КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И ПСИХИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ РАЗНОГО УРОВНЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются личностные детерминанты стрессоустойчивости спортсменов, такие как копинг-стратегии и психическая надежность. Цель исследования заключалась в сравнении копинг-стратегий и психической надежности спортсменов разного уровня спортивного мастерства. Полученные данные позволили выявить доминирующие копинг-стратегии, а также дать оценку уровню психической надежности спортсменов, имеющих разный уровень спортивной квалификации. На основании полученных данных сделано заключение о том, какие стратегии преодоления стрессовых ситуаций являются наиболее предпочтительными для достижения спортивных достижений, позитивно влияют на повышение соревновательной эмоциональной устойчивости, а какие наоборот являются менее эффективными. Результаты исследования могут быть полезны при организации психологической работы со спортсменами и для разработки практических рекомендаций спортсменам и тренерам.

Ключевые слова:
спортсмены, психическая надежность, копинг-стратегии
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. Современные отечественные и зарубежные исследования в области психологии спорта свидетельствуют о том, что низкий уровень психологической надежности спортсменов отражается как на их спортивных результатах [4], так и становится причиной травм [16], ведет к развитию реактивной астении [5] и депрессии [14, 17], влияет на психологическое здоровье [15]. Можно выделить два подхода, направленных на снижение отрицательных последствий спортивной деятельности на организм спортсмена. Первый связан с проведением специальной психологической и психокоррекционной работы со спортсменами [2,8,13], а второй ориентирован на личностное развитие спортсменов в русле идей «позитивной психологии», которая делает акцент на развитие внутреннего потенциала личности, начиная с детского возраста [9, 10]. На наш взгляд второй подход является более продуктивным, так как ориентирован на профилактику негативных состояний спортсменов, а также на организацию целенаправленной психолого-педагогической работы по формированию тех качеств, которые в большей степени способствуют достижению успеха в спорте [6, 12]. Поскольку копинг-стратегии - это способы деятельности, которые помогают адаптироваться в сложной ситуации, удержать психологическое равновесие, то, согласно Босенко Ю.М., именно они могут способствовать повышению уровня спортивного мастерства [1]. Это объясняется тем, что наличие адаптивных копинг-стратегий предполагает развитие у спортсменов более гибких навыков поведения, которые в свою очередь повышают уровень психической надежности спортсменов к стресс-соревновательным ситуациям [11]. Рассмотренный подход несмотря на его актуальность и аргументированность, пока еще недостаточно подкреплен фактическими данными, что не позволяет в полной мере использовать его в практике спорта. Это и определило выбор нашего исследования. Цель исследования заключалась в изучении копинг-стратегий и психической надежности у спортсменов разного уровня спортивного мастерства. Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 60 студентов-спортсменов, занимающихся различными видами спорта. Деление спортсменов на две группы проводилось по уровню спортивного мастерства: спортсмены первого разряда составили первую группу (33 чел.), а кандидаты в мастера спорта - вторую группу (27 человек). Критерием отбора респондентов было относительное сходство в продолжительности занятий спортом, средний возраст спортсменов составил 20,6 лет. В констатирующем исследовании использовался личностный опросник «SACS» в русскоязычной версии Н. Водопьяновой, Е.Старченковой [3], методика психической надежности В.Э. Мильмана [7]. При обработке данных использовался статистический пакет для социальных наук - SPSS для Windows. Результаты исследования. Первое исследование касалось изучения копинг-стратегий поведения спортсменов в зависимости от уровня их спортивного мастерства, данные представлены в таблице 1. Таблица 1. Средние значения копинг-стратегий у спортсменов разного уровня спортивного мастерства Разряд N Mean Std. Deviation Std. Error Mean Ассертивные действия 1 разряд 33 18.27 2.035 0.354 КМС 27 25.78 2.391 0.460 Вступление в социальный контакт 1 разряд 33 24.09 3.253 0.566 КМС 27 22.67 2.353 0.453 Поиск социальной поддержки 1 разряд 33 22.55 4.906 0.854 КМС 27 23.56 4.022 0.774 Осторожные действия 1 разряд 33 22.09 2.951 0.514 КМС 27 21.22 4.964 0.955 Импульсивные действия 1 разряд 33 17.18 4.558 0.794 КМС 27 17.33 4.992 0.961 Избегание 1 разряд 33 13.00 3.518 0.612 КМС 27 10.11 2.006 0.386 Непрямые действия 1 разряд 33 19.18 3.770 0.656 КМС 27 15.67 3.813 0.734 Асоциальные действия 1 разряд 33 16.82 3.147 0.548 КМС 27 12.22 3.286 0.632 Агрессивные действия 1 разряд 33 16.91 5.570 0.970 КМС 27 15.00 3.431 0.660 Примечание: жирным шрифтом выделены показатели, которые достоверно различаются при p<0,05 Полученные данные позволяют констатировать наличие достоверных различий между стратегиями поведения, используемыми спортсменами разного уровня спортивного мастерства, прежде всего, по таким стратегиям как ассертивные действия, избегание, непрямые действия (манипулятивные действия) и асоциальные действия (агрессивность, жестокость). Выявлено, что у спортсменов первого разряда среднее значение ассертивной модели поведения равно - 18,27, что находится на среднем уровне. У спортсменов кандидатов в мастера спорта среднее значение ассертивной модели поведения находится на высоком уровне и равно - 25,78. Данная модель поведения считается про-активной и эффективной в плане преодоления трудных ситуаций, и следовательно, обеспечивает более высокую адаптивность в спорте. Исходя из полученных данных можно утверждать, что в практической работе со спортсменами важным является развитие у спортсменов про-активных стратегий. Полученные результаты так же указывают, что у спортсменов более низкого уровня спортивного мастерства доминирующими часто являются такие неэффективные копинг-стратегии как агрессивное или манипулятивное (самооправдание, уход от анализа причин ошибок, защитное поведение), которые носят защитный характер, направленный на сохранение положительной самооценки, с целью оправдать себя или обвинить других в собственных неудачах. В связи с этим тренерам необходимо проводить целенаправленную работу по развитию у спортсменов адекватной самооценки, что будет способствовать снижению защитных стратегий поведения и формированию более высокой уверенности в себе. Данные, полученные по второй методике, представленные в таблице 2 дают оценку уровня психической надежности у спортсменов разного уровня спортивного мастерства. Таблица 2. Средние значения компонентов психической надежности у спортсменов разного уровня спортивного мастерства Разряд N Mean Std. Deviation Std. Error Mean Соревновательная эмоциональная 1 разряд 33 -2.73 3.243 0.565 устойчивость КМС 27 2.78 2.136 0.411 Спортивная саморегуляция 1 разряд 33 -2.27 2.035 0.354 КМС 27 2.44 2.100 0.404 Соревновательная мотивация 1 разряд 33 1.73 2.035 0.354 КМС 27 4.89 1.121 0.216 Стабильность - помехоустойчивость 1 разряд 33 1.91 1.400 0.244 КМС 27 3.22 0.801 0.154 Внутренняя неопределенность 1 разряд 33 2.36 1.851 0.322 КМС 27 1.33 1.177 0.226 Внешняя неопределенность 1 разряд 33 2.00 1.225 0.213 КМС 27 1.00 0.832 0.160 Внутренняя значимость 1 разряд 33 2.00 0.750 0.131 КМС 27 2.11 0.892 0.172 Внешняя значимость 1 разряд 33 2.45 0.794 0.138 КМС 27 1.67 0.961 0.185 Примечание: жирным шрифтом выделены показатели, которые достоверно различаются при p<0,05 Согласно данным, представленным в таблице 2, такие компоненты психической надежности спортсменов как соревновательная эмоциональная устойчивость, спортивная саморегуляция, стабильность-помехоустойчивость, внешняя неопределенность и внешняя значимость имеют тесную взаимосвязь с уровнем спортивного мастерства. Поэтому можно сделать вывод, что чем выше уровень мастерства, тем выше уровень психической надежности. Выявлено, что соревновательная эмоциональная устойчивость, которая характеризуется интенсивностью предсоревновательного и соревновательного возбуждения и его колебания, степенью его влияния на характер выступления, у кандидатов в мастера спорта имеет более высокие значения, чем у спортсменов первого разряда, главным образом, за счет такого показателя как спортивная саморегуляция. Следовательно, спортсмены второй группы (КМС) могут лучше осознавать и оценивать свое эмоциональное состояние, лучше управлять им, а также использовать более гибкие модели поведения, быстрее перестраиваться в ходе спортивной борьбы и у них больше развита функция самоконтроля над своими действиями. В то время как у спортсменов первой группы (первый разряд) при низких значениях по компоненту «спортивная саморегуляция», наблюдаются большие перепады в эмоциональном фоне, внешние события вызывают сильные эмоциональные реакции, которые могут приводить к эмоциональному выгоранию. Таким образом, можно сделать вывод, что более высокий уровень мастерства у спортсменов тесно связан с более высоким уровнем развития навыков осознанного самоконтроля и саморегуляции. Данный вывод требует ставить в центр психолого-педагогической работы со спортсменами, начиная с начального этапа подготовки, развитие у них способности к саморегуляции и самоконтролю. Следует обратить внимание еще на один факт, полученный в ходе нашего исследования, у спортсменов второй группы (КМС) больше выражена внутренняя значимость соревнований, в то время как у спортсменов первой группы преобладает внешняя значимость соревнований. Представляется, что именно данный показатель свидетельствует о том, что более успешные спортсмены ставят во главу соревновательной деятельности личностно-значимые цели и меньше ориентированы на внешние требования. А это значит, что рост спортивного мастерства происходит при наличии не только более высокого уровня самоконтроля, но и более высокого уровня социальной зрелости, который связан с независимостью от внешних факторов. На более высокий личностный уровень спортсменов второй группы (КМС) указывают и данные, полученные при сравнении копинг стратегий, в частности большей выраженности у спортсменов второй группы (КМС) про-активной стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Выводы. На основании результатов проведенного исследования, можно утверждать, что у спортсменов (КМС) выявлены более адаптивные личностные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и более высокий уровень психической надежности, которые также отражают более высокий уровень их личностного и социального развития. А это, в свою очередь, доказывает, что подход, ориентированный на личностное развитие спортсменов, на позитивную практику организации их жизнедеятельности в русле идей «позитивной психологии» является достаточно актуальной задачей для практики спорта.
Список литературы

1. Босенко Ю.М. Особенности копинг-стратегий у спортсменов разной квалификации и пола, в командных и индивидуальных видах спорта // Спортивный психолог. - 2012. - №1. - С.23-26.

2. Вареников Н.А. Психологические трудности спортсменов и проблемы их преодоления // Журнал «Культура физическая и здоровье». - 2011 - № 3.- С.15-17. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17783724

3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб. : Питер, 2009. - 336 c.

4. Грецов А.Г., Дмитриев И.В., Зайко Д.С., Бодрова А.В. Психологические проблемы молодых спортсменов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2017. -№ 7 (149).- С. 217-221.

5. Костов Ф.Ф., Родичкин П.В. Диагностика астенического синдрома и методика профилактики реактивной астении у спортсменов // Культура физическая и здоровье. - 2018.-№ 1 (65). -С. 139-143. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32810538

6. Малкин В.Р., Рогалева Л.Н., Бредихина Я.А., Гилязетдинова Е.М. Концепции достижения превосходства в спорте. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2019.- 98 с. http://hdl.handle.net/10995/78086

7. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Международный сборник научных статей «Стресс и тревога в спорте». Сост. Ю.Л. Ханин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 24-46.

8. Родичкин П.В., Костов Ф.Ф., Бузник Г.В. Эмоциональная устойчивость как фактор профилактики астении у спортсменов высокого класса//Теория и практика физической культуры. - 2015.- №10.- С.39-42. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24842216

9. Cho H., Tan HY., Lee E. Importance of perceived teammate support as a predictor of student-athletes' positive emotions and subjective well-being //International journal of sports science & coaching. DOI: 10.1177/1747954120919720

10. Chiou SS., Hsu, YW., Chiu YH., Chou CC., Gill DL., Lu FJ. Seeking Positive Strengths in Buffering Athletes' Life Stress-Burnout Relationship: The Moderating Roles of Athletic Mental Energy //Frontiers in psychology. - 2019. - 10, 3007. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.03007

11. Kent C., Kowalski Peter R.E., Crocker. Development and Validation of the Coping Function Questionnaire for Adolescents in Sport // Journal of Sport & Exercise Psychology. - 2001.- 23. - Р. 136-155.

12. Malkin V., Rogaleva L., Kim A., Khon N. The Hardiness of Adolescents in Various Social Groups //Frontiers in psychology. - 2019. - 10. DOI:10.3389/fpsyg.2019.02427

13. McCormick A., Meijen C., Marcora S. Psychological demands experienced by recreational endurance athletes //International Journal of Sport and Exercise Psychology. - 2018. - Vol.16, 4.- P. 415-430. DOI: 10.1080/1612197X.2016.1256341

14. Olmedilla A., Torres-Luque G., Garcia-Mas A., Rubio V. J., Ducoing E., Ortega E. Psychological profiling of triathlon and road cycling athletes//Frontiers in Psychology. - 2018. -Vol. 9 DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00825

15. Raedeke T.D., Smith A.L. Development and Preliminary Validation of an Athlete Burnout Measure // Journal of Sport & Exercise Psychology. - 2001, -23, -P. 281-306. DOI: 10.1123/jsep.23.4.281

16. Salim J., Wadey R., Diss C. Examining the relationship between hardiness and perceived stress-related growth in a sport injury context //Psychology of Sport and Exercise. - 2015, -vol. 19, - P. 10-17 DOI: 10.1016/j.psychsport.2014.12.004

17. Wolanin A. M. Gross, E. Hong Depression in Athletes: Prevalence and Risk Factors // Current Sports Medicine Reports. - 2015. - V.14,1.- P.56-60. DOI: 10.1249/JSR.0000000000000123

Войти или Создать
* Забыли пароль?