Цель: определение влияния социальных ценностей на управленческие практики в системе современной экономики. Методы: сравнения, обобщения, наблюдения, системного анализа, группировки данных, теоретического познания, а также метод аналогии и исторический метод. Результаты: на основе анализа научной социологической литературы, источников выявлены предпосылки возникновения исследовательского интереса к изучению аксиологической проблематики в современном мире, выявлена специфика исследования социальных ценностей на индивидуальном, организационном или общественном уровне, обоснованы универсальные системы социальных ценностей современных авторов, занимающихся исследованием данной проблематики; определены истоки трансформационных процессов в системе ценностей в сфере бизнеса на современном этапе, в том числе, в организационной среде, определено значение социальных ценностей для современной управленческой практики организаций, зафиксированы наблюдаемые изменения ценностей и управленческие решения, основанные на ценностных регулятивах, создающие потенциально благоприятную площадку для изучения взаимных влияний между социальными структурными позициями и индивидуальным функционированием, принятием управленческих решений и управленческой практики в организационной среде вообще. Обосновано, что процессы глобализации, нарастающая динамика в области коммуникационных технологий и образования, а также конкуренция между бизнес-организациями также способствовали изменению их ценностей: от соотношения «цена-качество» к направлению «ценность-качество». Научная новизна: в статье впервые на основе представленных методов исследовано влияние социальных ценностей на управленческие практики в системе организационного управления в современной экономике. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и практической управленческой деятельности, при изучении вопросов обеспечения эффективного влияния социальных ценностей на управленческие практики в организациях, что, несомненно, положительно скажется на национальной экономике.
ценности, управленческие практики, современная экономика, структурная модернизация
1. Jaspers E. Values // 2016. https://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo 9780199756384/obo 9780199756384-0182.xml#obo 9780199756384-0182-bibItem 0001
2. Parsons Т. The place of ultimate values in sociological theory // International Journal of Ethics, 1935. Р. 282-316
3. Schwartz S. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values // Online Readings in Psychology and Culture, 2(1), 2012. https://doi.org/10.9707/2307-0919.1116
4. Hofstede G. Culture’s consequences: Comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations, 2d ed., Thousand Oaks, CA: SAGE, 2001. 596 р
5. Lee J. A. Schwartz Values Clusters in the United States and China // Journal of Cross-Cultural Psychology, vol. 42m 2011. P. 235-236
6. Smith P., Dugan S. National culture and the values of organizational employees: A dimensional analysis across 43 nations // Journal of Cross-Cultural Psychology, 1996. P. 231-264
7. Fischer R., Poortinga Y. H. Are cultural values the same as the values of individuals? An examination of similarities in personal, social and cultural value structures // International Journal of Cross Cultural Management, 2012. Р. 157-170
8. Inglehart R. The silent revolution: Changing values and political styles among Western publics, Princeton, NJ: Princeton Univ. Press, 1977. 482 p
9. Hitlin S., Piliavin J. Values: Reviving a dormant concept. // Annual Review of Sociology (30), 2004. P. 359-393
10. Hitlin S., Vaisey S. The new sociology of morality // Annual Review of Sociology (39), 2013. P. 51-68
11. Sime C. The power of values in leadership // 2019. https://www.forbes.com/sites/carleysime/2019/02/15/the-power-of-values-in-leadership/#6df914036f76
12. Elkington J. Cannibals with Forks: The Triple Bottom Line of 21st Century Business, Oxford: Capstone Publishing, 1997. 338 р
13. Gerhart B. Cross-cultural Management Research: Assumptions, Evidence, and Suggested Directions // International Journal of Cross-Cultural Management, 8 (3), 2008. pp. 259-274
14. Chandrakumara A, Sparrow P. Exploring Meaning and Values of Work Orientation as an Element of National Culture and Its Impact on HRM Policy-Practice Design Choices // International Journal of Manpower, 25 (6), 2004. pp. 364-389
15. Izzo, J., Withers P. Values Shifts: Recruiting, Retaining, and Engaging Multigenerational Work Force (2nd Ed.), Fair Winds Press, Lions Bay, BC. 2007
16. Chandrakumara A. Value of values for practicing managers and leaders // Problems and Perspectives in Management, Volume 9, Issue 2, 2011. P. 81-84
17. Aycan Z., Kanungo, R., Mendonca M., Yu K., Deller, J., Stahl, G., Khursid, A. Impact of Culture on Human Resource Management Practices: A Ten Country Comparison // Applied Psychology: An International Review, 63 (2), 2000. pp. 219-227
18. Budhwar P. Debrah Y. Human Resource Management in Developing Countries, Rutledge, London. 2001