Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным как с психологической, так и с социальной точки зрения. Именно данный возрастной период является чувствительным для проявления акцентуированных черт характера, которые наиболее ярко выделяются в процессе межличностного взаимодействия. Одной из особенностей подросткового возраста является интимно-личностное общение, которое одновременно является ведущей деятельностью в данном возрасте, а, следовательно, крайне важным процессом для любого подростка. В подростковом возрасте усиливается потребность в социальной, пространственной, личной и социально - личностной автономии, что влечет за собой кардинальные изменения в представлениях о социуме, семье, а также о понятиях «уединение» и «одиночество». Чувство одиночества в подростковом возрасте связано с возрастными трудностями и психологическим становлением личности, а поэтому является основной причиной выраженной потребности в общении со сверстниками и заинтересованности в своей социальной значимости и роли в группе. Формирование сферы межличностных отношений осуществляется по мере созревания главных личностных механизмов, к которым относятся эмоциональная возбудимость, большая устойчивость эмоциональных переживаний, способность к адекватному переживанию страха и проявление тревоги, избегание, либо полное отсутствие противоречивости чувств, а также возникновение переживания не только по поводу оценки. Для данного кризисного периода жизни характерно возникновение различных форм нарушения поведения, которые во многом обусловлены акцентуацией характера. Чрезмерно выраженные, несбалансированные акцентуации характера могут быть потенциальными причинами для формирования девиантного поведения, а также представляют собой риск возникновения патологий различного типа [3; 15; 16]. Выделяют две степени выраженности акцентуаций характера. Под явной акцентуацией понимают наличие довольно постоянных черт характера, которые относятся к крайним вариантам нормы. Заострение черт могут быть вызваны в большей степени наличием стрессовой ситуации и наблюдаться в течении длительного периода. В подростковом возрасте черты характера заостряются, а при воздействии психогенных факторов, могут наблюдаться нарушения адаптации и отклонения в поведении. Под скрытой акцентуацией понимают появления черт характера в рамках обычной нормы. В привычных ситуациях черты определенного типа проявляются крайне слабо или не проявляются вовсе [6; 8; 12; 13]. В развитии акцентуаций характера выделяют такие динамические изменения как транзиторные и стойкие. К транзиторным изменениям относят острые аффективные реакции, психоподобные изменения и возникновение психогенных психических расстройств. К группе стойких изменений принадлежат трансформация явных в скрытые, под воздействием неблагоприятных факторов развития личностных расстройств (психопатий), слияние похожих типов или наоборот доминирование [2; 4; 11; 21]. Согласно отечественным и зарубежным исследованиям аутоагрессия в большей степени характерна для подростков с сенситивной и эпилептоидной акцентуациями. В свою очередь, агрессия, направленная на окружающих, - для гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуаций. Уход от решения ситуации и концентрация на своем мнении обнаруживается у школьников с неустойчивой и шизоидной акцентуациями характера. Демонстрация истерических проявлений выявлена у подростков с демонстративной, эпилептоидной и лабильной акцентуациями [1; 14; 18-20]. Следовательно, на фоне акцентуаций характера при воздействии неблагоприятных факторов у подростков могут возникнуть девиации поведения - делинквентность, алкоголизация, наркомания, суицидальное поведение [5; 7]. Отметим, что ведущим новообразованием подросткового возраста является способность выстраивать межличностные отношения. Посредством коммуникации реализуется и удовлетворяется важная потребности подростка - принадлежать группе. Формирования межличностных отношений осуществляется по степени созревания таких главных личностных механизмов, как эмоциональная возбудимость, устойчивость эмоциональных переживаний, способность к адекватному переживанию страха и тревоги, избегание или полное отсутствие противоречивости чувств, возникновение переживания относительно успешности проявления себя во взаимодействии, ощущение принадлежности к группе, высокие требования к дружбе [10]. Акцентуации характера влияют на процесс общения, привнося в него личностные черты. Агрессивные, манипулятивные и тревожные черты могут проявляться в манеры общения и способности слушать собеседника, в уровне понимая его эмоций и чувств. В случае неудовлетворения потребности в общения и эффективном выстраивании межличностных отношений может возникнуть недовольство своим положением и ролью, выполняемой в социуме, что может повлечь за собой проявления замкнутости, отстраненности, агрессивности, психоэмоциональной напряженности и тревожности. Следовательно, трудности возникающие в процессе взаимодействия с другими людьми могут являться причиной эмоциональной нестабильности подростка, что обуславливает заострения акцентуированных черт личности [17; 22]. Явным показателем проявлений акцентуаций характера у подростков являются различные конфликты школьника с его непосредственным окружением, что выражается в виде протеста против школьных и семейных правил, психоэмоциональной нестабильности, недостаточной терпеливости и сдержанности, наличия грубости и дерзости, аффективных вспышек. В случае влияния неблагоприятных факторов возможны правонарушения со стороны подростка. Однако, другие акцентуанты могут отличаться активностью, повышенной креативностью и творческой энергией, дружелюбностью и общительностью [9; 23]. Таким образом, остается актуальным проблема дисгармоничного развития характера в подростковом возрасте. Дисгармоничное развитие личности обуславливает возникновения трудностей в адаптации подростка, в построении им межличностных отношений и дальнейшей профессиональной реализации. Важным в диагностике акцентуаций характера в подростковом возрасте является определение возможной вероятности трансформации акцентуаций в психопатологию, склонности школьника к аддиктивному и делинквентному поведению, а также проявление тревожности и агрессивности в процессе взаимодействия. Целью данной статьи является анализ особенностей межличностного взаимодействия подростков с различными акцентуациями характера. В ходе работы нами была выдвинута гипотеза о том, что для подростков с различными акцентуациями характера свойственны различные типы межличностного взаимодействия. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ Выборку исследования составили 220 школьников МБОУ «Школа-лицей» №3 им. А.С.Макаренко», МБОУ «СОШ №4», МБОУ «СОШ №40», МБОУ «СОШ №18», МБОУ «СОШ №43» и МБОУ «СОШ №31» г. Симферополя, из них 110 девочек и 110 мальчиков. Средний возраст испытуемых 14,5±0,8 лет. Выборка школьников однородная по социальным и возрастным критериям: 100% испытуемых воспитываются в полных семьях и проживают совместно с родителями, у них отсутствуют психиатрические и невропатологические диагнозы. Критерии исключения: неполная семья, неблагополучная семья (алкоголизация родителей), инвалидность родителей и/или ребенка, состоит на учёте у нервопатолога, проявления девиантного поведения, наличие психических заболеваний у близких родственников. Акцентуации характера в рамках данного исследования относятся к норме (не соответствуют ни одному из критериев психопатий Ганнушкина-Кербикова) и характеризуют подростков исключительно с точки зрения особенностей проявления определенных характерологических черт в ситуациях межличностного взаимодействия. В соответствии с целью данного исследования и проверки выдвинутой гипотезы использовали следующие патопсихологические и психологические методы и методики исследования. С целью выявления преобладающего типа акцентуации характера и темперамента личности использовали Тест-опросник, разработанный К. Леонгардом, в модификации Г. Шмишека. Автор опросника выделяет 4 типа акцентуации характера (педантичный, демонстративный, возбудимый и застревающий) и 6 типов акцентуаций темперамента (дистимический, циклотимический, эмотивный, гипертимический, тревожно-боязливый, аффективный). Проявлении акцентуации характерно для лиц, у которых показатель 19 и более баллов. Возможно сочетание нескольких типов акцентуаций, однако ведущим типом является один-два. С помощью методики «Диагностики межличностных отношений», разработанной Т.Лири выявляли доминирующий тип отношений к другим людям в самооценке и взаимооценки. В оценки межличностных отношений выделяют два основных фактора «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность», которые в свою очередь делятся еще на 8 признаков: авторитарный, эгоистический, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный и альтруистический. Определение характерных типов межличностного взаимодействия у подростков с различными акцентуациями осуществлялось с использованием непараметрического метода χ2-критерий Пирсона. Математическая обработка данных выполнялось с помощью компьютерного пакета статистических программ Statistica версия 20. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ По результатам исследования с помощью теста-опросника диагностики акцентуаций характера выявили следующие преобладающие типы акцентуаций характера в выборке подростков. Данные представлены в процентном соотношении (табл.1). Таблица 1 - Процентное соотношение акцентуаций характера среди подростков Акцентуация характера Групповые показатели Демонстративная 22,70% Гипертимическая 19,50% Циклотимическая 18,30% Застревающая 13,50% Тревожно-боязливая 10,40% Педантичная 9,30% Дистимическая 6,30% Из табл.1 видно, что наиболее распространенными среди подростков является демонстративная, гипертимическая и циклотимическая акцентуации характера, а наименее распространенными - педантичная и дистимическая акцентуации. Примечательным является то, что ни у одного испытуемого не было обнаружено эмотивной, возбудимой и аффективной акцентуации характера. На следующем этапе исследования выявляли характерный тип межличностных отношений у подростков в зависимости от преобладающего типа акцентуации. В табл.2 представлены процентное соотношение выраженности типов межличностных отношений у подростков с разным типом акцентуации. Таблица 2 - Типы межличностных отношений у подростков в зависимости от типа акцентуаций характера Тип межличностного взаимодействия Тип акцентуации характера Агрессивный Авторитарный Эгоистичный Подозрительный Дружелюбный Альтруистический Зависимый Подчиняемый Демонстративная 31,5% 36,8% 37,3% 42,5% 37,3% 37,5% 49,2% 29,1% Гипертимическая 45,9% 47,1% 48,4% 19,8% 55,2% 23,7% 50,2% 34,1% Циклотимическая 47,7% 60,5% 29,1% 42,1% 20,1% 59% 37,2% 21,2% Застревающая 49,1% 31,7% 52,4% 42,3% 44,3% 20,1% 58,7% 36,5% Тревожно-боязливая 37,7% 49,6% 49,6% 12,3% 56% 44,3% 33,2% 48,7% Педантичная 46,7% 54,6% 43,3% 47,5% 45,8% 51,3% 39,5% 29,1% Дистимическая 16,7% 27,4% 36,4% 25,8% 27,8% 20,9% 18,5% 25,5% Согласно данным, представленных в табл.2, для 55,2% подростков с гипертимной акцентуацией характерен дружелюбный тип межличностного взаимодействия. У 60,5% испытуемых с циклоидной акцентуацией преобладает авторитарный и у 59% альтруистический тип межличностного взаимодействия. У 58,7% подростков с застревающей акцентуацией в процессе взаимодействия с другими людьми доминирует зависимый тип. У 54,6% педантичных акцентуантов выявлен авторитарный тип межличностных отношений. Для 56% школьников с тревожно-боязливой акцентуацией характерно в процессе межличностного взаимодействия проявлять дружелюбие. С целью выявления взаимосвязи между акцентуациями характера и типами взаимодействия подростков с окружающими статистический критерий корреляции χ2-Пирсона. На рисунке 1 представлена корреляционная плеяда акцентуаций характера (демонстративная, циклоидная и гипертимная) и типов межличностного взаимодействия в выборке подростков. Рис. 1 - Корреляционные плеяды акцентуаций характера и межличностного взаимодействия в группе подростков Согласно результатам корреляционного анализа, у подростков с демонстративной акцентуацией характера обнаружена обратная связь с авторитарным (χ2=-0,62, при р<0,001), а также прямая связь с дружелюбным (χ2=0,60, при р<0,001) и зависимым (χ2=0,54, при р<0,001) типами межличностного взаимодействия. Выявлена прямая взаимосвязь циклотимической акцентуации характера с авторитарным (χ2=0,53, при р<0,001) и эгоистическим (χ2=0,64, при р<0,001), а также обратная связь с подозрительным (χ2=-0,7, при р<0,001) типами межличностного взаимодействия. Определена прямая связь гипертимической акцентуации с эгоистическим (χ2=0,60, при р<0,001) и обратная связь с альтруистическим (χ2=-0,61, при р<0,001) типом взаимодействия подростков окружающими. Диагностируется прямая корреляция тревожно-боязливой акцентуации с подозрительным типом межличностного взаимодействия (χ2=0,53, при р<0,001). Рис. 2 - Корреляционные связи акцентуаций характера и межличностного взаимодействия в выборке подростков На рисунке 2 представлена обратная корреляционная связь педантичной акцентуации характера с агрессивным (χ2=-0,70, при р<0,001) и прямая связь с эгоистическим (χ2=0,75, при р<0,001) типами межличностного взаимодействия. Выявлена прямая взаимосвязь застревающей (χ2=0,69, при р<0,001) и дистимической (χ2=0,65, при р<0,001) акцентуаций характера с агрессивным типом взаимодействия личности с окружением. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Согласно результатам исследования, у 22,7% подростков преобладают демонстративный тип акцентуации характера, который в большей степени характерен для девочек, так как подростковый возраст является «пиком» женской идентичности, и формирования женственных черт. В свою очередь, демонстративные черты приобретают характер манер для привлечения внимания с целью заявить о себе социуму, проявить себя, «показать» себя. Подростки с гипертимической акцентуацией (19,5%) отличаются повышенной активностью и оптимистическими взглядами. Для них характерно энергичность и коммуникабельность, начинать новое дело не завершив старое, быстрое пресыщение монотонной работой и частая смена увлечений. У 18,3% подростков преобладает циклотимическая акцентуация, что характеризуется сменами настроения, которые зависят от внешних факторов. В период приподнятого настроения проявляются желания активной деятельности, общительность и возникает множество идей в голове, и наоборот, в моменты упадка настроения обнаруживается замедленность психических процессов и реакций, подавленность и отсутствие желания взаимодействовать с окружающими. Отметим, что лишь у 6,3% подростков доминирует дистимическая акцентуация, что отличает их серьёзностью, угрюмым и подавленным настроением, замкнутостью. Эти школьники медлительны, молчаливы, характеризуются слабостью волевых усилий. Они готовы подчинятся тем, кто с ними дружит. У 49,2% демонстративных акцентуантов проявляется зависимое поведение в процессе взаимодействия с другими, что характеризуется неуверенностью в себе, наличием страхов и опасений, зависимостью от мнения других. Также 42,5% данных акцентуантов враждебно и подозрительно относятся к другим людям, злопамятны. В процессе межличностного взаимодействия 50,2% подростков с гипертимической акцентуацией опираются на чужое мнение и тревожатся по незначительным поводам, а 48,4% испытуемых с данной акцентуацией проявляют самовлюбленность, разрешение трудных вопросов перекладывают на других и стремятся быть выше окружающих их людей. С одной стороны, подростки с циклотимической акцентуацией (60,5%) проявляют властность и авторитарность в отношениях со сверстниками, лидирующую позицию в коллективе и группе. С другой стороны, 59% испытуемых с циклотимической акцентуацией ответственно относятся к различным поручениям, стремятся помочь другим в ущерб себе и своим интересам. Подобная тенденция может указывать на резкие перемены в настроении, когда в периоды дистимии подростки могут демонстрировать властность, а в периоды гипертимии - альтруизм. В основе авторитарного и альтруистического типа межличностного взаимодействия лежит потребность в признании, однако пути удовлетворения данной потребности диаметрально противоположны. Застревающие акцентуанты, которые мало общительны, недоверчивы, ригидные в своих взглядах и убеждениях, проявляют неуверенность в себе и зависимость от других людей (58,7%), а также честолюбие и заносчивость в отношении с окружающими (52,4%), что приводит к конфликтным ситуациям. Для подростков с тревожно-боязливой акцентуацией характерно проявление дружелюбия, тенденция радовать других, для них важно принятие и социальное одобрение (56%). Они покорны и пассивны во взаимодействии с другими людьми, приписывают себе вину и склонны уступать другим (48,7%). Однако, у 49,6% данных акцентуантов выявлено надменное и эгоистическое отношение в процессе взаимодействия с другими людьми, проявление властности. Отметим, что данное отношение личность может отыгрывать в микрогруппах или с более младшими, слабыми индивидами. Педантичные акцентуанты, которые характеризуются ригидностью и инертностью психических процессов, проявляют авторитарность и властность в отношении других людей, требуют, чтобы все было как они хотят (54,6%), а также всем недовольны, злопамятны, сомневаются во всем и постоянно жалуются на окружающих (47,5%). Подозрительность является одним из видов агрессии, в основе которой лежит убеждение о том, что другие что-то замышляют и хотят навредить (Басс, Дарки; 2002). Подростки с дистимической акцентуацией характера проявляют в отношениях с другими людьми эгоистичность и хвастливость, расчетливость в получении выгоды и перекладывание разрешение трудных вопросов на других (36,4%). В ходе корреляционного анализа выявлено, что для подростков с демонстративной акцентуацией характера свойственен дружелюбный тип общения (χ2=0,60, при р<0,001), что обусловлено особенностями данной акцентуации: направленности на окружающих, стремление быть в центре внимания. Также у них отсутствует выраженное доминирование в процессе общения, возможны трудности в социальной адаптации, проявляется склонность к подчинению, зависимы от мнения других (χ2=-0,62; χ2=0,54, при р<0,001, соответственно). Подростки с гипертимической акцентуацией характера ориентированы на себя и удовлетворение своих потребностей за счет других (χ2=0,60, при р<0,001), вместе с тем, проявляют некоторую независимость и склонность к соперничеству (χ2=-0,61, при р<0,001). В гипертимические периоды циклотимические акцентуанты могут демонстрировать в общении выраженную направленность на себя (χ2=0,64, при р<0,001) и склонность к доминированию (χ2=0,53, при р<0,001). В дисфорические периоды ситуация в общении меняется на противоположную и подростки проявляют скрытность и негативизм в общения, что демонстрируется в виде отказа контактировать с окружающими (χ2=-0,70, при р<0,001). Испытуемые с тревожно-боязливой акцентуацией характера испытывают сложности с налаживанием межличностного общения, проявляют обидчивость и злопамятность в процессе взаимодействия, жалуются на окружающих (χ2=0,53, при р<0,001). Подростки с дистимической акцентуацией характера, так же, как и школьники с застревающей акцентуацией, в общении могут проявлять резкость, жесткость и излишнюю прямоту в общении с окружающими, что обусловлено их эмоциональной холодностью и некоторой закрытостью внутреннего мира (χ2=0,65; χ2=0,69, при р<0,001, соответственно). Испытуемые с педантичной акцентуацией, напротив, не демонстрируют агрессию в общении (χ2=-0,70, при р<0,001), но ориентированы на себя, могут вести себя независимо и расчетливо (χ2=0,75, при р<0,001). ВЫВОДЫ Подростковый возраст является чувствительным к формированию и проявлению доминирующих акцентуаций характера, что обусловлено особенностями физиологического развития, а также социальной ситуацией развития. Общение является ведущей деятельностью подросткового возраста: именно в общении подросток ищет себя, реализует свои основные потребности и формирует характер. Наиболее распространенными среди подростков акцентуациями характера являются демонстративная, гипертимическая и циклотимическая. Все три акцентуации имеют сходные черты, которые выражаются в направленности на социум, выраженную потребность в общении и нахождении в центре внимания. Выявлены типы межличностного общения, которые являются специфическими для некоторых акцентуаций характера, среди которых можно выделить наиболее часто встречающиеся: эгоистичный тип межличностного взаимодействия, агрессивный тип межличностного взаимодействия, а также дружелюбный тип межличностного взаимодействия. Важно отметить, что проявление властности и агрессивности в процессе взаимодействия является характерной особенностью эмоциональной сферы в подростков возрасте. В данном возрастном периоде происходит второй этап сепарации с родителями посредством бунтов и агрессивных тенденций. С одной стороны, агрессия способствуют отделению подростка от родителей (Я от не Я), выстраиванию личностных границ и взрослению. С другой стороны, проявляя доминирование и самовозвеличивание над другими, самолюбование собой, подросток стремится к получению признания и внимания со стороны окружающих, отстаиванию позиций в группе.