Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Введение Сегодня все чаще можно услышать о командах специалистов, реализующих те или иные проекты, достигающих прорывных результатов в различных областях жизнедеятельности, многие коммерческие компании являются стартапами или выросли из них. Это отражает, с одной стороны, внешние условия, в которых осуществляется деятельность людей, а с другой стороны, определенную стадию развития общества, на которой становится все больше востребована именно командная форма организации труда. Команды активно изучаются в различных областях науки, прежде всего в менеджменте, организационной и социальной психологии. Однако, несмотря на довольно большой объем исследований, многие аспекты командного взаимодействия остаются неизученными, что затрудняет создание целостной модели команды. Команда, группа людей, осуществляющая совместную деятельность для достижения цели, является многомерным феноменом. Он включает в себя как аспекты управления, так и межличностные взаимоотношения между участниками команды. Одними из малоизученных аспектов феномена команды являются смысловая динамика в команде и особенности смыслового взаимодействия. На данный момент наблюдается дефицит исследований, освещающих смысловые процессы и явления в командном взаимодействии, несмотря на то, что в психологии для этого существует большая теоретическая и методологическая база. Такой базой являются исследования совместного мышления в рамках смысловой теории мышления О.К. Тихомирова; исследования целеполагания в совместной мыслительной деятельности С.М. Джакупова; разработанные Д.А. Леонтьевым представления о межличностных и внеличностных формах смысла, смысловой координации в совместной деятельности; теория самоорганизации совместной мыслительной деятельности А.К. Белоусовой; технологии направленной и опосредованной трансляции смыслов И.В. Абакумовой; представления о смысловой коммуникации Л.Ц. Кагермазовой. Современные команды создаются для решения сложных задач, с которыми только они и могут справиться. В менеджменте хорошо известна эффективность команд «при решении атипических организационных задач и деятельности в условиях повышенных рисков и неопределенности» [10, с. 158] (Chanko, 2007). Решение таких задач требует совместной мыслительной работы группы людей. А.А. Матюшкина указывает [8] (Matyushkina, 2017), что вопросы совместного решения наиболее изучены в социальной психологии, где существуют два основных направления исследований: вопросы проявления индивидуального мышления в группе и вопросы совместного мышления с точки зрения динамики групповых процессов, связанных с принятием решений. При этом нераскрытыми оказываются вопросы совместного мышления с точки зрения смысловой динамики в команде. Важную роль для успешного протекания процессов и индивидуального и совместного мышления играет смыслообразование. В случае совместной мыслительной деятельности смыслообразование приобретает особое значение, потому что возникает необходимость «нахождения взаимопонятной формы репрезентации смысла в условиях совместного решения» [8, с. 29] (Matyushkina, 2017). В связи с вышесказанным возникает необходимость анализа смыслообразования в команде и выделения тех особенностей смыслообразования, которые способствуют позитивной смысловой динамике. Общий смысловой фонд и смыслообразование Д.А. Леонтьев, внесший значительный вклад в развитие психологии смысла, выделяет три необходимых компонента для определения смысла: 1) носитель смысла, «то, о смысле чего мы говорим»; 2) внешний контекст, «смысл определяется всегда через что-то другое»; 3) связь носителя с контекстом, «именно благодаря этой связи носитель приобретает тот или другой смысл» [7, с. 107] (Leontev, 2014). Давая определение смысла, Д.А. Леонтьев пишет, что смысл предмета - это его «место и роль (назначение) в более общей структуре» [6, с. 105] (Leontev, 2007). По его мнению, смысл заключается «в том, что связывает объект или переживание с разными контекстами. Связь с контекстом - таково самое простое рабочее определение смысла» [7, с. 108] (Leontev, 2014). Когда участники присоединяются к команде или формируют команду изначально, то каждый из них имеет свой жизненный контекст. При этом выполняемая деятельность, особенности цели и задач, стоящих перед командой, условия осуществления деятельности, характер отношений с другими участниками команды - все это так или иначе соотносится с их жизненным контекстом. Исходя из этого, аспекты деятельности в команде либо обретут для участников смысл (если связь с их контекстами будет установлена), либо же они будут рассматривать деятельность как бессмысленную. Итак, участники команды могут иметь различающиеся смыслы тех задач, которые ставятся перед командой, если они имеют расхождение в понимании места и роли этих задач для себя. Однако по мере осуществления участниками команды совместной мыслительной деятельности их взаимопонимание увеличивается. Подробно этот процесс рассмотрел С.М. Джакупов в рамках исследования целеобразования в совместной мыслительной деятельности. С.М. Джакупов установил, что на основе взаимной реконструкции партнерами по совместной деятельности целей друг друга и их принятия, интеграции в свою мотивационно-смысловую сферу происходит создание общего смыслового фонда, необходимым условием для этого является обмен как вербальной, так и невербальной, эмоциональной информацией [4] (Dzhakupov, 1985). Д.А. Леонтьев предполагает, что «общий фонд в одних случаях имеется с самого начала, в других же складывается постепенно, по мере осуществления деятельности» [6, с. 399] (Leontev, 2007). Таким образом, чтобы участники команды смогли приступить к решению стоящей перед ними задачи, им необходимо выработать общие смыслы задачи, понять цели друг друга и сформировать на основе этого совместные цели деятельности. Участники команды не только формируют общий фонд информации, сообщая вербально свое видение решения задачи, но и создают общий смысловой фонд, который наполняется смыслами, отражениями эмоций, отношениями к деятельности. На этапе формирования общего смыслового фонда важное значение приобретают особенности смыслообразования участников команды. Д.А. Леонтьев определяет смыслообразование как «процесс распространения смысла от ведущих, смыслообразующих, «ядерных» смысловых структур к частным, периферическим, производным в конкретной ситуации развертывающейся деятельности» [6, с. 255] (Leontev, 2007). Смыслообразование означает процесс подключения новых предметов к существующей системе смысловых связей. В контексте решения участниками команды стоящей перед ними задачи смыслообразование понимается как «процесс порождения и развития смыслов на разных уровнях решения: мотивационном, целевом, операциональном» [8, с. 28] (Matyushkina, 2017). Смыслообразование - это сложный процесс, который далеко не всегда происходит линейно, человек может с помощью эмоций диагностировать, что предмет приобрел для него смысл, но этот смысл еще предстоит открыть, постичь, как замечает Д.А. Леонтьев, «чаще всего линия, соединяющая носитель и источник смысла, имеет сложную конфигурацию» [7, с. 107] (Leontev, 2014). Смыслообразование может идти различными путями и иметь различные особенности, исследователи выделяют различные стратегии и типы смыслообразования. И.В. Абакумова с соавторами дает следующее определение стратегии смыслообразования: «это организованный под влиянием мотивов, потребностей, целей, опыта и субъективных отношений способ формирования и развития системы личностных смыслов для их содержательного и качественного наполнения, а также отражающий специфику и динамику осуществления индивидом актуальных смыслов в конкретных ситуациях жизнедеятельности» [1, с. 4] (Abakumova et al., 2016). Стратегия смыслообразования затрагивает многие аспекты смысловой сферы личности и является ее отражением. Исследователями выделяются три компонента стратегии смыслообразования, которые открывают ее внутреннюю структуру: 1) инициирующий, данный компонент «передает специфику перехода смыслов в ведущие актуальные элементы смысловой системы»; 2) содержательный, показывает содержание смысловых установок и личностных смыслов; 3) динамический, демонстрирует направление, в котором развивается смысловая сфера под влиянием мотивов, потребностей и целей [1, с. 4] (Abakumova et al., 2016). По мнению С.В. Гурова, «смысловые стратегии - динамическая составляющая смысловой сферы. Они предстают смысловыми новообразованиями личности, изменяющими всю смысловую структуру» [3, с. 66] (Gurov , 2012). Говоря о стратегиях смыслообразования в контексте командного взаимодействия, необходимо различать индивидуальные стратегии образования смыслов, которые оказывают влияние на смысловую коммуникацию в команде, и те стратегии, которые формируются и реализуются в совместной мыслительной деятельности, при непосредственном общении. Индивидуальные стратегии смыслообразования Рассмотрим различные индивидуальные стратегии смыслообразования. П.Н. Ермаков, И.В. Абакумова выделяют две стратегии смыслообразования в зависимости от источников смысла [5] (Ermakov, Abakumova, 2015): 1) Стратегия, детерминируемая жизненной необходимостью. Жизненный мир человека представляет собой ту часть действительности, с которой человек взаимодействует. Жизненный мир человека составляют жизненные смыслы, возникновение и развитие которых обусловлено необходимыми потребностями; формирование таких смыслов имеет объективный характер. Данная стратегия реализуется от значений к личностному смыслу и в дальнейшем - к личностной ценности. 2) Стратегия, основанная на смысловой регуляции. Смыслы личности, высшие смыслы, ценности составляют стержневую смысловую структуру личности, с ее помощью происходит смысловая регуляция жизни человека. При реализации данной стратегии смыслообразование идет от личностного смысла (личностной ценности) к пониманию значения предметов на уровне личностной значимости. И.В. Перелыгина при исследовании ценностно-смыслового развития студентов выделяет два подхода к образованию личностных смыслов: 1) онтологический подход - формирование правильного, по мнению обучающего, образа жизни через прямую ориентацию обучаемого на ценности, личную онтологию обучающего; 2) методологический подход позволяет развивать обучающим ценностно-смысловое видение обучающегося, чтобы обучающийся смог сформировать самостоятельно собственную жизненную перспективу [9] (Perelygina, 2008). М.В. Годунов с соавторами, исследуя личностные профили полярных стратегий смыслообразования, выделяет две стратегии смыслообразования в зависимости от направленности субъекта либо на приспособление к внешней среде, либо на развитие своей смысловой сферы [2, с. 35] (Godunov, Elagina, Belova, 2017): 1) «Приспособительная стратегия смыслообразования - основанный на формальной и стереотипной предзаданности целей способ организации смысловой сферы». В рамках данной стратегии индивид только подстраивает ранее сформированные личностные смыслы под воздействия внешней среды, при этом среда воспринимается как доминирующая над личностью, детерминация деятельности личности находится во внешней среде. 2) «Развивающая стратегия смыслообразования - ориентированный на осознание мотивов и порождение актуальных целей способ трансформации смысловой сферы, направленный на формирование перспективных смыслов и своевременную трансформацию их содержания». В этом случае влияния внешних факторов воспринимаются как возможности для личностного роста, жизненные трудности оцениваются как преодолимые. В ходе эмпирического исследования М.В. Годунова с соавторами нашли подтверждение предположение о том, что выбор смыслообразующих стратегий зависит от уровня осмысленности жизни (определяемого по методике СЖО), который является показателем-маркером: «у людей с развивающей стратегией уровень осмысленности жизни выше, чем у людей с приспособительной стратегией смыслообразования» [2, с. 42] (Godunov, Elagina, Belova, 2017). Переживание осмысленности жизни является также индикатором смыслообразующей активности личности. В результате проведенного Т.В. Шрейбер эмпирического исследования было выделено четыре типа смыслообразующей активности, критериями выделения являлись уровень осмысленности жизни и направленность смыслов: тип с одинаково выраженной ориентацией на цель и процесс жизни, тип с доминирующей ориентацией на процесс, два типа с невыраженной смысложизненной ориентацией. На основе данных типов Т.В. Шрейбер формулирует следующие характеристики индивидов с высоким и низким уровнем смыслообразующей активности [11, с. 20-21] (Shreyber, 2006): 1) «респонденты с высоким уровнем смыслообразующей активности ориентированы на общение, открыты, но в то же время властны, эмоционально устойчивы, хорошо контролируют свои эмоции и поступки. Они отличаются высокой целеустремлённостью и высоким уровнем притязаний, имеют высокий социометрический статус и позитивно оценивают отношения в группе; 2) респонденты с низким уровнем смыслообразующей активности интровертированы, замкнуты, пассивны, оценивают психологический климат в группе как негативный. У них высокая тревожность и в то же время низкий уровень самоконтроля эмоций и поведения. То есть смыслообразующая активность у них хаотична, ситуативна, малоосознаваема». Предпочитаемые индивидуальные стратегии смыслообразования для работы в команде Для того чтобы определить те стратегии смыслообразования, которые лучшим образом подходят для командного взаимодействия, обратимся к сущностным характеристикам команды. Анализируя такого рода характеристики, А.Д. Чанько приходит к выводу, что участники команды «воспринимают свою группу как единую, имеют ясное видение и осмысленную цель, принимают и разделяют совместно определенные цели и задачи, участвуют в совместном достижении поставленных целей, имеют согласованные ценности, доверяют друг другу в решении вопросов рабочей сферы, способны учитывать особенности стиля работы других участников и целесообразно изменять свое поведение» [10, с. 161-162] (Chanko, 2007). Кроме того, чтобы команда достигала все больших результатов, она сама должна развиваться, выходить на более высокие уровни своего развития. Исходя из этого, предпочтительным для работы в команде является преобладание стратегии смыслообразования, основанной на смысловой регуляции, когда смыслообразование идет от личностных смыслов и ценностей к предметам и деятельности. Через свои высшие смыслы и ценности участники команды будут находить смысл командной деятельности и определять ее как личностно значимую. В плане управления командной возможно применение как онтологического подхода к смыслообразованию участников, когда руководитель или менеджер в качестве источника смысла предъявляет свои собственные ценности или ценности организации, так и методологического, когда руководитель команды нацелен на то, чтобы у команды сформировалось собственное ценностно-смысловое видение. Первый вариант актуален в том случае, когда команда собирается под определенную задачу и затем будет расформирована, второй вариант смыслообразования становится актуальным в случае нацеленности на долгий срок работы команды, формирование ее автономности и самостоятельности. Для своевременного изменения своего поведения, гибкости в работе, ориентации на развитие у участников команды должна быть в приоритете развивающая стратегия смыслообразования. Участники, придерживающиеся данной стратегии, будут представлять командные задачи как возможности для роста, развития. Для работы в команде большое значение имеет высокий уровень смыслообразующей активности. Для совместного определения целей, их последующего принятия, достижения высокого уровня доверия участникам команды необходимы качества, которые свойственны людям с высоким уровнем смыслообразующей активности: открытость, ориентация на общение, эмоциональная устойчивость, целеустремленность. Так как психологической основой выбора развивающей стратегии смыслообразования и достижения высокого уровня смыслообразующей активности является высокий уровень осмысленности жизни, то можно назвать его ключевым фактором, оказывающим наибольшее влияние на процессы смыслообразования в команде. Необходимо подбирать в команду участников с высоким уровнем осмысленности собственной жизни, такие участники команды имеют предпосылки для высокого уровня осмысленности командной деятельности. Особенности смыслообразования в ситуации совместной мыслительной деятельности В исследовании особенностей смыслообразования в совместном решении творческих задач А.А. Матюшкиной были выявлены важные для командного взаимодействия аспекты смыслообразования. В исследовании участвовали 70 студентов гуманитарных вузов, которые в диадах решали творческие задачи методом морфологического анализа. В ходе исследования была обнаружена особая составляющая мыслительной деятельности - первичный смысл, А.А. Матюшкина определила его как «не полностью осознаваемое, представленное в плане внутренней речи субъективное отражение ситуации» [8, с. 32] (Matyushkina, 2017). Первичный смысл выражается в «маркерной» форме и является образным выражением смысла попытки решения задачи. Процесс смыслообразования в условиях совместной мыслительной деятельности предстает в двух этапах: 1) Этап возникновения первичного смысла. Источником такого смысла является обнаружение противоречия свойств объекта задачи. 2) Этап трансляции и обогащения первичного смысла. На этом этапе один из участников пробует объяснить другим возникший у него первичный смысл. А.А. Матюшкина указывает, что «испытуемые на этом этапе «согласовали» то, что они знают (систему значений) об объекте, и то, что каждый из них имеет в виду (систему индивидуальных смыслов), то есть образовался общий фонд смысловых образований» [8, с. 34] (Matyushkina, 2017). Таким образом, общий фонд смысловых образований составляют взаимопонятные совместно сформированные первичные смыслы. Особенность смыслообразования в данных условиях состоит в том, что каждому участнику нужно кратко объяснить другим свой смысл попытки решения, сделать «отметку» в общем смысловом фонде, которой могут воспользоваться другие участники. Важно отметить, что на ранних этапах совместного решения задачи преобладают индивидуальные смысловые структуры и большее значение имеют индивидуальные стратегии смыслообразования, на поздних этапах «возможности развития смысла расширяются за счет формирования в совместной мыслительной деятельности общего фонда информации, общего фонда смысловых образований» [8, с. 36] (Matyushkina, 2017). Подводя итог, можно сказать, что в команде, осуществляющей совместную мыслительную деятельность, проявляются особые процессы смыслообразования, связанные со взаимодействием участников в ходе решения командных задач, необходимостью согласовывать значения и смыслы, возникающие в деятельности. Заключение Смысловые аспекты в команде - это перспективная, но малоизученная область научных исследований. Проведенный анализ позволяет говорить о том, что особенности смыслообразования предстают как важные факторы успешности командного взаимодействия. Изучение этих особенностей позволяет выяснить, какие стратегии, типы образования новых смыслов будут наилучшим образом способствовать образованию общего смыслового фонда. В свою очередь, общий смысловой фонд - это та смысловая база, которая позволяет осуществлять регуляцию всей командной деятельности. Участникам команды недостаточно просто обменяться некой информаций о той задаче, которая перед ними поставлена, им необходимо предъявить друг другу смыслы решения задачи и прийти к взаимопониманию на основе их сопоставления и согласования. В начале командной деятельности наибольшее влияние на этот процесс оказывают индивидуальные стратегии смыслообразования. Предпочтительными стратегиями образования смыслов участников в командном взаимодействии являются те, выбор которых обусловлен высоким уровнем осмысленности жизни участников команды. По мере развития командной деятельности происходит расширение индивидуальных смысловых структур, смыслообразование приобретает совместный характер. Данное направление исследований требует большего внимания исследователей, более детальной методологической проработки и большой базы эмпирических работ, чтобы раскрыть смысловую сторону такого сложного и многомерного явления, как команда.