ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС И СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обсуждается актуальная на сегодня день тема психологического стресса и эмоционального выгорания у людей профессии человек-человек.

Ключевые слова:
эмоциональное выгорание, медицинский работник, психологический стресс
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Проблема стресса и эмоционального выгорания в последнее время приобретает все большую актуальность. Человек из-за необходимости постоянных контактов с другими людьми начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности. Многие сталкиваются с этой проблемой на работе, в семейных отношениях, т.е. во всех сферах, где приходиться плотно контактировать с людьми. Плохо организованная работа с коллегами или пациентами требует много сил и эмоций, а это рано или поздно начинает сказываться на работоспособности. Люди, находящиеся в постоянной тревоге и стрессе не могут сосредоточиться на качественном выполнении профессиональной деятельности, что может привести к серьезным последствиям, таким образом, изучение проблемы эмоционального выгорания и стресса является востребованной и необходимой в наше время. Профессиональный стресс - многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [9]. На сегодняшний день он выделен в отдельную классификацию Международных болезней (МКБ-10). По мнению специалистов, к профессиональному стрессу приводит перегрузка человека работой, недостаточно четкое ограничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное или странное поведение коллег, долгая выматывающая дорога к рабочему месту и обратно, плохое освещение и вентиляция, тесное помещение, посторонний шум, низкая оплата труда, отсутствие карьерных перспектив или однообразие. Следует отметить, что недостаточная загруженность работой тех сотрудников, которые полагают, что не реализуют свой потенциал в полной мере и способные на большее также склонны к стрессу. В современной психологии представлен широкий спектр парадигм, которые достаточно хорошо концептуально и эмпирически обоснованы. Выделены три основные типы концептуальных парадигм анализа профессионального стресса [6]. Парадигма соответствия в системе «личность - среда», лежит в основе экологического подхода [4]. В этой парадигме стресс рассматривается как результат дисбаланса между требованиями окружающей среды и ресурсами человека. Процессуально-когнитивная парадигма, базируется на психологической модели стресса Р. Лазаруса и оформившаяся в виде трансактного подхода [5]. Она основана на интерпретации стресса как процесса развития индивидуально-личностных форм адаптации к осложненным условиям деятельности. В рамках данного подхода рассматриваются стратегии стресс-совладающего поведения, иначе, копинг-стратегии [6, с.27]. Парадигма регуляции состояний, реализуемая в рамках регуляторного подхода [7]. Внимание фиксируется на анализе стресса как особого класса состояний с богатой феноменологией, возникающих в результате изменения механизмов регуляции деятельности и поведения при актуальном и пролонгированном воздействии стрессогенных факторов [6,с.27]. Исследования, проводимые отечественными и зарубежными учеными в рамках изучения профессионального стресса, пришли к мнению, что без проведения профилактических мероприятий это может привести к депрессии, употреблению алкоголя, психоактивных веществ и суицидальным наклонностям. Длительный профессиональный стресс, в свою очередь, ведет к возникновению синдрома эмоционального выгорания [6, с.28]. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это понятие, введённое в психологию американским психиатром Г. Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. На современном этапе развития психологического знания профессиональное выгорание представляет собой стресс-синдром как совокупность симптомов, которые негативно сказываются на работоспособности, самочувствии и интерперсональных отношениях субъекта профессиональной деятельности [2]. К. Маслач и С. Джексон рассматривали выгорание как эмоциональное опустошение, включающее в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности эмоциональных ресурсов [6, с. 36]. При таком состоянии человек ощущает дефицит эмоций, отсутствует желание отдаваться работе, в тяжелых случаях возможны эмоциональные срывы. Деперсонализация представляет собой тенденцию развивать негативное, бездушное, циничное отношение к реципиентам (пациентам, клиентам, ученикам и др.) [6, с. 36]. Свойственны вспышки раздражительности, негативные установки, частые конфликтные ситуации. Редукция персональных достижений проявляется в виде снижения чувства компетентности в своей работе, недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном самовосприятии в профессиональном плане. Замечая за собой негативные чувства или проявления, человек обвиняет себя, за счет чего снижается как его профессиональная, так и личная самооценка, появляется чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе [6, с.36]. Рассмотрим, как эмоциональное выгорание развивается у работников скорой медицинской помощи. Их работа тесно связана с общением, а люди, как правило, требуют пристального к себе внимания. Профессия медицинского работника относится к сложным видам трудовой деятельности. Медицинский сотрудник должен обладать коммуникабельностью, активностью, разносторонней образованностью, ответственность, состраданием, эмпатийностью, интуицией, терпением, оптимизмом и т.д.. Труд медика требует выносливости, необходимости принимать быстрые решения в экстренных ситуациях, также предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процесс факторов, вызывающих стресс. Довольно часто, сотрудники скорой помощи подвержены длительному профессиональному стрессу из-за многочасового графика работы, большого количества вызовов, недостатка оборудования и медикаментов, нестабильного графика работы. У работников скорой медицинской помощи повышенная ответственность за исполняемые ими функции и операции, конфликтные ситуации и все это приводит к внутреннему когнитивному диссонансу, тревожности, депрессии, эмоциональному опустошению. Персонал скорой помощи постоянно имеет дело с тяжелыми и умирающими больными. Всё выше перечисленное относится к внешним факторам, вызывающим синдром «эмоционального выгорании». Большое значение для понимания синдрома эмоционального выгорания имеют исследования защитных механизмов. Р. Плутчик и Х.Р. Конте рассматривали психологическую защиту как особый механизм, действующий по принципу отрицательной обратной связи. Исходя из того, что синдром эмоционального выгорания, как и психологическая защита, возникает в результате действия психотравмирующих обстоятельств и способствует снижению травмирующих личность переживаний, уменьшению тревоги и напряженности следует, что синдром эмоционального выгорания является защитным механизмом психики человека [8]. Таким образом, Р. Плутчик и Х.Р. Конте считают, что эмоциональное выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В.В. Бойко и Н.Н. Цуканов, считают, что синдром эмоционального выгорания является формой профессиональной деформации личности, так как могут возникать его дисфункциональные следствия, когда синдром эмоционального выгорания отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. В.В. Бойко для определения эмоционального выгорания личности разработана диагностическая методика, которая позволяет оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе (фаза «напряжения», «резистенции», «истощения»). Первая фаза «напряжение» - является предвестником и запускает механизм эмоционального выгорания. Вторая фаза «резистенции» - желание снизить давлении внешних обстоятельств. Формирование защиты на этапе сопротивления, попытки более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Третья фаза «истощения» - падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы. В концепции В.В. Бойко, профессиональное выгорание - это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения (по Г. Селье). Н.В. Гришина, рассматривает выгорание как особое состояние человека, поскольку развитие выгорания не ограничивается только профессиональной сферой, а проявляется в различных сферах бытия [3]. Таким образом, специалисты выделяют пять закономерностей проявления у людей группы риска склонных к профессиональному выгоранию: 1) профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, обладают интровертированным складом характера, скромны, застенчивы, замкнуты, держат отрицательные переживания в себе; 2) сотрудники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и страха потери рабочего места (люди старше 45 лет). 3) люди, которые испытывают постоянно внутриличностный конфликт, в связи с работой. 4) люди, которые попадают в новую, непривычную обстановку, в которой должен проявить высокую эффективность. 5) Синдрому эмоционального выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения [1]. Предупредить эмоциональное выгорание возможно и необходимо следовать рекомендациям. Например быть внимательным к себе, подбирать дело по своим склонностям и возможностям, формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, учиться трезво обдумывать события каждого дня, найти любимое занятие (спорт, прогулки в парке, путешествия, хобби), повышать свою профессиональную компетентность, своевременно обращаться за помощью к психологу и проходить профилактику синдрома выгорания.
Список литературы

1. 1. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» // Вестник МГУ. - сер 14, Психология. - 1995. - №1, Романова Е. С., Горохова М.Ю. Личность и эмоционального выгорание // Вестник практической психологии образования. - №1. - 2004.

2. 2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.

3. 3. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Под ред. А.А. Крылова и Л.А. Коростылевой. - СПб, 1997.

4. 4. Касл С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде//Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия / Под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой, - М., 1995. - С. 144-178.

5. 5. Кокс Т., Маккей К. Трансактный подход к изучению производственного стресса// Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия / Под ред. А.Б. Леоновой, О.Н. Чернышевой, - М., 1995. - С.205-224.

6. 6. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А.. Психология стресса и эмоционального выгорания: учеб. пособ. для студ. факультета психологии. / Е.В. Кузнецова, В.Г.Петровская, С.А.Рязанцева. - Куйбышев, 2012. - 96с.

7. 7. Леонова А.Б., Капица М.С. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека //Практикум по инженерной психологии и эргономике/ под ред. Ю.К. Стрелкова. - М., 2003. - С.136-166.

8. 8. Папанова О.А. Синдром эмоционального выгорания у студентов - будущих социальных работников и способы его профилактики // Высшее образование сегодня - №9. - 2008. - с. 49-53.

9. 9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб,: Питер, 2008. - 256 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?