ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рубрики: ПCИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования: изучить особенности рефлексии старших школьников и студентов в условиях современного образования. Методы исследования: в ходе исследования использовались общенаучные методы (анализ теоретической базы), обобщение и синтез, методы сравнений. Результаты: В результате эмпирического исследования было обнаружено, что студенты более склонны к переживанию чувства стыда, однако в отличие от школьников они менее завистливы, им в меньшей степени свойственно переживать вину и агрессию против себя. В свою очередь, у школьников более выражен показатель «саногенное мышление», они менее стыдливы, им более свойственна зависть, склонность к переживанию чувства вины и агрессии против себя. Однако, как и студенты, школьники чаще прибегают к обесцениванию объекта желаний в силу сложившихся трудных ситуаций, требующих своего решения. Научная новизна: Было доказано, что основные стратегии поведения, которые выбирают студенты в неблагоприятных условиях носят патогенный характер и формируют зависимость от переживания различных эмоциональных состояний. Это не позволяет им достойно, без ущерба для здоровья справляться с жизненными трудностями и управлять своим поведением. Практическая значимость: Разработанные в результате исследования рекомендации могут быть использованы в процессе обучения студентов высших учебных заведений, а также при организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей.

Ключевые слова:
Старший школьный возраст, студенческий возраст, рефлексия, саногенная рефлексия, патогенная рефлексия, умственные автоматизмы, образование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Шеррингтон Ч. С. Интегративная деятельность нервной системы» (The Integrative Action of the Nervous System) / Ч. С. Шеррингтон. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение. 1969. - 390 с

2. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. - М.: Изд-во АН СССР. 1961. - 98 с

3. Мещеряков Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. - АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; - Москва; СПб. 2008. -632 с

4. Морозюк, С. Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности / С. Н. Морозюк // Дисс. … докт. психол. наук: 19.00.01. - Москва. 2001. - 260 с

5. Бессонова Е. А. Рефлексия и ее развитие в процессе учебно-профессионального становления будущего учителя / Е. А. Бессонова // Дисс. … канд. психол. наук: 19.00.07. - Хабаровск. 2000. - 160 c

6. Морозюк С. Н. Десять шагов исцеления от обиды. Практикум по развитию саногенного мышления / С. Н. Морозюк, Ю. В. Морозюк. - Издательство «Прометей». 2013. - 134 с

7. Павлов И. Рефлекс свободы / И. Павлов. - Серия: Мастера психологии. - Питер. 2017. - 432 с

8. Щедровицкий Г. П. Рефлексия и ее проблемы / Г. П. Щедровицкий // Рефлексивные процессы и управление. 2001. - № 1. - С. 47-54


Войти или Создать
* Забыли пароль?