Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
В настоящее время проблема уверенности привлекает все большее внимание исследователей, так как осознана большая роль уверенности в деятельности, взаимодействиях и общении, причем в самых различных профессиональных сферах. В психологических исследованиях феномен уверенности рассматривался с позиций разных научных парадигм. Это, в свою очередь, отразилось на существующем понятийном аппарате, понимании психологических характеристик уверенности. На уровне обыденных представлений уверенность трактуется как «твердая вера во что-нибудь или в кого-нибудь» [8]. В некоторых психологических справочных изданиях уверенность рассматривается «как чувство отсутствия сомнений, основанное на опыте и, прежде всего, на знаниях» [9]. Уверенность представляется и как интегративное свойство личности, имеющее системное строение, проявляющееся в поведении, общении и взаимодействиях, повышающее результативность деятельности [7] (Krupnov, 2006). В психологии исследовалось содержание уверенности, факторы ее детерминации, условия, способствующие продуктивному развитию уверенности, причем в разных профессиональных и иных сферах. Следует отметить, что в отечественных психологических исследованиях уверенности доминирует системно-функциональный подход [7] (Krupnov, 2006). Согласно данному подходу, уверенность является базовым интегративным свойством личности, которое может иметь разные проявления: как активное осознанное состояние, желание самоутвердиться, проявление эргичности, наличие значимых целей и пр. Уверенность имеет свою психологическую структуру, включающую установочно-целевой, когнитивный, мотивационный, продуктивный, рефлексивно-оценочный, эмоциональный и регуляторный компоненты. Иными словами, существует ее многофакторная детерминация. Уверенность выступает в двух видах: как личностная уверенность, которая является стабильной характеристикой и имеет всеобщее проявление в поведении, деятельности, отношениях и общении, и как ситуативная уверенность, обусловленная особенностями ситуации. В психологическом изучении уверенности видное место принадлежит исследованиям уверенности в себе как переживании человеком своих возможностей, адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, и тем, которые он ставит перед самим собой [2]. В психологических публикациях отражено различное понимание сущности уверенности. В частности, уверенность трактовалась как состояние, свойство личности, отношение к неопределенности, регуляторный механизм, проявление свойств нервной системы, способность предъявлять требования и запросы во взаимодействиях и добиваться их решения, свойство характера и др. Были выявлены индикаторы и личностные корреляты уверенности: низкая тревожность, хороший самоконтроль и саморегуляция, установка на успех, инициативность, смелость в социальных взаимодействиях, особенно в сложных ситуациях (Бандура А., Харламенкова Н.Е. и др.). Отмечалась и связь уверенности в себе с уровнем притязаний личности и ее самооценкой (Абульханова К.А.). Уверенность выше у людей с интернальным локусом контроля, обладающих практическим интеллектом, хорошо осознаваемыми смысловыми ориентациями (Паршикова О.В., Смирнов О.В.). Отмечены связи между уверенностью и представлениями о своем здоровье. Установлено, что в основании психологических механизмов уверенности в себе лежат «Я-системы», внутренние условия человека, а также воспитание и научение (Вайнер И.В., Головина Е.В., Скотникова И.Г. и др.). При этом уверенность в себе выступает и в виде внутренней познавательной деятельности, связанной с самооценкой и осознанием своих возможностей (Конюхов Н.И.). В психологических исследованиях было показано, что уверенность может быть продуктивной и непродуктивной. Это качество обусловлено мерой уверенности, которая зависит от точности самооценки и оценки ситуации, осознания возможностей и их усиления. Выход за меру уверенности может привести как к самоуверенности, так и неуверенности в себе. Определение меры уверенности возможно на уровне единичного, так как это связано с внутренними условиями человека. В психологических исследованиях подчеркивалось, что обретение уверенности в себе заключается в формировании у человека адекватных, соответствующих его возможностям притязаний и самооценок, реалистичного позитивного образа «Я» (Агапов В.С.). В последние годы уверенность стала рассматриваться в основном как свойство личности (в том числе и личностно-профессиональное), которое обеспечивает эффективность деятельности, взаимодействий и общения, повышает адаптационные возможности. Детерминирующими факторами уверенности являются природные предпосылки и устойчивое позитивное отношение к себе и собственным возможностям. Обобщение результатов проведенных исследований показало, что уверенность в отечественной и зарубежной психологии рассматривается как: - чувство, эмоция (Дашкевич В.И., Платонов К.К. и др.); - особое психическое состояние (Ильин Е.П. и др.); - психологическая установка, проявляющаяся во внутренней убежденности (Прангишвили А.С.); - свойство (качество) личности (Крупнов А.И., Рудик П.А., Серебрякова Е.А. и др.); - личностно-профессиональное свойство или качество, как самостоятельное, так и входящее в состав других интегративных качеств (Лебедев В.И. и др.). Существующие между этими ипостасями связи позволяют представить вариант целостного понимания психологической сущности уверенности. В частности, уверенность - это свойство личности или субъекта деятельности, характеризующееся доминированием психического состояния, связанного с чувством отсутствия сомнений, и соответствующей психологической установкой. Уверенность проявляется в деятельности, поведении, взаимодействиях, отношениях и коммуникациях на когнитивном, эмоциональном и регулятивном уровне. Данное свойство зависит как от природных, так и социальных особенностей человека, а также основано на опыте, знаниях, адекватной самооценке, позитивном самоотношении, осознании своих возможностей в соответствии с точно представляемыми требованиями ситуации. Следует отметить, что обобщающих психологических исследований уверенности недостаточно [1] (Antsupov et al., 2015), значительно больше прикладных психологических исследований уверенности, в которых рассматриваются различные аспекты уверенности или ее проявления в ситуациях деятельности и взаимодействий [3, 5, 6, 10, 11 и др.] (Gaydamashko, Zazykin, Pugacheva, 2018; Zazykin, Smirnov, 2009; Zamaletdinova, 2011; Radushinskiy, 2011; Sheptura, 2014). Отметим, что с момента формирования психологии управления как научной дисциплины особое внимание уделялось личностно-деловым и личностно-профессиональным качествам субъектов управленческой деятельности (Свенцицкий Л.А., Филиппов А.В. и др.). В большинстве из них отмечалась уверенность руководителя как одно из важнейших качеств. В частности, речь шла об уверенности в ситуации выбора, при принятии ответственных решений, при планировании и прогнозировании, в ситуации мобилизации человеческих ресурсов. Уверенным поведением отличаются руководители, которые считаются «акмеологическими объектами», то есть достигшими вершин в своем личностно-профессиональном развитии. Отмечалось, что высокая уверенность необходима антикризисным менеджерам, особенно при работе с персоналом, преодолении отчуждения, формировании сплоченности (Базаров Т.Ю., Гривняк А.И., Игельник М.С., Малиновский П.В. и др.). Таким образом, феномен уверенности является сложным психологическим функционалом, который проявляется на когнитивном, эмоциональном, поведенческом (деятельностном) и коммуникативном уровне. Психологическими индикаторами уверенности являются: - некоторые природные, т.е. биологически обусловленные свойства личности (сила личности, активность, низкая тревожность, низкий уровень нейротизма, психологическая заразительность); - воля и волевые характерологические качества (настойчивость, упорство, решительность, смелость в социальных взаимодействиях, самостоятельность, ответственность); - характерологические особенности опыта (самооценка, самоконтроль, саморегуляция, интернальность, общая успешность); - некоторые особенности направленности личности (психология победителя, масштабность, уровень притязаний, четкие смысложизненные ориентации); - интеллектуальные особенности (глубокие знания, компетентность, способность к прогнозированию, развитая интуиция); - умеренно выраженные и контролируемые акцентуации (маниакальность, паранойяльность); - позитивный образ «Я», осознание своего превосходства. Таковы особенности психологического изучения феномена уверенности.