СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ 5–7-Х КЛАССОВ ШКОЛ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются социокультурные факторы, оказывающие влияние на коммуникативное развитие обучающихся 5–7-х классов школ коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). В местах проживания коренных малочисленных народов Севера население по национальному составу смешанное и говорит на нескольких языках. Школьники, кроме русского и иностранного языков, изучают свои родные языки. Следовательно, большинство этих учащихся изучают в школе 2–3 языка. Языком межнационального общения чаще выступает русский язык, но в некоторых поселениях эту функцию языка выполняет также и якутский язык. Поэтому одним из необходимых условий формирования российской гражданской идентичности в таких условиях является коммуникативное развитие обучающихся – представителей коренных малочисленных народов Севера на русском языке.

Ключевые слова:
государственный русский язык, язык межнационального общения, родной язык, коммуникативное развитие, языковое образование, социокультурный фактор
Список литературы

1. Лабов У. Исследование языка в его социальном аспекте // Новое в лингвистике /ред. Н.С. Чемоданов. М.: Прогресс, 1975. Вып. 7.

2. Мерзлякова И.В. Социальная культура как основа социального благополучия человека и общества// Образование и социальное развитие региона. 2006. - №3/4. – С.84-89.

3. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм / Американская социологическая мысль. М.: МУБП, 2006.

4. Социология: проблемы духовной жизни / Сб. под ред. Л.Н. Когана. – Челябинск: УрО АН РФ, 2002. – 263 с.

5. Тихомирова Т.С. Коммуникативное развитие школьников в образовательном процессе / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М., №8 – 2009. – С.256-265.

6. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 640 с.

7. Швачко Е.В., Дуранов М.Е. Аспектный подход к социокультурному развитию личности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2014, №2. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspektnyy-podhod-k-sotsiokulturnomu-razvitiyu-lichnosti (дата обращения: 01.06.2020).

8. Шурпаева М.И. Социолингвистические и методические предпосылки обучения русскому языку как неродному в условиях формирования раннего двуязычия [Электронный ресурс] // Язык и текст langpsy.ru. 2016. Том 3. №1. (дата обращения: 04.09.2020).

Войти или Создать
* Забыли пароль?