Россия
Выделяются и рассматриваются вопросы о необходимости учитывать требования профессиональных стандартов в системе высшего образования с целью гармонизации связи между рынком труда и сферой профессионального образования. Анализируются характеристики рабочей программы дисциплины в контексте актуализации ФГОС ВО в связи с изменениями организационной и содержательной составляющей высшего образования в России. Основное внимание обращено к проблеме использования активных методов обучения, способствующих формированию и развитию практико-ориентированных компетенций обучающихся. На основе изучения материалов о различных подходах в обеспечении эффективности практико-ориентированного обучения, установлена значимая роль деловых игр. Предлагается рассмотрение деловой игры в качестве имитационной модели реальной профессиональной и жизненной ситуации. Выделяются функции и структура деловой игры. Рассматривается специфика педагогического дизайна как системного подхода к формированию учебного курса, а также модель ADDIE, используемая в качестве универсального подхода к разработке образовательного ресурса. Представлены основные результаты использования модели ADDIE при разработке и реализации деловой игры по дисциплине вариативного блока учебного плана бакалаврской образовательной программы «Управление персоналом».
практико-ориентированное обучение, проектирование образовательной деятельности, учебная программа дисциплины, деловая игра, Instructionai design, модель ADDIE
1. Hendy N.T. The effectiveness of technology delivered instruction in teaching Human Resource Management // International Journal of Management Education. — 2021. DOI:10.106/j.ijme.2021.100479
2. North.Sanardzic A., deWitt M.B. Designing a Human Resource Management Simulation to Engage Students // Journal of Management Education, — 2019. — Vol. 43(4). — pp. 359–395. DOI:10.1177/1052562919841411
3. Вопросы-ответы в части правового регулирования практической подготовки обучающихся. Письмо Директора Департамента Государственной политики в сфере высшего образования от 20.10.2020 № МН–5/207304. — URL: http//fgosvo.ru/news/1/5086 (дата обращения: 05.05.2021).
4. Жорабекова М.К. Деловая игра как способ активизации учебного процесса // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 135–136.
5. Золотых Н.В., Нестеренко Д.И., Кадина И.В. Деловая игра как одна из форм организации учебного процесса, ее структура и функции // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2016. — № 2 (132). — С. 78–83.
6. Малай Е.А., Сергеева А.В. Роль деловых игр в обеспечении эффективности учебного процесса // Инновационные процессы в условиях глобализации мировой экономики: проблемы, тенденции, перспективы (IPEG–2015). Сборник конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. — 2015. — №22. — С. 262–268.
7. Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. — 2016. — № 6 (202). — С. 5–15.
8. Сухенко Н.В. Педагогический дизайн — новое направление в системе образования // Инновационные технологии в образовательной деятельности. Сборник материалом Всероссиской научно-методической конференции. — 2018. — С. 162–172.
9. Хлебович Д.И. Проектирование дисциплины «Внутренний маркетинг» для программ магистратуры с использованием модели ADDIE // Известия Иркутской государственной академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2013. — №4. — С. 29.
10. Штолер Н.Н., Япринцева К.Л. Учебная программа дисциплины: от регламентации к проектированию образовательной деятельности//Высшее образование в России. — 2017. — № 2 (209). — С. 78–85.
11. Щегулина О.В., Лобачева А.С. Методические аспекты исследования и оценки формируемого человеческого капитала учебной группы студентов вуза // Актуальные вопросы управления персоналом и экономики труда: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. — 2016. — С. 195–212.