Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Актуальность темы исследования не оспорима как в теоретическом так и в практическом плане, так как по данным Госкомстата, с начала 90-х годов XX века в России количество детей с диагнозом умственная отсталость увеличилось в 20 раз, а с начала XXI века их число увеличилось более, чем в 3 раза (с 7,1 тыс. в 1991/92 учебном году до 25.3 тыс. в 2001/02 учебном году). По данным научного центра психического здоровья РАМН, 60% от общего числа детей-инвалидов составляют дети именно с таким диагнозом. Причиной необходимости развития речи таких детей является то, что любой человек нуждается в общении с окружающими его людьми, без чего невозможно полноценное развитие. Речь умственно отсталых младших школьников может быть нарушена до такой степени, что ребенка с дефектом могут не понимать окружающие и он окажется вне ситуации полноценного общения с внешним миром. Кроме того, у таких детей практически отсутствует мотивация к общению, они плохо формулируют собственные мысли и не могут пересказать прочитанное. Развитие речи необходимо, потому что она играла большую роль на протяжении всего развития человечества, и уже на ранних стадиях она оказывала влияние на развитие всех психических функций. Благодаря ей поведение человека становится произвольным, на более высокий уровень поднимается общение, волевое поведение, планирующие способности, человек научается управлять своим развитием (так как все психические функции становятся высшими), то есть речь необходима для полноценного развития интеллектуальных функций и личностного развития человека. Цель исследования: исследование возможностей деятельности словесного творчества для развития речи младших школьников с диагнозом умственная отсталость легкой степени. Объект - речь младших школьников с диагнозом умственная отсталость легкой степени. Предмет - динамика развития речи младших школьников с диагнозом умственная отсталость легкой степени. Гипотеза: 1. Предполагаем, что в условиях проектной деятельности произойдет развитие речи младших школьников с умственной отсталостью легкой степени, что проявится в том, что появятся элементы: интонационности, ритмичности, метафоричности; Связности слов в предложении и предложений между собой (например, переход от ситуативной речи к контекстной); Увеличения словарного запаса; Развитии мотивационной стороны, проявляющаяся в том, что дети начнут вступать в диалог по своей инициативе, задавать вопросы, давать ответы и др. Основная часть Первой попыткой дифференциации умственной отсталости было выделение Ф. Пинелем четырех видов идиотии, Ж.Э-Д. Эскироль стал родоначальником классификации умственной отсталости по такому признаку, как время приобретения слабоумия. Долгое время считалось, что психические функции являются врожденными, обусловлены наследственностью. Из этого был сделан вывод о том, что воспитание и обучение не сможет повлиять на умственные способности человека, а сущность умственной отсталости педологи видели «в малом количестве ума, якобы наследуемом детьми от родителей» [9, с. 17]. Однако более глубокие исследования умственно отсталых детей позволили изменить взгляд на этот дефект. В частности, Л. С. Выготский также говорил о том, что умственная отсталость связана с органическим поражением нервной системы или врожденными болезнями внутренней секреции. Главным недостатком этого дефекта он видел ослабление формы накопления социального опыта [5]. Умственно отсталый ребенок может развиваться и обучаться, но только в пределах своих биологических возможностей. Многими авторами был сделан вывод о том, что люди с диагнозом умственная отсталость представляют собой неоднородную массу, которая имеет различные формы. Долгое время общепринятой считалось разделение умственной отсталости (олигофрению) на три формы: дебильность, имбицильность и идиотию. Каждая из этих форм имеет свой индивидуальный ход развития в рамках ее биологических возможностей [2]. Рассмотрим основные понятия. Дебильность - самая легкая степень олигофрении. Проявляется в виде отсутствия способности воспринимать и выражать сложные понятия, абстрактно мыслить. У детей наблюдается замкнутость, страх в новой обстановке, изменение в поведении, рассеянное внимание, неадекватное поведение [2]. Имбицильность является умеренной степенью заболевания. Люди с таким диагнозом отличаются безынициативностью, примитивным мышлением, легкой внушаемостью. Они понимают простую речь, произносят короткие фразы, их можно научить считать, иногда читать и даже писать. Больные нуждаются в постоянном уходе и наблюдении. Из эмоциональных реакций у них проявляются стыд, злопамятность, привязанность. Страдающие имбицильностью реагируют на то, как их хвалят или ругают [2]. Идиотия - самая тяжелая форма заболевания. Человек не разговаривает, не способен научиться даже самым простым навыкам по уходу за собой. У таких больных наблюдается эмоциональная ограниченность, отсутствие продуктивной деятельности. Им необходимы специальные условия содержания, постоянный уход [2]. Е.А. Калмыкова в своих трудах приводит большое количество определений умственной отсталости, в том числе описанные выше и выделяет следующие критерии для обозначения данного дефекта [7]: психолого-педагогические: стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности и ранние этапы индивидуального развития и клинические: органическое поражение головного мозга (ЦНС). У детей с легкой умственной отсталостью IQ составляет 50-69 баллов. Когнитивные способности на уровне 9-12 лет. Могут быть трудности обучения в школе, среди них задержка чтения и письма. В старшем возрасте такие люди будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество [9]. Анализируя особенности развития речи у умственно отсталых детей, младшего школьного возраста, можно выделить целый комплекс факторов, которые обусловливают нарушения их речи. Главной причиной такого аномального развития и нарушений речи у умственно отсталых детей является недоразвитие познавательной деятельности. Нарушение познавательной деятельности, в свою очередь, вызывают проблемы с усвоением семантической стороны языка, поэтому умственно отсталые дети с трудом овладевают абстрактными словами и сложными грамматическими формами. В целом, нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. Так, оказываются несформированными все операции речевой деятельности: у детей слабая мотивация к общению, довольно грубо нарушено создание внутреннего плана речевых действий, реализация этого речевого плана и контроля за речью, сопоставление полученного результата непосредственно с замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Таким образом, специальная помощь детям с умственной отсталостью способствует их психологическому развитию, в частности, развитию речи, уровень которой, возможно, приблизится к норме. О том, как развивается речь у детей в норме, мы расскажем в следующем параграфе. Основные линии развития речи у детей младшего школьного возраста заключаются в смысловой полноте мыслей, сознательности и произвольности, препятствиях, которые затрудняют процесс овладения письменной речью: отсутствие мотивации, страх оценивания, переизбыток информации при отсутствии умения ее обрабатывать и усваивать, необходимость писать «по требованию», а не «по собственному желанию» (произвольность). Речь младших школьников в норме может достичь достаточно высокого уровня развития, т.к. она приобретает точность в структурном отношении, становится довольно развернутой, логически последовательной, социальной, а также, благодаря овладению письменной речью, дети овладевают умением точно и в соответствии с замыслом формулировать мысли и стилистически правильно и грамотно излагать свои мысли в письме. Далее кратко представим анализ эмпирического исследования динамики развития речи младших школьников с диагнозом умственная отсталость легкой степени. Методологические принципы работы с речью младших школьников с диагнозом умственная отсталость легкой степени были обособлены такими положениями: Утверждение проектной формы работы. Использование системы творческих заданий на уроках по методологии Т. А. Колпаковой. Реализация психокоррекции методом стихосложения. В структуру деятельности психокоррекции вошли такие звенья как обдумывание, обсуждение возможных вариантов ответов (недостающее слово, рифма), доказательства, отстаивание своей позиции, децентрация, критика, сочинительство и т.д. Для исследования возможностей проекта «Стихосложение» для развития речи младших школьников с диагнозом умственная отсталость легкой степени были подобраны задания, адекватные для таких детей, а затем проведено пилотажное исследование, с использованием этих заданий, чтобы адаптировать полноценный проект под их возрастные и психологические особенности, присущие детям с данным дефектом. Продуктом проекта стало развитие таких важнейших функций речи, как метафоричность и ритмичность, а также совершенствование композиции речевого высказывания. Кроме того, такая работа улучшит способность детей к совместной деятельности друг с другом и со взрослым. Всего было проведено 10 занятий на темы: «Новый год», «23 февраля», «8 марта», «1 мая», «9 мая», «День рождения», «Каникулы», «День знаний», 2 диагностических занятия на свободную тему. В проекте участвовали: Д (9,9), А (9, 11), А2 (8,11), К (8,8), К2 (9, 10), В (8,8). Диагноз всех подопечных - F70 - легкая степень умственной отсталости. Патопсихологическое обследование детей показало, что при хорошем внимании и хорошей механической памяти получение новых знаний и закрепление полученных у детей проходит очень тяжело с выпадением больших объемов, которые приходится заучивать вновь и вновь. Способность к абстрактному мышлению практически отсутствует, однако хорошо развит описательный тип мыслительных процессов. Подлинное образование понятий оказывается недоступным. Очень слаба способность к отвлечению и обобщению. Плохо понимается смысл прочитанного. Правильно воспринимая предметы и их изображения, дети, затрудняются в их сравнении, установлении существующих между ними внутренних связей. В вербальных проявлениях демонстрируют весьма скудный лексикон, узкие формы и малословие. Пересказ или заучивание наизусть чревато очень большими физическими затратами, а учитывая недостаточную функциональность постоянной памяти - выученное быстро исчезает из нее. Среди эмоциональных проявлений дети жестко привязаны к конкретной ситуации, действия, как правило, не располагают к долгому достижению цели, в рассуждениях преобладает негативизм. Таблица 1-Сравнительный анализ пре- и посттеста. «Составлено автором» Имя участника Претест Посттест Ориентировка в понятиях Подбор рифмы в стихе Нахождение ошибок Исправление ошибок Составление рассказа Интонация Употребление прилагательных Работа в группе Ориентировка в понятиях Подбор рифмы в стихе Нахождение ошибок Исправление ошибок Составление рассказа Интонация Употребление прилагательных Работа в группе Д 1 2 2 1 1 0 0 2 2 3 3 2 2 2 2 2 А 1 1 0 0 1 0 0 1 2 2 1 1 2 2 2 2 А2 1 1 2 1 1 0 0 1 2 2 1 1 2 2 2 2 К 0 1 1 1 1 0 0 0 1 1 2 1 1 1 2 2 К2 1 1 0 0 1 0 0 0 1 1 2 1 1 1 2 2 В 0 0 1 0 1 0 0 0 1 2 1 1 1 2 2 2 В соответствии с таблицей 1 наиболее сложной формой для испытуемого Д оказался раздел Посттест, а именно подбор рифмы в стихе и нахождение ошибок. Наименьшую сложность вызвал Претест в рамках работы над нахождением ошибок, исправлением ошибок у испытуемого А. В равной степени испытуемые справились с интонациями, употреблением прилагательных, работой в группе. Рисунок 1- Результаты претеста «Составлено автором» В соответствии с рисунком 1, самые высокие показатели определены у испытуемых А и Д. Самые низкие показатели у испытуемых К и К2. Результаты претеста показали, что ориентировка в стихотворных понятиях опирается на шаблонные, второстепенные признаки (например, «стихотворения узкие», «мы их учим») или отсутствует как таковая. В посттесте почти все участники проекта дали определения, содержащие в себе характерные для понятий признаки и даже привели примеры, поэтому можно сказать, что ориентировка в понятиях «рифма», «ритм» и «стихотворение», необходимых для деятельности словесного творчества поднялась до уровня псевдопонятия. Объем составляемого рассказа у некоторых детей в посттесте составил от 2 до 5 простых предложений в отличие от результатов претеста (максимум 1 простое описательное предложение, без построения сюжета, например: «Лунтик-фиолетовый, родился на луне, дружит с Кузей»). Нужно заметить, что в посттесте содержание рассказа сведено к характеристике героя, а не составлению полноценного рассказа. Конечно, в рассказах нет завязки, кульминации и развязки, тем не менее, следует отметить, что в посттесте дети самостоятельно составляют рассказ в противовес голой констатации по картинкам. В рассказах посттеста и спонтанной речи появляются единичные прилагательные, тогда как в претесте употребление таковых не наблюдалось. Таким образом, мы видим, что специально организованная деятельность словесного творчества оказалась эффективной для речевого развития младших школьников с диагнозом умственная отсталость легкой степени. Таким образом, можно сделать вывод, что специально созданные условия деятельности в проекте «Стихосложение» способствуют развитию речи младших школьников с диагнозом умственная отсталость легкой степени. Выводы Владение речью всегда имело огромное значение в психическом развитии, а, как мы знаем, речь появляется с самого детства. Так, в речи младших школьников интенсивно набирается словарный запас и усваивается мор¬фологическая система языка, на котором говорят окружающие, происходит совершенствование фонематической стороны языка и связной речи. Кроме того, появляется принципиально новый вид речи - письменная, которая кардинально меняет психическое развитие, поднимая его на новый этап. В глобальном смысле, благодаря речи поведение человека становится произвольным, на более высоком уровне происходит общение, высокого уровня достигает волевое поведение, планирующие способности, человек научается управлять своим развитием, т.е. речь необходима для полноценного развития интеллектуальных функций и личностного развития человека. В противовес развитию речи младших школьников в норме, речь детей с диагнозом умственная отсталость легкой степени кардинально отличается: у таких детей практически нет мотивации к общению, маленький словарный запас, и конструкция предложений может быть несвязной, непонятной, что усложняет взаимодействие с окружающими и полноценное психологическое развитие. В настоящее время увеличивается количество вопросов о развитии умственно отсталых младших школьников. Известно, что без полноценного речевого развития, не происходит полноценное психическое развитие, поэтому речь необходимо развивать. Также мы знаем, что развитие происходит в деятельности, поэтому нами была рассмотрена проектная форма обучения, где деятельность словесного творчества направлена именно на развитие речи. Проектное обучение развития речи в контексте словесного творчества реализуется и имеет успех. Например, проект «Стихосложение» И.П. Греховой показал эффективность проектной формы словесного творчества, которое способствует развитию различных аспектов речи, в зависимости от возраста. Существуют и уже реализованы и другие проекты по словесному творчеству под руководством других сотрудников кафедры психологии Сургутского Государственного Университета. Среди них есть и проекты, проводимые с умственно отсталыми детьми, которые также показали свою эффективность и возможность приближения речи детей к норме. Автором исследования подобраны и адаптированв задания по проекту «Стихосложение» для младших школьников с диагнозом умственная отсталость, провели пилотажное исследование для таких детей с использованием адаптированных заданий, по полученным результатам пилотажного исследования, адаптировали проект «Стихосложение» для младших школьников с диагнозом умственная отсталость легкой степени и реализовали проект в жизнь. Нами было проведено 10 занятий, по результатам которых мы можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась: нам удалось повлиять на качество произносительной стороны речи, способствовать совершенствования связности слов в предложении и предложений между собой; содействовали увеличению словарного запаса; содействовали развитию мотивационной стороны речи.