Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (Кафедра физической подготовки сотрудников органов внутренних дел, Старший преподаватель)
Тюмень, Россия
УДК 796.052.244 Тактика защиты. Системы защиты
ББК 74 Образование. Педагогическая наука
В настоящей статье автором рассматриваются особенности использования ситуационного метода, направленного на совершенствование применения навыков боевых приёмов борьбы в ситуациях оперативно-служебной деятельности сотрудников дежурных частей ОВД. В ходе проведённого исследования разработан комплекс типовых ситуаций служебной деятельности сотрудников дежурных частей органов внутренних дел, а также выявлена эффективность использования данного комплекса типовых ситуаций в ходе практических учебно-тренировочных занятий со слушателями, проходящими профессиональное обучение по должности служащего «полицейский». Результаты исследования показали, что слушатели экспериментальной группы, испытывавшие на себе влияние комплекса типовых ситуаций, превзошли результаты слушателей контрольной группы по уровню сформированности навыков применения боевых приёмов борьбы на 58,6 %. Таким образом, использование комплексов типовых ситуаций в профессионально-специализированном цикле вариативной дисциплины «Актуальные вопросы деятельности подразделений дежурных частей» в рамках освоения темы «Особенности применения физической силы и специальных средств при работе с доставленными и задержанными сотрудниками дежурных частей территориальных органов МВД России» способствует совершенствованию навыков применения физической силы, в том числе боевых приёмов борьбы, в ситуациях, возникающих в оперативно-служебной деятельности сотрудников дежурных частей.
физическая подготовка, ситуационный метод, сотрудники дежурных частей, применение физической силы, боевые приёмы борьбы, типовые ситуации, оперативно-служебная деятельность
1. Хозаев П. Б. К вопросу о деятельности дежурных частей ОВД как основного элемента оперативного управления в системе МВД России // Пробелы в российском законодательстве. – 2016. – № 7. – С. 203–205.
2. Григорьев А. Н., Крамаренко В. П. Использование методологии ситуационного подхода в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2019. – № 2 (56). – С. 85–89.
3. Троян Е. И. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел к комплексным силовым действиям в оперативно-служебных ситуациях: монография. – Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2019. – 84 с.
4. Слесарева Е. А., Мирзахмедов Д. Ш., Бадриддинов Д. Ф. У. Применение «ситуационного метода» при обучении сотрудников оперативных подразделений боевым приемам борьбы // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2019. – № 1. – С. 80–82.
5. Малиновский А. В., Красилов О. В., Мананников С. В. Использование метода ситуационного моделирования на занятиях по профессиональной прикладной физической подготовке в образовательных организациях системы МВД России // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 3. – С. 384–389.
6. Рустамов Р. А., Трофимов Ю. В. Типовые ситуации в огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов // Академическая мысль. – 2019. – № 1 (6). – С. 123–128.
7. Троян Е. И., Трусова Н. К. Использование ситуационного метода для обучения сотрудников подразделений охранно-конвойной службы полиции к применению физической силы в типовых ситуациях служебной деятельности // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2020. – № 4 (62). – С. 31–35.
8. Троян Е. И., Богданова В. А., Насонов В. В. Ситуационный метод как способ реализации практико-ориентированного подхода в физической подготовке сотрудников ОВД // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – № 3 (16). – С. 179–181.
9. Троян Е. И. Использование ситуационного метода для обучения сотрудников полиции применению приёмов самозащиты и задержания / Инновационные формы и практический опыт физического воспитания детей и учащейся молодёжи : сборник научных статей / ред. П. И. Новицкий (гл. ред.) [и др.]. – Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2020. – С. 251–255.
10. Трапезникова Т. Н. Новейшие педагогические технологии: кейс-метод (метод ситуационного анализа) // Территория науки. – 2015. – № 5. – С. 52–59.