Цель: выявление основных проблем, сопровождающих процесс внедрения дистанционного обучения в систему профессионального образования, и определение путей их решения. Методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщения, группировки данных. Результаты: на основе анализа литературы выявили, что все группы проблем, связанные с внедрением дистанционного обучения в профессиональное образование, условно можно разделить на три группы: организационно-технические, методические, валеологические. Их решение лежит через раскрытие психолого-педагогических, педагогических и иных закономерностей общего и профессионального развития представителей «цифрового поколения» и создание, на их основе, условий, позволяющих формировать субъекта профессиональной деятельности, готового работать в цифровом формате. Научная новизна: в статье определена методологическая основа внедрения дистанционного обучения в профессиональное образование - антропологический и куррикулумный подходы. Практическая значимость: предложены компоненты цифровой образовательной среды, определено главное условие успешности внедрения дистанционного обучения в профессиональное образование - привлечение к нему работодателей и работа с ними в едином цифровом образовательном пространстве.
дистанционное обучение, цифровая образовательная среда, цифровые компетентности, IТ-компетентности, чат-занятия, веб-занятия
1. Овсянников В. И. Дистанционное обучение в России: миф или реальная перспектива // Педагогика. 1996. - № 3. - С. 117-118
2. Тавгень И. А. Социально-экономические предпосылки организации национальной системы дистанционного образования // Современные компьютерные технологии в системах правовой информации: Междунар. науч.-практ. конф. - Минск: Мн., 2002. - 139 с
3. Щенников С. Дистанционное и заочное образование: антагонисты или партнеры // AlmaMater. 1999. - № 7. - С. 12-19
4. Дмитриева В. Ф., Прокофьев В. Л., Самойленко И. П. Дистанционное обучение сущность и проблемы внедрения // Специалист. 1996. - № 11. - С. 37-40
5. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения // Информатика и образование. 2001. - № 6. - С. 38-42
6. Тарасенко О. С. Использование дистанционных методик в обучении иностранному языку в техническом вузе // Известия ЮФУ. Технические науки. 2010. - № 10. - С. 137-141
7. Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования - специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело»: Приказ № 988 от 12.08.2020, с. 11. Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202008270013?index=12&rangeSize=1/ (дата обращения 30.10.2020)
8. Зейналова И. Д., Адилов З. А. Специфика образовательного процесса в колледже в условиях информатизации образования // Вестник социально-педагогического институт. 2015. - № 4 (16). - С. 1-5
9. Национальный проект «Образование» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. Режим доступа: URL: https://textarchive.ru/ 29.11.2019/ (дата обращения 04.11.2020)
10. Михайлова А. А. Цифровизация российского образования // Мир науки, культуры, образования. 2019. - № 5(78). - С. 354-357
11. Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов. Режим доступа: URL: http://www.poisknews.ru/theme/edu/31969/ (дата обращения: 15.10.2020)
12. Троянская С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании. - Ижевск: Удмуртский университет, 2016. - 176 с
13. Солдатова Г. У. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. - Т. 20. - № 4. - С. 5-18
14. Картукова А. А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: Cб. материалов участников конф. - СПб.: Международные образовательные проекты. 2019. - 132 с
15. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. - № 8. - С. 107-113
16. Десять цифровых компетенций, необходимых учителю и преподавателю. Режим доступа: URL: http://inoo.omsu.ru/content/desyat-cifrovyh-kompetenciy-neobhodimyh-uchitelyu-i-prepodavatelyu/ (дата обращения 30.10.2020)
17. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. - М.: Ай Кью, 1992. - 189 с. Афанасьев А. Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Режим доступа: URL: https://vc.ru/flood/43800-cifrovizaciya-obrazovaniya-vse-minusy-elektronnoy-shkoly-chto-budet-s-detmi/ (дата обращения 06.11.2020)
18. Устюжанина Е. В. и др. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник РЭУ им. Г.В Плеханов. 2018. № 1 (97). Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovatelnoy-sredy-vozmozhnosti-i-ugrozy/viewer (дата обращения 29.10.2020)
19. Рыбакина Н. А. Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания в общеобразовательной школе // Образование и наука. 2017. - Т. 19. - № 2. - С. 31-50