Новая книга Д.В. Муна, В.В. Попеты, П.Е. Смолкова посвящена одной из наиболее сложных и острых проблем современного общества - проблеме террористической угрозы, которая держит в напряжении все общество, вне зависимости от географии, национальности, возраста, социального статуса, уровня дохода и образования. Эта проблема находится в зоне пристального внимания всех государств, которые ставят борьбу с терроризмом и террористической угрозой на приоритетные позиции государственной политики, направляя все силы, выделяя мощные ресурсы, проникая на все уровни социума - от уровня отдельной личности до проектов макроуровня, объединяющих международные усилия. Авторы не ставят задачи изучения организационных и технических инструментов антитеррора: эти средства не терпят вмешательства широкой общественности и популяризации, а раскрытие их механизмов снижает их эффективность. В основе этой книги - попытка дойти до сути этого явления, вскрыть его социальные, психологические, политические, культурологические причины. С этой целью авторы изучают случаи коллективного (организованного), индивидуального, подросткового терроризма, определяют типичное и специфическое, пытаясь выявить «кварку» этого явления. Без понимания этого невозможно говорить об опережающей реакции, которая состоит не только в том, чтобы предотвратить очередные попытки, но и в том, чтобы снять риски возникновения самой мысли о любом действии, направленном против человека, его жизни и здоровья. Рассматривая широкий круг разных случаев, которые потрясли мир, авторы подводят читателя к ключевому выводу: в основе террористической угрозы лежит не маниакальность отдельной личности с психофизиологическими нарушениями, а идея, возникающая под влиянием политики, культуры, социальных отношений. Блокировать возникновение этой идеи, снять причины её появления - вот та задача, которую ставят авторы книги. Авторы изучают терроризм в диалектике истории и современности, ставя целью понять сущность террористической деятельности, неизменные и вариативные элементы этого явления. Их обращение к образу «колеса истории», когда-то использованного К. Марксом и Ф. Энгельсом, заставляет нас понять, насколько серьёзным деструктивным фактором терроризм стал не только для повседневной жизни, но и для всей исторической картины. Читая исторические экскурсы, представленные в работе, вольно или невольно читатель включает то, что в современном менеджменте называют «ситуационным планированием», задаётся вопросом «А что, если..?» и строит альтернативные сценарии истории, пропуская через них не только историю отдельных государств, но и историю своей страны, своей семьи. Публицистичность и художественный характер изложения, отступление от наукообразия и сухих социологических и политологических дискурсов погружают читателя в заданную геополитическую и временную атмосферу и вызывают не только согласие с чёткой антитеррористической аргументацией, освоение уникального, собранного по крупицам знания деструктивных последствий, но и ненависть к терроризму на уровне эмоционального интеллекта. В числе наиболее сильных сторон книги - рассмотрение социально-психологических угроз, окружающих современного человека и выступающих фактором дестабилизации его поведения, жизненных планов. Это особенно значимо, потому что, к глубокому сожалению каждого из нас, этот вопрос не теряет актуальности: даже в момент рецензирования книги весь мир содрогнулся от событий в Керчи. Авторы понимают, что особенно страшно, если речь идёт о подростках, переживающих лаг между детством и жестким и полном трудностей взрослым миром. В числе факторов подросткового терроризма закономерно рассматриваются возрастные психофизиологические особенности; подростковые контркультуры; межпоколенческие различия, снижающие уровень взаимопонимания между различными социальными группами; гендерные проблемы в молодёжной среде; риски школьной среды, в том числе буллинг в цепочках «подросток - подросток» и «подросток - учитель»; социальные сети. Этот материал крайне необходим современным педагогам, организатором образования, которые, как показывает практика, совершенно не владеют этим знанием, не имеют в распоряжении практико ориентированных инструментов, снимающих риски подросткового терроризма, не говоря уже о том, чтобы самостоятельно вырабатывать индивидуальные решения острых проблем. Один из принципиальных моментов, на которые следует обратить внимание, - представленная авторами амбивалентность современных практик, культурных парадигм, стратегических документов, которые, декларируя гуманитарные ценности, не учитывают двунаправленность любого социального действа. Авторы анализируют новые явления - кибертеррористические, заставляя задуматься о природе тех явлений, которые мы начинаем отмечать в наших повседневных практиках: информационные войны, кибербуллинг, киберклевета. Всё это - «обратная сторона» тех информационных благ, которые нам несёт цифровое общество. Сегодня мощный инструмент общественного влияния оказывается в руках каждого из нас, и не надо быть хакером для того, чтобы разрушить реноме, жизненные устои и спокойствие другого человека - знакомого и незнакомого, для того, чтобы вывести из равновесия и изменить характер и содержание социальной активности тех, кто нас окружает. Борьбу с этими явлениями каждый начинает с себя, с осмысленного и ответственного информационного поведения, с того, что мы называем «информационная культура личности»[1]. Безусловно, как любому рецензенту, хотелось бы порекомендовать авторам обратить внимание на отдельные современные концепции, которые могли бы быть полезны в разработке данной темы, и сделать выводы, полезные и интересные для читателей. В числе таких теоретических инструментов - социально-информационная трактовка терроризма, представленная доктором педагогических наук, профессором Московского государственного института культуры Наталией Андриановной Слядневой, к научной школе которой принадлежит и рецензент. Эта концепция получила популярность в конце 1990 - начале 2000-х, когда вопросы террористической угрозы и борьбы с ней привлекли внимание всего мира. Именно сила резонанса привлекла наше внимание и позволила увидеть принципиальную роль информационных технологий, глобальных информационно-коммуникационных систем во влиянии на современный мир. Основные положения концепции Н.А. Слядневой состоят в том, что «международный терроризм можно трактовать как одну из практических парадигм или технологий социального управления (экстремальную, запредельно девиантную, но реально демонстрирующую свои возможности), поэтому международный терроризм есть способ социального управления с помощью устрашения общества. Международный терроризм правомерно считать разновидностью социальных технологий, управляющее воздействие которой заключается в акте террора и его максимально широкой информационной трансляции, обеспечивающей шокирующее влияние и давление на общественное мнение и на лиц, принимающих политические решения»[2]. Нам представляется, что изучение и упреждение таких рисков тоже может стать одним из направлений будущих исследований авторов этой замечательной книги. Несомненно, книга «Террор и мы: почему существует терроризм и зачем идут в террористы» Д.В. Муна, В.В. Попета, П.Е. Смолкова актуальна и социально значима сегодня. Она должна быть популяризирована в кругу тех, от кого зависит социально-психологический, политический и культурный климат современного общества: политиков, журналистов, педагогов, чиновников, всех тех, кто занимается социальным управлением.