ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-РЕГУЛИРУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ СПОРТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 14-16 ЛЕТ
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается развитие спортивных способностей в контексте системогенетической теории способностей В.Д. Шадрикова, приводятся данные об эффективности включения в учебно-тренировочный процесс психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие навыков саморегуляции лыжников-гонщиков 14-16 лет.

Ключевые слова:
способности, системогенез, саморегуляция, учебно-тренировочный процесс, регулирующие механизмы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Ориентация современного спорта на высокие достиже ния ставит перед спортивными психолога ми новые актуальные задачи. Успешность в спортивной деятельности напрямую зависит от уровня развития способносте й спортсме на. Понимание сущности и структуры способносте й, механизмов их развития нам предста вляется ваной профессиона льной компете нтностью современного психолога. С практической точки зрения для психолога спорта имеет особое значение системогенетический подход к пониманию природы способностей (автор В.Д. Шадриков) [8]. В рамках данной теории спортивные способности можно рассматривать как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успе шности и качественном своеобразии освоения и реализации спортивной деятельности» [8, с. 176]. Знание и понимание структуры способносте й, как совокупности функциональных, операционных и регулирующих механизмов, понимание закономерносте й их развития имеет принципиальное значе ние для практической психологии спорта. В.Д. Шадриков рассматривает развитие способносте й как следующий процесс: «развития функциональной системы, реализующе й конкретную психическую функцию, в совокупности ее компоне нтов и связе й; развития опера ционных ме ханизмов; развития оперативности в функциона льных систе ме и опера ционных механизмов; овладения субъектом своими познавательными способностями через рефлексию и овладение операционными механизмами в отношении конкретных психических функций» [8, с. 177]. Понимание развития способносте й как системогенеза конкретной функциональной системы позволяет охарактеризовать появление ее новообразований (операционных механизмов, регулирующих механизмов), их безотносительность к любому заранее установленному эталону, их обусловленность определенной зре остью функциона льных систе м [8, стр. 231]. Для успешности деятельности спортсмена особое значение имеет уровень развития функциона льных механизмов, который во многом определяется конституциональными особенностями и их соответствием требованиям конкретного вида спорта. Формирование операционных механизмов, их дальнейшее совершенствование говорит о качественно ином выполнении спортивной деятельности, повышении ее результативности. Как отмечает В.Д. Шадриков, «важнейшим моментом развития способностей является приспособле ние операционных механизмов к условиям деятельности» [8, с. 228], что применительно к условиям спорта означает приспособле ние к конкретному виду спортивной де ятельности. Так при занятии лыжным спортом формируется специфичная система операций, действий, котора я направленна на повышение продуктивности в целом. Особую роль в развитии способностей играет появле ние личностно-регулирующих ме ханизмов, которые отвечают за мотивацию, направленность спортивной де ятельности, ее произвольную регуляцию и саморегуляцию. Развитие личностно-ре гулирующих механизмов, по нашему мне нию, является приоритетным направлением профессиона льной деяте льности психолога в спорте. Если формирование и развитие операционных механизмов путем тренировки, в большей сте пени, составляет зону ответстве нности тренера в подготовке спортсме на, то развитие личностно-регулирующих механизмов, поддержание опитимального психического состояния спортсмена - задача психолога. Психическая готовность спортсме на к тренировочной и соревновательной деятельности, по мнению многих спортивных психологов, часто является опре деляющим фа ктором на пути спортсме на к успеху. Не ре дко встречаются ситуации, когда победу одерживают спортсмены, уступающие своим соперника м по функциональным или операционным составляющим, но преосходящие их по таким показателям, как эмоциональная устойчивость, сила воли способность к саморегуляции. Значимость психической готовности спортсме на к соревнованиям А.Ц. Пуни, характеризует ее та кими качества ми, как «оптимальный уровень эмоционального возбуждения, высокая степень помехоустойчивости к неблагоприятно де йствующим внешним и внутренним факторам, способность управлять своими действиями и чувствами в изменчивых условиях спортивной борьбы, в напряжённой и возбуждающей атмосфере соревнования [5]. Соревновательная деятельность требует высокого уровня психической выносливости, волевых качеств, самостоятельности, способности сохранять эмоциона льную устойчивость. Регуляция психических состояний спортсменов многими авторами рассматривается как научное направление исследований, имеющее выраженное прикладное значение. Основной целью регуляции является формирование особого психического состояния, способствующего наиболее полному проявле нию спортсменом физических и технических возможносте й. Так, в работа х В.Э. Мильмана отмечается, что результативность соревновательной деятельности определяется психической надежностью спортсмена, которая включает «соревновательную эмоциональную устойчивость; способность к саморегуляции и умение произвольно регулировать состояния эмоциональной, двигательной и функциональной сфер; мотивационно-энергетический компонент, отражающий состояние внутренних потребносте й, способствующих более полному проявлению возможносте й спортсме на; помехоустойчивость как устойчивость функционального состояния и двигательных компонентов в ситуациях различной напряженности» [5]. А.Ц. Пуни указывает на то, что готовность спортсмена к соревнованиям включает: «уверенность в себе; высокую помехоустойчивость; способность к саморегуляции; мотивационный компонент - желание спортсмена бороться до конца несмотря на неудачи; оптимальный урове нь эмоционального возбуждения» [5]. Психическая са морегуляция является ключевым аспектом ре ализации двигательных резервов, так как она непосредстве нно связана с субъектом спортивной деятельности - личностью спортсмена и обусловлена развитием необходимых для этого психических функций. Г.Д. Горбунов выде ляет четыре группы способов са морегуляции психических состояний: «1) способность к отключению / переключению внимания; 2) контроль и ре гуляция тонуса мимических мышц и скелетной мускулатуры, темпа движений и речи с помощью специальных дыхательных упражнений; 3) способность к самовнушению, самоубеждению через сюжетные представления и воображение; 4) варьирование целеполагание м, создание систе мы ценностных ориентаций (предоставление себе пра ва на ошибку, оптимизация реакции на критику, объективное соотнесение задач деятельности и своих возможносте й в ней)» [1]. О необходимости обучения спортсменов приемам и методам психорегуляции говорит в своих работа х А.В. Родионов. Он указывает на следующие этапы психологической подготовки спортсме нов: знакомство с сущностью психорегуляции и ее методикой; овладение приемами психорегуляции под руководством тренера или психолога; самостоятельные упражнения в регуляции психического состояния [4]. Спортивный психолог Л.Г. Уляева указывает на то, что «существует целая группа методов оперативной психорегуляции, которые приме няются для срочной корре кции состояния спортмена» [6, с. 23]. Под психорегуляцией в спорте, всле д за Махиной С.В., Уляевой Г.Г. мы буде м понимать «комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующе го наиболее полной реализации е го потенциальных возможностей» [6, с. 184]. По мнению авторов, «это достигается за счет специальных центрально-мозговых перестрое к, в результате че го создается такая интегративн я деятельность организма, которая концентрированно и наиболее рационально направляет все его возможности на достижение высшего спортивного результата» [6, с.185]. Таким образом, обучение психорегуляции спортсменов - это, в первую очере дь, психологическа я задача, решение которой зависит от сотрудничества спортсме на, тренера и психолога. Обзор научных иссле дований по пробле ме факторов, определяющих результативность деятельности спортсмена, позволяет говорить о значимой роли в этом процессе именно личностно-регулирующих ме ханизмов. Цель иссле дования: выявить эффективность формирования личностно- регулирующих механизмов лыжников-гонщиков 14 - 16 лет в подготовке их к тре нировочной и соревновательной деятельности. Объект иссле дования: личностно-регулирующие ме ханизмы лыжников-гонщиков 14 - 16 лет. Предмет исследования: процесс формирования личностно-регулирующих механизмов лыжников-гонщиков 14 - 16 лет. Гипотеза исследова ния: формирование у лыжников-гонщиков 14 - 16 лет личностно-ре гулирующих ме ханизмов (в частности, на выков саморегуляции) повысит эффе ктивность их тренировочной и соревновательной деятельности. В исследовании приняли участие воспитанники детско-юношеской спортивной школы по лыжным гонка м в возрасте 14 - 16 лет в количестве 20 челове к. Стаж за нятий в спортивной се кции всех испытуе мых составлял примерно 3 - 4 года. Участники исследования имели спортивную квалификацию I - II взрослый разряд. Испытуемые были разде лены нами на две группы: контрольная и экспериментальная группы. Использовались следующие методы: оценка психической на дежности (опросник В.Э. Мильма на); оценка ситуативной тревожности (опросник тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ха нина). В качестве показате лей успешности спортивной деятельности мы использовали результаты тестов по определению уровня специальной физической подготовленности: 1) оценка скоростных качеств: бег 60 м - выполнялся с высокого старта, на стадионе; фиксировалось время преодоле ния дистанции в секундах; 2) оценка специальной выносливости: кросс по пересече нной местности 2000 м. - выполнялся во время контрольных тренировок; фиксировалось вре я преодоле ния дистанции в минутах и секунда х; 3) оценка специальной выносливости: лыжная гонка классическим стилем на 3 км. - выполнялась во время контрольных тре нировок; фиксировалось время преодоле ния дистанции в минутах и секундах; Метод оценки спортивных достижений использовался нами для оце нки эффективности применения психологической подготовки в учебно-тре нировочном процессе. Для этого нами анализировались результаты выступле ний каждого спортсмена контрольной и экспериме нтальной групп в соревнованиях по лыжным гонкам. Качественный показатель спортивных достижений определяется местом, занятым в соревнованиях. Спортивный результат считался официальным, если он был зафиксирован в итоговом протоколе проведенного состязания. Спортивные достижения испытуемых мы оценивали на основе анализа итоговых протоколов соре внований. Для сравне ния показате лей испытуе мых контрольной и экспериме нтальной групп мы использова ли методы математической статистики и анализа да нных (расчет сре дних значе ний изучае мых показате лей, критерий U - Манна - Уитни). На этапе первого констатирующе го среза было уста новлено, что спортсме ны обеих групп не име ют достоверных различий в сравниваемых параметрах. На этапе формирующего экспериме нта со спортсменами экспериментальной группы проводился социально-психологический тре нинг, направленный на решение следующих задач: обучение техник м расслабления, снятия явлений утомления; освоение техник снятия мышечных напряжений, психофизиологических «зажимов»; овладение приемами самовнушения и сосредоточения внимания; овладение приемами поддержания и/или повышения работоспособности; формирование волевых качеств (настойчивости, це леустремленности, помехоустойчивости). Тренинг проводился в режиме два раза в не делю на протяжении четырех месяцев. В ходе исследования были получены данные о том, что формирование у лыжников-гонщиков 14 - 16 лет личностно-регулирующих механизмов (в частности, на выков саморегуляции) способствует повышению эффективности как тренировочной, так и соревновательной деятельности. Результаты сравнительного анализа показывают наличие достоверных различий в показателях психической надежности и ситуативной тре вожности спортсменов двух групп после прове дения формирующе го экспериме нта (см. табл.1). Таблица 1. Ана лиз достоверности различий результатов испытуемых двух групп до и после формирующе го эксперимента (U эмп.) Показатели До После Показатели психической надежности Соревновательная эмоциона льная устойчивость 34 26 Саморегуляция 40,5 8 Мотивационно - энергетический компоне нт 41 45.5 Стабильность и поме хоустойчивость 47 19.5 Показатели ситуативной тревожности Ситуативная Тревожность 21 6.5 Соревновательная личностна я Тревожность 28.5 1 P.S. Критические значе ния составляют для p≤0,01 Uкр=19, для p≤0,05 Uкр=27. В ходе иссле дования были получе ны данные о достоверном изменении показате лей психической надежности и личностной тревожности в экспериментальной группе после проведения тренинговых за нятий, направленных на формирование личностно-регулирующих механизмов (в частности, навыков саморегуляции). У спортсменов экспериме нтальной группы было отмече но повышение результатов по показате лю саморегуляции, что говорит о том, что в результате за нятий, испытуе мые овладели навыками произвольной регуляции своих эмоций, научились влиять на них и контролировать. Подобных изменений в контрольной группе спортсменов не произошло. Напротив, отмечается сниже ние показателя психической надежности, что, в частности, связано с тем, что повторный констатирующий срез проводился в соре вновательный период годичного цикла подготовки, когда значительно уве личивается урове нь эмоциона льного напряже ния, нарастает утомляемость спортсме нов. В экспериментальной группе этого явления удалось избежать, благодаря внедрению в учебно-тренировочный процесс психологической подготовки спортсме нов. Эффективность применения социально-психологического тренинга по формированию личностно-ре гулирующих механизмов была подтверждена результатами тестирова ния физической подготовленности спортсме нов контрольной и экспериментальной групп до и после формирующего эксперимента (см. табл.2). Таблица 2. Результаты тестирова ния физической подготовле нности спортсме нов контрольной и экспериме нтальной групп (ср. ба лл) Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа До После До После Бег 60 м ( в сек.) 10 9.89 9.55 9.49 Кросс 2000 м (в мин) 8.30 8.23 8.30 8.09 Лыжная гонка 3 км (в мин) 11.26 11.29 11.24 10.37 У спортсменов экспериментальной группы была выявлена положительная динамика по все м показателям физической подготовленности, что проявилось в сокращении времени выполнения тестов. Так, у спортсме нов экспериме нтальной группы в среднем сократилось время выполнения бега на 60 м. - на 6 се к., кросса 2000 м. - на 21 се к., а лыжной гонки 3 км. - на 1 мин.27 сек. В соревновательных условиях эти различия во вре мени прохождения дистанции могут иметь решающее значе ние для результативности выступления спортсмена. Данные тестирования были подтвержде ы применением метода оценки спортивных достиже ний. Оценка спортивных достиже ний лыжников-гонщиков 14-16 лет проводилась на основе анализа их результативности в следующих соревнованиях: соревнования по лыжным гонкам ЮАО «Новогодняя гонка»; Открытое первенство по лыжным гонкам в рамках Московской Спартакиады «Спорт для все х»; Первенство школы по лыжным гонкам (отбор на Чемпионат Москвы). В экспериментальной группе 100% спортсменов улучшили свои спортивные результаты. Так, результативность выступления на соре внованиях следующих спортсменов изменилась достаточно значите льно: Виктория С. - занятые места: 18 - 5 - 1; Юлия К. занятые места: 26 - 7 - 4; Петр Т. занятые места: 33 - 19 - 4 места; Иван Ш., занятые места: 35 - 30 - 16 места и др. Было отмече но, что изме нение показателей спортивных результатов более выра жены у девуше к, чем у юноше й. В контрольной группе только 60% спортсме нов улучшили свои предыдущие показатели выступлений на соревнованиях. При этом отмечается, что в экспериме нтальной группе результаты носят более стабильный характер, не было спортсме нов, которые бы ухудшили свой результат на после днем из трех сравниваемых соревнований. Судя по статистике выступлений в соревнованиях, спортсмены экспериментальной группы в ответственных соревнованиях заняли более высокие места, чем спортсмены контрольной группы. При этом объем и инте нсивность тренировочных нагрузок, были одинаковыми в обеих группа х. Лыжники экспериментальной и контрольной групп тренировались по единому тренировочному плану. Результаты повторного констатирующего экспериме нта свидетельствуют о том, что у спортсменов экспериментальной группы не только улучшились показатели физической подготовле нности, но и, по субъективным критериям, улучшилось самочувствие, увеличилась скорость восстановления после тренировок и соревнований. Полученные результаты позволяют утверждать, что целенаправленное формирование личностно-регулирующих механизмов в ходе тренировочного процесса дают возможность спортсменам успешно оптимизировать психофизическое состояние, что способствует улучше нию тренировочной и соревновательной деятельности. Выполненное нами исследование позволяет делать следующие выводы: 1. Разработанная программа социально-психологического тре нинга, направленная на формирование у лыжников-гонщиков 14 - 16 лет личностно-регулирующих механизмов (в частности, навыков саморегуляции) способствова ла повышению эффективности тренировочной и соревновательной деятельности. 2. Оценка эффективности программы формирования личностно-регулирующих механизмов (в частности, навыков саморегуляции) лыжников-гонщиков 14 - 16 лет позволяет говорить о следующих изме нениях в психическом состоянии спортсме нов экспериме нтальной группы: улучшились показатели психической надежности спортсме нов (соревновательная эмоциона льная устойчивость, саморегуляция; стабильность и помехоустойчивость); до умеренного уровня снизились показатели ситуативной и соревновательной тревожности спортсме нов; улучшились показатели специальной физической подготовленности спортсменов; повысились показатели спортивной результативности спортсменов. В контрольной группе значимых изме нений по указанным показателям выявлено не было. Таким образом, успешная подготовка спортсменов должна рассматриваться как процесс развития профессиональных спортивных способностей в совокупности функциональных, операционных и регулирующих механизмов, понимаемый как системогенез спортивных способносте й. Представленные результаты позволяют также говорить о важности развития регулирующих механизмов способностей спортсменов и необходимости включения психолого-пе дагогических мероприятий, направленных на их развитие в практическую деятельность спортивного психолога.
Список литературы

1. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта: учебное пособие / Г.Д. Горбунов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2014. - 312 с.

2. Махина С.В., Уляева Г.Г. Роль психорегуляции в системе психологической подготовки спортсменов с ограниченными возможностями. Живая психология. 2015. Т. 2. № 2 (6). С. 179-186.

3. Психология спорта: Монография. - М.:МГУ, 2011. - 427 c.

4. Родионов, A.B. Психология физической культуры и спорта [Текст] / A.B. Родионов. - М.: Академия, 2010. - 368 с.

5. Спортивная психология : учебник для академического бакалавриата / В. А. Родионов [и др.] ; под общей редакцией В. А. Родионова, А. В. Родионова, В. Г. Сивицкого. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 367 с.

6. Уляева Л.Г. Специфика психотерапии в спорте. Живая психология. 2017. Т. 4. № 1 (13). С. 15-24.

7. Уляева Л. Г. Комплексная методика повышения психологической готовности спортсменов в период соревновательной деятельности: методические рекомендации. Учебно-методическое пособие. - М.: ООО «Торговый дом «Советский спорт», 2020. - 176 с.

8. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека: монография / В. Д. Шадриков. - Москва : Институт психологии РАН, 2013. - 464 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?