Цель: моделирование способа диагностики степени развития навыков смыслового чтения у обучающихся высших учебных заведений как необходимого инструмента при получении высшего образования и формирования гармонично развитой личности с устойчивой системой ценностей. Методы: сравнения, обобщения, наблюдения, качественного и количественного анализа данных, лингвоконцептуального анализа текста. Результаты: в ходе исследования смоделирована система мониторинга степени развитости навыков смыслового чтения путем создания и анализа вторичного текста на основе прочитанного. Научная новизна: на данном этапе разработки проблемы способы диагностики навыков смыслового чтения используются для работы с младшими школьниками и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Предложенная модель позволяет осуществлять мониторинг степени развитости навыков смыслового чтения у взрослых людей, получающих высшее образование. Практическая значимость: результаты могут быть использованы в практике работы преподавателей высших учебных заведений.
смысловое чтение, уровень понимания текста, мониторинг развития навыков, маркер, проблема развития навыков смыслового чтения
1. Белова Т. В. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературы [Текст] / Т. В. Белова, О. Н. Хрипушина // Вестник научных конференций. 2018. - № 9-3 (37). - С. 17-18
2. Воронов В. В. Методы обучения в высшей школе в рамках студентоцентрированного подхода [Текст] / В. В. Воронов // Педагогическое образование и наука. 2019. - № 4. - С. 27-31
3. Потапенко А. Г. Смысловое чтение как общеучебное умение [Текст] / А. Г. Потапенко // Вестник научных конференций. 2017. - № 3-4 (19). - С. 82-83
4. Атрохова Т. В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельность (в начальной школе) [Текст] / Т. В. Атрохова // Ярославский педагогический вестник. 2014. - № 3. - С. 257-263
5. Залецкая С. Е. Мониторинг уровня сформированности смыслового чтения [Текст] / С. Е. Залецкая // На путях к новой школе. 2013. - № 1. - С. 94-96
6. Иншакова А. Г. Динамика овладения технической и смысловой сторонами чтения школьниками с дислексией [Текст] / А. Г. Иншакова // Исследования Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2008. - № 82-2. - С. 64-69
7. Крючкова Ю. В. О роли чтения в современной образовательной парадигме [Текст] / Ю. В. Крючкова // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2018. - № 2 (62). - С. 34-36
8. Басова Л. А. Формирование навыков беглого и осознанного чтения как фактор повышения качества образования учащихся на основной ступени обучения [Текст] / Л. А. Басова // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2014. - № 1. - С. 28-33
9. Ремарк Э. М. На западном фронте без перемен / Э. М. Ремарк; перевод с немецкого Н. Федоровой. - М.: Издательство АСТ, 2019. - 285 с
