Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Статья посвящена проблемам межкультурных коммуникаций в эпоху глобализации. Рассматриваются возможности диалога и коммуникации в условиях противостояния теории глобализма национальной идеологии и национальным ценностям. В работе анализируется возможность существования так называемых «общечеловеческих» ценностей, возможность их совмещения и сосуществования с ценностями традиционными и национальными. В статье делается вывод, что обоснование вмешательства в дела других государств защитой демократических ценностей привело не только к ухудшению уровня жизни этих государств, но и к отрицанию самой идеи «демократии». В современных условиях экономической и, прежде всего, финансовой глобализации большую роль будет играть социальное самоопределение государств, выработка ими устойчивых целей развития, средств их достижения. Это задача идеологии, которая должна быть рационально обоснована до своего конкретного воплощения в жизнь. Только в данном случае возможны плодотворная коммуникация и диалог между странами. В работе указывается на то, что само понятие «глобализации» зачастую трактуется совершенно по-разному, не существует научного подхода к ее измерению. Национальная идея же не может опираться на абстракции, которые нельзя воплотить в жизнь с пользой для социума. В работе делается вывод, что столкновение цивилизаций и идеологическое сближение явления — временные и, хотя и разнонаправленные, но и взаимно обусловленные. Именно на данном базисе должна строиться межкультурная коммуникация между государствами и представителями различных цивилизаций, даже несмотря на различия в ценностных подходах.
коммуникация, проблемы коммуникации, межкультурные коммуникации, межкультурный диалог, мондиализм, глобализация, идеология, национальная идеология, ценности, толерантность, либерализм, проблемы социально-экономического развития, социальная сфера, ТНК, цивилизация
1. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. – М., 2017. – 240 с.
2. Бодрийяр Ж., Сиоран Э. Матрица Апокалипсиса. Последний закат Европы. – М., 2015. – 250 с.
3. Лэйн Д. Будущее России в глобализованном мире: уроки Востока и Запада. //Экономическая система современной России: Анатомия настоящего и альтернативы будущего. / под ред. С.Д. Бодрунова, А.А. Пороховского. - М., 2015. – 416 с.
4. Шарков Ф. И., Силкин В. В. Теория и практика массовой информации как фундаментальное направление коммуникологии: монография - Москва: Дашков и К°, 2018. – 304 с.
5. Li Z. Research on Cross-Cultural Communication from the Perspective of Mass Media. – 2019.