Цель: - формирование личности гражданина и патриота посредством организации социально-проектировочной, исследовательской деятельности. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы и изучение нормативных документов, обобщение, синтез, контент-анализ. Результаты исследования: - социальное проектирование рассмотрено как актуальный метод социального воспитания в системе дополнительного образования детей по гражданско-патриотическому направлению; - гражданско-патриотическое воспитание представлено как часть общего воспитательного процесса, способствующего формированию у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитанию чувства гордости за малую родину и наше Отечество; - проанализированы детские социальные проекты: по увековечиванию памяти погибших земляков; сохранению традиций малой родины; благоустройству пришкольных территорий и улиц родного города (села, поселка); решению проблем экологии родного края; созданию органов детского самоуправления; развитию толерантности в обществе и в отношениях между людьми; пропаганде здорового образа жизни среди современной молодежи. Научная новизна результатов исследования: - уточнена педагогическая сущность понятия «социальное проектирование» как продуктивный метод воспитания, который направлен на практическое решение определенных социальных проблем у подрастающего поколения, способствующий формированию гражданской позиции, чувства патриотизма в отличие от существующих исследований близких по смыслу дефиниций: актуальный метод воспитательной работы школы (Ю. В. Громыко, Л. А. Хорькова), в системе дополнительного образования детей (А. Н. Варенцова), культурно-досуговой деятельности (Е. В. Олейник) для формирования гражданского общества (Г. М. Криницкая); - определена и экспериментально проверена реализация метода социального проекта, обеспечивающего организацию гражданско-патриотического воспитания обучающихся на базе Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В. П. Поляничко» (далее - ГАУДО ООДТДМ им. В. П. Поляничко). Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что выводы и полученные результаты могут быть использованы педагогами дополнительного образования при разработке конкурсов, программ и технологий целенаправленного формирования гражданина и патриота посредством организации социально-проектировочной, исследовательской деятельности.
проект, социальное проектирование, организация дополнительного образования, гражданин, гражданско-патриотическое воспитание
1. Громыко Ю. В. К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования // Психологическая наука и образование. 2018. - Т. 23. - № 1. - C. 93-105
2. Деточенко Л. С. Эффективность форм гражданского и патриотического воспитания молодежи: по материалам социологического исследования // Поволжский педагогический вестник. 2015. - № 4 (9). - С. 31-42
3. Криницкая Г. М. Социальное проектирование как средство формирования гражданской позиции школьников // Ярославский педагогический вестник. 2018. - № 1. - С. 40-45
4. Макарова Р. Т. Технология социального проектирования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. - № 1. - С. 5-15
5. Олейник Е. В., Испулова С. Н., Безенкова Т. А. Социальное проектирование в культурно-досуговой деятельности подростков в учреждении дополнительного образования // Перспективы науки и образования. 2019. - № 4 (40). - С. 215-224
6. Социальное проектирование в образовании и практике социальной работы: учебное пособие [Электронный ресурс]. 2018. Режим доступа: URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/58612/1/978-5-7996-2313-5_2018.pdf
7. Хорькова Л. А. Внедрение метода социального проекта в воспитательную работу школы [Электронный ресурс] // Вестник педагога. 2016. Режим доступа: URL: http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=9922
8. Шнайдер А. В. Детское социальное проектирование в современной школе как способ воспитания гражданина // Внешкольник Оренбуржья. 2020. - № 2. - С. 17-19