ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ НА ФАЗЕ ДИАГНОСТИКИ
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Социальная изоляция в период пандемии обострила проблемы психологической поддержки семей, имеющих ребенка с нарушениями сенсорного восприятия. Проблематика анализа роли родителей в коррекции развития детей с особенностями, в частности, с сенсорными нарушениями, достаточно подробно рассматривается с позиций их функциональных обязанностей, но недостаточно широко изучается фактическое положение дел, в частности, выбор родителями таких детей стратегий реакции и адаптации, с учетом современных технологических возможностей коррекции состояния здоровья самих детей. В статье представлены обобщенные результаты исследования совладающего поведения родителей в семьях с детьми с нарушенным слухом, проведенного в 2018-2021 на базе СПб ГКУЗ «Детский Городской Сурдологический центр». Систематизированы проблемы, с которыми сталкиваются родители в момент выбора стратегий и моделей совладающего поведения на основе результатов психологического анализа социальных установок по отношению к роли и статусу ребенка в семье.

Ключевые слова:
психологическое сопровождение, дети с нарушенным слухом
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Абабкова М.Ю., Покровская Н.Н. Актуальные проблемы нейроэтики в маркетинговых исследованиях // Конфликтология. 2016. № 3. С. 232-246.

2. Авакова Э.Б., Покровская Н.Н. Коммуникативная эффективность как фактор доверия: анализ эмоционального интеллекта и ценностных ориентаций сотрудников организации // Актуальные проблемы социологии и управления. Межвузовский сборник научных трудов. – СПб: СПбГЭУ, 2016. С. 5-13.

3. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», 1996. – 384 с.

4. Аникеенко А.А., Игишева Л.Н., Данильченко Я.В., Авдюшкина Т.В. Социально-психологические особенности детей после радикальной коррекции врожденного порока сердца // Сибирский журнал клинической и экспериментальной медицины. 2020. №. 35(3). С. 59-66. https://doi.org/10.29001/2073-8552-2020-35-3-59-66.

5. Аносова Л. В., Левина Е. А., Чутко Л. С. Роль нейропротективной терапии в абилитации детей с сенсоневральной тугоухостью IV степени после проведения кохлеарной имплантации // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. – 2015. – №115(10-2). – С. 43-46.

6. Богомягкова О.Н. Системный семейный подход в обеспечении психологического здоровья ребенка // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. №1. с. 137-150.

7. Волкова И. П., Ломакина Ю. М., Писаренко Е. Н. Ценностно-смысловые установки как личностный ресурс оптимизации процесса социальной реабилитации инвалидов по зрению // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2020. – №195. – С. 47-56.

8. Выготский Л. С. Принципы социального воспитания глухонемых детей. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение; 1995.

9. Вылкова Е.С., и др. Россия и мир во время и после пандемии covid-19: вызовы и возможности: Коллективная монография. СПб.: ИПА вузов, 2020. – 274 c.

10. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Изменение статуса ребенка с кохлеарным имплантом в ходе реабилитации // Вестник оториноларингологии. 2015.

11. Денисова О.А., Заболтина В.В., Леханова О.Л. Проектирование программы подготовки межведомственной команды специалистов для работы с детьми раннего возраста // Раннее развитие и коррекция: теория и практика: сб. науч. ст. по материалам науч.-практич. конф. (07-09 апр. 2016 г., Москва). – М., 2016.

12. Зонтова О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: метод. реком. – СПб. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

13. Кобрина Л.М. Абилитационная работа с детьми раннего возраста с нарушениями слуха: учеб. пособие. – СПб. Наука–Питер, 2005.

14. Кобрина Л.М. Особенности диагностической и коррекционной работы с неслышащими детьми в условиях интеграции // Рос.оториноларингология. – 2006.

15. Кобрина Л.М. Принципы и направления абилитационной работы с детьми раннего возраста с нарушениями слуха / Актуальные проблемы коррекционной педагогики, специальной психологии и детской психиатрии: материалы междунар. науч.-практ. конф. 22–24 апреля 2009 г. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2009.

16. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. Электродное протезирование слуха (Серия «Специальная педагогика»). – СПб.: КАРО; 2009.

17. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Динамическая классификация детей с кохлеарными имплантами – новый инструмент сурдопедагога // Дефектология. – 2014. – №2.

18. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Задачи сурдопедагога на разных этапах помощи детям с кохлеарными имплантами // Дефектология. 2013. №6.

19. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Реабилитация ребенка с кохлеарным имплантом: «точка запуска» новых слуховых возможностей // Вестник оториноларингологии. – 2016.

20. Леонтьева В.Л., Абабкова М.Ю., Покровская Н.Н. С преподавателем или без? метод биологической обратной при выборе формы организации учебного процесса // Живая психология. 2020. Т. 7. № 1 (25). С. 8-20.

21. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 253 с.

22. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. - 94 с.

23. Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М.: Педагогика, 1978.

24. Сатаева А.И. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим людям // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №1. 2008.

25. Сатаева А.И. Первоначальный период работы с глухими дошкольниками после кохлеарной имплантации // Дефектология. – 2012. – № 2.

26. Таваркиладзе Г.А. Кохлеарная имплантация. – М.: Святигор-Пресс, 2004.

27. Тарасова Н.В., Дайхес Н.А., Орлова О.С. Сурдопедагогическая помощь в комплексной реабилитации пациентов после кохлеарной имплантации // Два века российской сурдопедагогики: материалы всерос. конгресса сурдопедагогов. – СПб.: Наука-Питер, 2006.

28. Шац И.К. Психологическая поддержка тяжелобольного ребенка: моногр.– СПб.: Речь, 2010.

29. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В. Клинико-психологические методы семейной диагностики и семейная терапия. – СПб.: Речь, 2001.

30. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2010.

Войти или Создать
* Забыли пароль?