КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КОНКУРЕНЦИЯ: СУЩНОСТЬ И ПОДХОДЫ
Рубрики: ТОРГОВЛЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В качестве информационной базы исследования использованы труды ученых, посвященных изучению конкуренции и конкурентоспособности. В статье рассмотрены различные теоретико-методологические подходы к определению экономической сущности понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность». Дискутирование экономистов на предмет определения обозначенных категорий продолжается и в настоящее время, поскольку существует тесная взаимосвязь между их сущностью и воздействием внешних и внутренних факторов на деятельность хозяйствующих субъектов, а перечень и содержание этих факторов видоизменяется во времени и пространстве. Авторами проанализированы трактовки понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» с целью выявления наиболее общих черт в определении их сущности. На основании изученных подходов сформулирована авторская трактовка категории «конкурентоспособность». Результаты проведенного исследования могут быть использованы при формировании стратегии развития субъектов хозяйствования на рынках товаров, работ, услуг.

Ключевые слова:
конкурентоспособность, конкуренция, борьба, конкуренты, рынок товаров, работ, услуг, субъект хозяйствования, факторы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с

2. Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо. – М.: Эксмо, 2007. – 960 с.

3. Милль, Дж. С. Основы политической экономии / Дж. С. Милль. – М.: Прогресс, 1981. – С. 12.

4. Маршалл, А. Основы экономической науки / А. Маршалл. – М.: Эксмо, 2008. – 832 с.

5. Левина, Е. А. Конкуренция по Курно и по Бертрану: выбор стратегической переменной на примере автомобильного рынка России / Е. А. Левина, Е. В. Покатович // Современная конкуренция. 2015. – № 6(54). – С. 52-58.

6. Маркс, К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Т. 3. – М.: Наука, 1990. – 1078 с.

7. Сысоева, Е. А. Факторы конкурентоспособности предприятия: подходы и составляющие / Е. А. Сысоева // Экономические науки. Экономика и управление. – 2015. – № 12. – С. 283-287.

8. Робинсон, Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Дж. Робинсон. – М.: Прогресс, 1986. – 362 с.

9. Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития / Й. А. Шумпетер. – М.: Прогресс, 1982. – 453 с.

10. Пенроуз Э. Теория роста фирмы / Э. Пенроуз, Е. Вернерфельт – СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 480 с.

11. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608 с.

12. Гельвановский, М. И. Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации: концептуальные и правовые проблемы / М. И. Гельвановский // Современная конкуренция. 2007. – № 1. – С. 50-57.

13. Завьялов, П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах / П. С. Завьялов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 336 с.

14. Яшин, С. Н. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности. Том 1. Экономика: учебник / С. Н. Яшин, И. Л. Туккель, Е. В. Кошелев. – СПб.: БХВ-Петербург, 2014. – 688 с.

15. Фатхутдинов, Р. А. Концепция новой теории управления конкурентоспособностью и конкуренцией / Р. А. Фатхутдинов // Современная конкуренция. – 2007. – № 1(1). – С. 73-86.

16. Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г. Л. Азоев. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. – 189 с.

17. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции / Э. Чемберлин. – М.: Центр, 1997. – 349 с.

18. Гранберг, А.Г., Аганбегян, А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза / А. Г. Гранберг. – М.: ГУВШЭ, 2000. – 576 с.

19. Сачук, Т. В. Территориальный маркетинг / Т. В. Сачук. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.

20. Селезнев, А. З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России / А. З. Селезнев. – М.: Юристъ, 1999. – 384 с.

21. Бондаренко, Е. Н. Методические подходы к оценке конкурентоспособности региона / Е. Н. Бондаренко // Наука Парк. – 2011. – № 2(3). – С. 88-95.

22. Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. – М.: Мысль, 1971. – 352 с.

23. Данилов, И. П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология) / И. П. Данилов. – М.: Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. – 368 с.

24. Василевская, А. А. Конкуренция и её роль в современной экономической системе / А. А. Василевская, И. А. Лунин // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» – Самара, Государственный экономический университет. – 2018. – 20 с.

25. Калиева, О. М. Эволюция научных взглядов о сущности конкурентоспособности / О. М. Калиева, Н. В. Белоцерковская, Джукаева Ю. Р., Бобылева Е. А. // Молодой ученый. 2015. – №1. – С. 226-227.

26. Хейне, Пол. Экономический образ мышления / П. Хейне. – М.: Каталаксия, 1997. – 704 с.

27. Макконнелл, К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с 13-го англ. изд. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю, – М.: ИНФРА-М, 1999. – 974 с.

28. Хайек, Ф.А. Познание, конкуренция и свобода: антология соч. / Ф.А. Хайек: под ред. Д. Антисери и Л. Инфантино. – СПб.: Пневма, 1999. – 287 с.

29. Хруцкий, В. Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 560 с.

30. Коваленко, А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях / А. И. Коваленко // Современная конкуренция. – 2013. – № 6(42). – С. 65-79.

31. Кравченко, О. В. Проблемы управления конкурентоспособностью предприятия / О. В. Кравченко. – Саратов: Поволж. межрегион. учеб. центр, 2014. - 194 с.

32. Поляничкин, Ю. А. Методы оценки конкурентоспособности предприятий / Ю. А. Поляничкин // Проблемы экономики и юридической практики. – 2012. – № 3. – С. 1-4.

33. Карпов, А. Л. Конкурентоспособность: тактика и стратегия предприятия / А. Л. Карпов. – Иркутск: ОмГУ. – 2013. – 180 с.

34. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь: 2-е изд., испр./ Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М. – 1999. – 479 с.

35. Бабенко, Д. Н. Обеспечение устойчивого функционирования предприятия на основе управления его конкурентоспособностью: автореф. дис. … канд. эконом. наук / Д. Н. Бабенко. – Краснодар, 2004. – 25 с.

36. Богомолова, И. П. Анализ формирования категории конкурентоспособность, как фактора рыночного превосходства экономических объектов / И. П. Богомолова, Е. В. Хохлов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – № 1. – С. 113-119.

37. Бондарев, А. В. Управление конкурентоспособностью промышленных предприятий на основе выбора стратегии функционирования: автореф. дис. … канд. эконом. наук / А. В. Бондарев. - Краснодар, 2005 – 27 с.

38. Булгаков, О. В. Управление конкурентоспособностью промышленных предприятий: автореф. дис. … канд. эконом. наук / О. В. Булгаков. – Краснодар, 2001. – 24 с.

39. Голубков, Е. П. Исследование и анализ рыночной ситуации / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – № 1, 2.

40. Доржиева, Е. В. Конкурентоспособность экономики на мезоуровне: сущность, критерии, факторы: автореф. дис. … канд. эконом. наук / Е. В. Доржиева. - УланУдэ, 2004. – 20 с.

41. Дулисова И. Л. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара / И. Л. Дулисова [Электронный ресурс]. URL:http://www.marketing.spb.ru/read/essai/6.htm. (дата обращения: 10.06.2021).

Войти или Создать
* Забыли пароль?