ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У ЮНЫХ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ НА РАПИРАХ НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Развитие способности к вероятностному определению действий (сигналов) соперника в бою, является важной психомоторной и психофизиологической характеристикой спортсмена. Она зачастую определяет особенности манеры ведения боя фехтовальщиком. Авторами описана динамика изменений показателей предугадывания у юных спортсменов на рапирах с 11 до 19 лет и отмечены основные тенденции оптимизации успешного развития этих качеств.

Ключевые слова:
вероятностное прогнозирование, «подстораживание», антиципация, соревновательная деятельность, многолетняя тренировка, возрастные особенности, тактическая подготовка
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. В фехтовании на рапирах специальная ловкость выражается в чувстве времени и сопряжена с защитным движением оружия противника. Оптимальное сочетание быстроты выполнения движений клинком и приёмов нападения и маневрирования нарабатывается долгие годы занятий. Поэтому в процессе многолетней технико-тактической подготовки опытные тренеры придают большое значение развитию у своих подопечных наблюдательности, навыков зрительного восприятия и предвосхищения пространственных и временных аспектов боевых действий соперника. Цель исследования: выявить динамику показателей вероятностного прогнозирования на протяжении всех этапов многолетней спортивной тренировки юных рапиристов. Для решения этой задачи были созданы 10 тестов с четко заданной последовательностью сигналов и изменениями вероятности стохастического ряда, которые проводились в лабораторных условиях. Методика применялась впервые. Показатели вероятностного прогнозирования определялись изменениями скорости реагирования на сигналы-фигуры в разнообразных реакциях. Подобные эксперименты позволяют имитировать условия принятия решений в процессе боя, но не зависят от уровня мастерства фехтовальщиков. [1,7]. Таким образом, речь идет о развитии индивидуальной вероятностной модели оценки сигналов, которая не связана напрямую со специализированными умениями и навыками спортсмена, проявляемыми им в поединке, иными словами, о способности к предугадыванию событий. Именно этому и посвящены наши исследования. Методы исследования: В процессе исследования испытуемым было предложено десять постепенно усложняющихся тестов со стохастически-упорядоченным сигнальным рядом. Каждый тест (кроме первого и пятого - 24) состоял из предъявления 48 сигналов-фигур, но с разным количеством раздражителей и сменой вероятности их подачи в каждом тесте. Данная методика позволила определить: в 1 тесте - простую двигательную реакцию (ПДР). 2 - разновероятностную рецепторную антиципацию (РА) с подачей сигналов через короткий и длинный временной интервал. 3,4 - дизъюнктивную реакцию выбора (РВ) из двух альтернатив с равной и разной вероятностью подачи сигналов. С 5 по 7 - дифференцировочную РВ из трех альтер-натив (3-й сигнал - помеха) с равной и разной вероятностью подачи сигналов. 8 - реакцию на движущийся объект (РДО) с равной вероятностью. 9 и 10-дизъюнктивную РДО с равной и разной вероятностью подачи сигналов» [3]. При «математической обработке результатов рассчитывались основные статистические параметры: среднее /х/, среднее квадратическое отклонение /g/, ошибка стандартного отклонения /m/, достоверность различий для несопряжённых выборок - по t- критерию Стьюдента /p/» [3]. Результаты: Немаловажное значение для боевой практики спортсменов имеет быстрота простого реагирования, с которой связана реализация преднамеренных действий. Во всех группах фехтовальщиков эти возрастные параметры согласуются с данным, представленными в источниках литературы. Данные других сложных реакций объясняются отсутствием у испытуемых достаточного опыта как боевого, так и в тестировании. Довольно гладко юные спортсмены 11-13 лет, прошли испытание ПДР и различение временных отрезков. Вместе с тем, юным фехтовальщикам нелегко справляться с тестами, в которых заложена разная вероятность. Они пропускают сигналы, акцентируя своё внимание на новом раздражителе, и, часто увлекаясь, ошибаются так как, не улавливают изменений вероятности сигналов, особенно, если происходит смена раздражителя в РВ. Рис.1 Тест 1 ПДР (мс) (Составлено автором). Примечания: НП - группа начальной подготовки, УТ - группа углублённой тренировки ССМ - группа совершенствования спортивного мастерства Рис 2. Тест 2 Разновероятностная РА, при р=3/4 длинного интервала (мс) (Составлено автором). Примечания: р= вероятность подачи сигнала Поэтому ошибки в тестах и замедленное реагирование у испытуемых данного возраста, в основном, связаны с трудностями переключения, в виду некоторой нехватки гибкости мышления. Это выражается в стремлении реагировать на заранее выбранный сигнал, невзирая на всю последовательность ряда. В начале тестирования спортсмены подсознательно действуют, исходя из модели равной вероятности сигналов. По этой причине испытуемые при выборе из двух и более альтернатив обычно выбирают сигнал, который подается реже, несмотря на действительную вероятность его подачи. Когда число сигналов увеличивается, данная стратегия проявляется всё более заметно. В финале, у юных рапиристов происходит сокращение времени реагирования на редкий сигнал, вместо частого. Результаты антиципирующей реакции (РА) свидетельствуют, что фехтовальщики более точно предвосхищают движение объекта, появляющегося слева (правши), с поражением во внутренний сектор. Также, за время исследования, большинство рапиристов правильно подмечали разную вероятность и частый сигнал. Двигательные механизмы приёмов и действий спортсменов строятся в соответствии с особенностями их нейродинамики и влияют на формирование стиля деятельности [2,4,8,9] уже в период 14-16 лет. Юные рапиристы переносят опыт успешного прогнозирования, полученный в предыдущих тестах, при выполнении следующих. Рис.3 Тест 3 Дизъюнктивная РВ, равная вероятность (мс). (Составлено автором) По тактике прогнозирования действий партнёра их поведение имеет следующую последовательность: а) «вначале «подстораживают» редкий или «новый» сигнал; б) позже, «подстораживают» частый сигнал - «оптимальная» стратегия выигрыша» [3]. Рис.4 Тест 4 Разновероятностная дизъюнктивная РВ, при р=2/3 в/р (мс). (Составлено автором) Примечания: в/р - вооружённой рукой; р - вероятность подачи сигнала При изменении условий тестирования спортсмены 14-16 лет, хорошо переключаются и определяют вероятность появления сигнала. Но если ситуация для них нова и затруднительна, стараются быстро реагировать на привычный сигнал, акцентируя внимание на нём, невзирая на вероятность, и часто ошибаются. А, для того чтобы сделать выбор тактики «максимального выигрыша» [1,4], т.е. реагировать на частый и подстораживать редкий сигнал, у них ещё недостаточно опыта. Отмечаем, что во всех заданиях была правильно угадана вероятность сигналов. Рис.5 Тест 5 Дифференцировочная дизъюнктивная РВ из 3-х альтернатив, равная вероятность (мс). (Составлено автором) Рис.6.Тест 6 Диффренцировочная дизъюнктивная РВ из 3-х альтернатив, при р=2/4 в/р (мс). (Составлено автором). Примечания: те же Рис. 7 Тест 7 Дифференцировочная дизъюнктивная РВ из 3-х альтернатив, при р=1/4 в/р (мс). (Составлено автором) Примечания: те же. Спортсмены долго переключаются при определении вероятности в разновероятностной антиципации, скорее всего из-за недостатка опыта в подобных ситуациях. Юные рапиристы в возрасте 14-16 лет хорошо реагируют в условиях ПДР, рецепторной антиципации, и особенно, в РВ из двух и трех альтернатив. По показателям времени реакции они близки к результатам юношей в возрасте 17-19 лет. Рис.8 Тест 8 РДО в/р, равная вероятность (мс). (Составлено автором) Примечания: те же Группа юниоров в возрасте 14-16 лет на этапе УТ занимает среднюю позицию в успешном прохождении тестирования между группами на этапах НП и совершенствования спортивного мастерства, и этим очень интересна. Рис.9 Тест 9 Дизъюнктивная РДО выбора, при равной вероятности обеих рук (мс). (Составлено автором) Примечания: те же В условиях РА, РВ испытуемые показывают результаты даже лучше старшей группы. И так же, как группа на этапе НП, чувствуют себя уверенней в тестах с равной вероятностью сигналов. При изменении условий тестирования, они акцентируют внимание, именно, на новом раздражителе, невзирая на структуру частоты повторений раздражителя, используют тактику «подстораживания» редкого сигнала, игнорируя вероятность последовательности сигналов. Семнадцати-девятнадцатилетние спортсмены владеют навыком прогнозирования, что проявляется во всех тестах, особенно в тестах по РДО. Но всё же они испытывают некоторые затруднения в рецепторной антиципации при подаче длинных и коротких интервалов времени с разной вероятностью. В своих ответных действиях испытуемые допускают меньше ошибок. Это происходит, потому что они, учитывая свой опыт тестирования, сокращают время реакции даже при смене раздражителей, хорошо предвосхищают структуру в подаче последовательности раздражителей, легко переключаются, с успехом практикуют оптимальную стратегию игры. Рис.10 Тест 10 Дизъюнктивная РДО разновероятностная, при р=2/3 в/р (мс). (Составлено автором) Примечания: те же Рис.11 Динамика показателя ошибки в группах (х среднее), по тестам. (Составлено автором) Примечания: по горизонтали -1,2, тесты; по вертикали - количество ошибок Вместе с тем, при смене условий тестирования (новый раздражитель, изменение вероятности сигнала) - они используют оптимальную стратегию ожидания частого сигнала» [3]. Выводы: в ходе исследования было выявлено, что: - рапиристы 11-13 лет во время тестирования показателей ВП, «в силу малого опыта, ещё не могут построить оптимальную стратегию поведения в бою, в котором требуется реагировать на частый сигнал, в связи с юным возрастом, ещё не предполагают разную вероятность подачи раздражителей, зачастую ошибаются и замедляют ответную реакцию» [3]. Следует акцентировать внимание на упражнениях, связанных с переключением; - несовпадение индивидуальной вероятностной модели оценки с предъявляемым рядом сигналов ухудшает время реагирования у испытуемых всех групп; - юниоры в возрасте 14-16 занимает среднюю позицию между группами на этапах НП и совершенствования спортивного мастерства, но боле всего сенситивны к развитию способности к вероятностному прогнозированию в РА и РВ. Это подтверждают результаты превосходящие данные старшей группы, и так же, как группа на этапе НП, они уверенней себя чувствуют в тестах с равной вероятностью сигналов; - испытуемые 17-19 уже практически сложившиеся бойцы, которым присуща своя манера поведения в поединке, они имеют огромный опыт соревновательных поединков, и поэтому испытуемые этой возрастной категории довольно легко справились с тестами. Для этой возрастной группы актуально развивать способность к прогнозированию через совершенствование действий, в которых необходима реакция рецепторной антиципации, особенно с разной вероятностью. Обычно это обостряет «чувство времени» и «чувство оружия»; - каждый возрастной этап многолетней тренировки предполагает необходимость выборочно и своевременно разучивать и совершенствовать тактические приёмы и действия с учетом психофункционального развития спортсменов [4,7,8,9] и, конечно, в соответствии с учетом их индивидуальных особенностей [2,8].
Список литературы

1. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / под ред. И.М. Фейгенберга, Г.Е.Журавлёва, М., 1977. - 392c.

2. Бычков Ю.М. Тренер в уроке фехтования. Москва, "Физическая культура". 168 с.

3. Мовшович А.Д., Воробец С.В. Совершенствование разновидностей атак в условиях вариативной неопределённости у юных фехтовальщиков на рапирах // International Scientific Jornal.-2015. - №7. - Международный научный журнал. - Киев.-2015.- №7.- С. 49-58.

4. Мовшович А.Д., Воробец С.В. Применение атакующих действий и показатели вероятностного прогнозирования у юных фехтовальщиков на рапирах на этапе спортивной специализации //Очно-заочная научно-практическая конференция по спортивным единоборствам: электронный сборник научных и научно-методических статей. - Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК). -2017. - С. 256-265.

5. Родионов А.В. Новые подходы в подготовке фехтовальщиков: учеб.-метод. пособие / А.В. Родионов, В.Г. Сивицкий. Минск: ЗАО «Веды», 2002. - 182с.

6. Рыжкова Л.Г. Специализированные тактические умения, основанные на проявлениях двигательных реакций и простанственно-временных предвосхищениях, как фундамент для формирования «чувства боя» у фехтовальщиков на рапирах// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 8 (138). С. 176-181.

7. Турецкий Б.В. Поединок фехтовальщиков. - Киев, 1985. - 72с.

8. Турецкий Б.В. Обучение фехтованию: учебное пособие для вузов / М.: Академический Проект, 2007. - 432 с. - (Gaudeamus)

9. Тышлер Д.А и соавт. Многолетняя тренировка юных фехтовальщиков/ Учебное пособие, Москва: «Деловая лига», 2002. - 254с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?