций, творческого мышления; - развитие рефлексивных способностей самопознания и мотивации к саморазвитию. Заключение Согласно самоотчетам, около 70 % студентов ежедневно применяли приемы саморегуляции для решения повседневных задач с целью минимизации усилий и (или) в случае трудных ситуаций для получения намеченного результата. Чаще всего в первом случае это были приемы самоорганизации, в сложных ситуациях применялись приемы дыхательной гимнастики, техники центрирования и заземления. Аутотренинг с элементами самовнушения специалисты использовали в сочетании с дыхательными техниками, заземлением и центрированием. Релаксирующие приемы, физические упражнения, которые во время обучения были введены специалистами в свой индивидуальный распорядок дня, после завершения программы для многих стали автоматизированным навыком. Большинство специалистов (74 %) заметили улучшение повседневного состояния и самочувствия после участия в программе. Практически все участники тренинга отмечают, что получили общий положительный эмоциональный заряд в результате работы тренинговой группы, повысили уровень своей работоспособности. Участники после освоения программы оптимизации специально организованного процесса обучения в условиях здоровьесберегающей среды использовали полученные навыки саморегуляции в личной жизни или в рабочей обстановке в сложных, стрессовых ситуациях, а это, в свою очередь, влияло на конечный результат деятельности, который выражался в адекватности поведения, достаточности их эмоциональной устойчивости, активности и работоспособности. Исходя из нашего исследования, можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение и специально организованные практические занятия влияют на формирование оптимального уровня саморегуляции, необходимого для поддержания работоспособности студентов и активности деятельности при сохранении уровня их психофизического благополучия.