студент
В статье рассматриваются исследования в теории и практике по проблеме профессионального выгорания, что может способствовать профессиональной деформации личности, которая ведет к искажению личностных качеств специалиста, если не учитывать особенности самоотношения человека, в частности в профессиональной деятельности. Эти показатели будут свидетельствовать о степени развития личностной рефлексивности, которая позволяет человеку не только анализировать пережитые события, но сформировывать дальнейшую эффективную модель поведения. Авторами представлены результаты эмпирического исследования по изучению взаимосвязи профессиональной деформации и самоотношения и рефлексивностью личности у сотрудников «Национальной Медиа Группы», кроме того, доказаны различия в средних показателях степени профессиональной деформации, в контексте профессионального выгорания и элементов самоотношения личности у сотрудников НМГ. Корреляционный анализ Пирсона выявил в первой группе (HR департамент) наличие обратной взаимосвязи между шкалой «деперсонализации» и шкалой аутосимпатии, а также между «эмоциональным истощением» и шкалой «самоуверенности». Для респондентов второй группы (отдел разработки) характерно наличие прямой корреляционной связи шкалы «редукции профессионализма» и «аутосимпатии».
профессиональная деформация, самоотношение, рефлексивность личности, степень профессионального выгорания, его структура, прокрастинация, корреляционные связи по шкалам
1. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Процессы и ресурсы преодоления стресса. Часть 2. // Психологический журнал, 2006, том 27, No2.
2. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 3 (55). С. 167-171.
3. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания. - Издательский дом" Питер", 2013.
4. Водопьяновa Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2010. – 336 с.
5. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции: феноменология и подходы к изучению // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 12. – С. 137-140.
6. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности: практикум / О.П. Елисеев. - СПб.: Питер, 2010. - 498 с.
7. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студ. вузов//М.: Академический проект, Фонд Мир. - 2010.
8. Ильин Е.П. Работа и личность: трудоголизм, перфекционизм, лень. — СПб.: Питер, 2011. — 224 с.
9. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 424 с.
10. Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции // Психологические исследования: электрон. науч. журнал. – 2011. – № 2 (16).
11. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология: Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11. – № 4. – С. 110–135
12. Лозинская Е.И. Синдром перегорания и особенности его формирования у врачей-психиатров: Дис.... канд. мед. наук — СПб., 2013. — 193 с.
13. Неруш Т.Г. Профессиональное выгорание как специфическая форма профессиональных деструкций // Из- вестия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика.—2012. No3.—С.85.
14. Орел, В.Е. Синдром "психического выгорания" и стилевые особенности поведения и деятельности профессионала // Сибирский психологический журнал. - 2013. - №49. - С.67-71.
15. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / Орел В.Е. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 205с.
16. Пряжников Н. С., Кушнир М. Э. Профориентация или профессиональное самоопределение? // Платформа-навигатор: развитие карьеры. — 2018. — № 1 (4). — С. 37–41.
17. Саенко, Ю.В. Регуляция эмоций: психологический практикум / Ю.В. Саенко. - СПб.: Речь, 2011. - 238с.
18. Тащилина Е.А. Исследование прокрастинации и перфекционизма у студентов университета различных направлений подготовки: дис. магистра психологии. – Екатеринбург: Урал. федерал. ун.-т им. Б.Н. Ельцина, 2014.
19. Юдина Е.В. К проблеме синдрома выгорания у психологов-консультантов: экзистенциальный подход // Педагогика и психология образования. — 2011. — No 1. — С. 109–114.
20. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Издательство АСТ, 2017. – 732 с.
21. Опросник выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексон, адаптация Н.Е. Водопьяновой. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psylab.info/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%8%D1%8F_%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B0%D1%87#. (Дата обращения: 02.11.20)
22. Опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева./ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psylab.info/%D0%9E%D0%BFD0.B5.29 (Дата обращения: 11.10.20)
23. Методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник Карпова А.В./ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psycabi.net/testy/517-test-refleksii-metodika-diagnostiki-urovnya-razvitiya-refleksivnosti-oprosnik-karpova-a-v. (Дата обращения: 14.10.20)
24. Chen, B., Goshen, E., & Karmi, T. Freedom of expression versus respect for the profession, UNESCO Chair in Bioethics 10th World Conference on Bioethics, Medical Ethics and Health Law, Jerusalem, Israel, 2015.
25. Dyrbye, L.N., West, C.P., Satele, D., Boone, S., Tan, L., Sloan, J., et al. Burnout among U.S. medical students, residents, and early career physicians relative to the general U.S. population. Academic Medicine, 89(3), 2014, p. 443-451.