Россия
В статье обсуждается проблема необходимой педагогической поддержки учащихся четвёртых-пятых классов в ходе формирования у них аналитической и продуктивно-творческой деятельности. Характеризуются способы использования эвристического учебного диалога при организации текстовой деятельности школьников. Учебный диалог рассматривается как эффективный метод, стимулирующий учащегося к самостоятельной аналитической работе с текстом, его интерпретации, расширяющий опыт коммуникативного взаимодействия школьника с одноклассниками и педагогом, позволяющий последнему осуществлять дифференцированный подход к обучению каждого ребенка с учетом уровня его речевого развития. На конкретном примере раскрываются обучающие возможности метода учебного диалога при работе на уроке с текстом-описанием и направляющая роль учителя в данном процессе.
педагогическая поддержка; учащиеся четвертых-пятых классов; текстовая деятельность; методы организации; учебный диалог; развитие речевой культуры; опыт коммуникативного взаимодействия; работа с текстом-описанием; дифференцированный подход к обучению
1. Беседы с учителем: четвёртый класс четырёхлетней начальной школы: методическое пособие / под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 384 с.
2. Васильевых И.П. Обучение школьников аналитической текстовой деятельности как основное условие формирования осознанных навыков создания текста // Начальное образование. – 2019. – № 2. – С. 26–32.
3. Васильевых И.П. Формирование текстовой деятельности обучающихся как основа коммуникативно-познавательного процесса // сб. трудов Международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA 2019)» (4–5 июня 2019 г.) / под ред. С.В. Ивановой. – М.: Изд-во Института стратегии развития образования РАО, 2019. – С. 943–953.
4. Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. Развитие устной речи обучающихся как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции // Русская словесность. – 2018. – № 1. – С. 91–97.
5. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2017. – 64 с.
6. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. – М.: ИНТОР, 1998. – 112 с.