Цель исследования: изучить особенности рефлексии старших школьников и студентов в условиях современного образования. Методы исследования: в ходе исследования использовались общенаучные методы (анализ теоретической базы), обобщение и синтез, методы сравнений. Результаты: В результате эмпирического исследования было обнаружено, что студенты более склонны к переживанию чувства стыда, однако в отличие от школьников они менее завистливы, им в меньшей степени свойственно переживать вину и агрессию против себя. В свою очередь, у школьников более выражен показатель «саногенное мышление», они менее стыдливы, им более свойственна зависть, склонность к переживанию чувства вины и агрессии против себя. Однако, как и студенты, школьники чаще прибегают к обесцениванию объекта желаний в силу сложившихся трудных ситуаций, требующих своего решения. Научная новизна: Было доказано, что основные стратегии поведения, которые выбирают студенты в неблагоприятных условиях носят патогенный характер и формируют зависимость от переживания различных эмоциональных состояний. Это не позволяет им достойно, без ущерба для здоровья справляться с жизненными трудностями и управлять своим поведением. Практическая значимость: Разработанные в результате исследования рекомендации могут быть использованы в процессе обучения студентов высших учебных заведений, а также при организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей.
Старший школьный возраст, студенческий возраст, рефлексия, саногенная рефлексия, патогенная рефлексия, умственные автоматизмы, образование
1. Шеррингтон Ч. С. Интегративная деятельность нервной системы» (The Integrative Action of the Nervous System) / Ч. С. Шеррингтон. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение. 1969. - 390 с
2. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. - М.: Изд-во АН СССР. 1961. - 98 с
3. Мещеряков Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. - АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; - Москва; СПб. 2008. -632 с
4. Морозюк, С. Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности / С. Н. Морозюк // Дисс. … докт. психол. наук: 19.00.01. - Москва. 2001. - 260 с
5. Бессонова Е. А. Рефлексия и ее развитие в процессе учебно-профессионального становления будущего учителя / Е. А. Бессонова // Дисс. … канд. психол. наук: 19.00.07. - Хабаровск. 2000. - 160 c
6. Морозюк С. Н. Десять шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления / С. Н. Морозюк, Ю. В. Морозюк. - Издательство «Прометей». 2013. - 134 с
7. Павлов И. Рефлекс свободы / И. Павлов. - Серия: Мастера психологии. - Питер. 2017. - 432 с
8. Щедровицкий Г. П. Рефлексия и ее проблемы / Г. П. Щедровицкий // Рефлексивные процессы и управление. 2001. - № 1. - С. 47-54