, Россия
, Россия
, Россия
УДК 15 Психология
ГРНТИ 15.31 Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология
В статье рассматриваются личностные особенности студентов психологических специальностей. Акцентируется внимание на половозрастных факторах проявления ранних дезадаптивных схем (РДС) как важного комплекса характеристик личности, обусловливающего возможности и ограничения профессионального становления. Схемы рассматриваются как фактор риска, снижающий адаптационный потенциал специалиста в профессии и эффективность его деятельности, в связи с чем они являются важной единицей анализа в области психологии труда. Эмпирическое исследование проводилось с 537 студентами психологических направлений подготовки и специальностей, из них 83 респондента мужского пола и 454 – женского, в возрасте от 16 до 45 лет. В работе применялся опросник «Диагностика ранних дезадаптивных схем Дж. Янга» (YSQ S3R). Математическая обработка результатов проводилась с помощью критерия Ливена методом дисперсионного анализа. В результате установлено, что признаки пола и возраста оказывают существенное влияние на различия не только в выраженности проявления РДС, но и в комплексировании РДС в каждой группе респондентов. В зависимости от пола и возраста различаются схемные профили юношей, девушек, мужчин и женщин с разной степенью выраженности каждой схемы. Существуют РДС, имеющие особую специфичность сензетивности к воздействию либо фактора пола, либо фактора возраста, либо их комплекса. Продемонстрированные в работе результаты доказывают значимость половозрастных особенностей для определения личностных соответствий профессии психолога, а также важность изучения личностных детерминант профессиональной успешности как со стороны желаемых особенностей, так и со стороны особенностей, противоречащих её требованиям и негативных. Прояснение характеристик РДС психологов, факторов, влияющих на них, позволит дополнить современные научные представления о феномене РДС применительно к условной психической норме, а также раскроет проблематику профессионально важных и профессионально негативных качеств с нового для современной отечественной психологии ракурса.
ранние дезадаптивные схемы; юношеский возраст; взрослость; профессионально важные качества; профессионально негативные качества; профессиональная деятельность; профессия; психолог
1. Аминов Н. А., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. – 1992. – № 5. – С. 104–109.
2. Бачманова Н. В., Стафурина Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. – 1985. – Вып. 5. – С. 78–86.
3. Богданов Е. Н., Касьяник П. М., Галимзянова М. В., Романова Е. В., Фаррелл Д. М. Взаимосвязь стилей воспитания и ранних дезадаптивных схем // Прикладная юридическая психология. – 2017. – № 3. – С. 83–93.
4. Галимзянова М. В., Касьяник П. М., Романова Е. В. Выраженность ранних дезадаптивных схем и режимов функционирования схем у мужчин и женщин в период ранней, средней и поздней взрослости // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2016. – № 3. – С. 109–125. DOI:10.21638/11701/spbu16.2016.310.
5. Иванова Н. Г. Критерии личностно-профессионального развития действующих психологов // International Journal of Medicine and Psychology. – 2021. – Т. 4. – № 2. – С. 13–15.
6. Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности : монография. – Ярославль: ЯрГУ, 2018. – 744 с.
7. Карпов А. В., Чемякина А. В. Понятие профессионально-негативных качеств личности / Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: сборник материалов Всероссийской научной конференции. – Ярославль: ООО «Филигрань», 2020. – С. 158–162.
8. Касьяник П. М., Романова Е. В. Диагностика ранних дезадаптивных схем. – Санкт-Петербург: Изд. Политехнического университета, 2016. – 151 с.
9. Кон И. С. Психология ранней юности. – Москва: Просвещение, 1989. – 256 с.
10. Молоканов М. В. Изучение соотношения показателей теппинг-теста с профессионально значимыми качествами практического психолога // Психологический журнал. – 1995. – Т. 16. – № 1. – С. 75–83.
11. Перевозкина Ю. М., Ветерок Е. В., Ганпанцурова О. Б. Системные детерминации индивидуально-ориентированных навыков межличностного общения студентов психолого-педагогического направления // Системная психология и социология. – 2020. – № 1 (33). – С. 51–63. DOI 10.25688/2223-6872.2020.33.1.04.
12. Петровская Т. Ю. Когнитивно-поведенческий подход к исследованию нарциссических аспектов личности / Социокультурные проблемы современного человека : сборник трудов. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2010. – С. 387–394.
13. Сушкина Е. С., Петровская Т. Ю. Влияние эмоционального интеллекта на социально-психологическую адаптацию студентов-психологов к профессиональной деятельности / Актуальные проблемы профориентологии на современном этапе развития общества : сборник трудов. – Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2016. – С. 324–329.
14. Gurman A. S., Razin A. M. Effective psychotherapy: Ahandbook of research. – Oxford ; New York : Pergamon Press, 1977. – 628 p.
15. Keykha Z. The Relationship between Talent Management with Burnout, Job Involvement and Organizational Productivity among High School Teachers at District 2 in Zahedan City // International Academic Journal of Humanities. – 2018. – Vol. 05(02). – P. 141–155. DOI: 10.9756/iajh/v5i2/1810033.
16. Lukáč J., Popelková M. The relationship between early maladaptive schemas and attachmen // Pomáhajúce Profesie. – 2020. – Vol. 3(1). – P. 5–19. DOI:10.17846/pp.2020.3.1.5-19.
17. Phillips K., Brockman R., Bailey Ph. E., Ian I. Kneebone I. I. Young Schema Questionnaire – Short Form Version 3 (YSQ-S3): Preliminary validation in older adults // Aging & Mental Health. – 2019. – Vol. 23:1. – P. 140–147. DOI: 10.1080/13607863.2017.1396579.
18. Rittenmyer G. J. The relationship between early maladaptive schemas and job burnout among public school teachers // Dissertation Abstracts International. – 1997. – Vol. 58 (5-A). – P.15–29.
19. Van Wijk-Herbrink M. F., Broers N. J., Roelofs J., Bernstein D. P. Schema Therapy in Adolescents with Disruptive Behavior Disorders // International Journal of Forensic Mental Health. – 2017. – Vol. 16:3. – Р. 261–279. DOI: 10.1080/14999013.2017.1352053
20. Young J., Klosko J., Weishaar M. Schema therapy. – N.Y. London, 2003. – 449 p.
21. Young J. E., Brown G. Young Schema-Questionnaire (3rd ed.) // Young J.E., Cognitive therapy for personality disorders: A schema-focused approach. Sarasota. –FL: Professional Resource Press, 1999. – P. 63–76.