Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье представлен краткий обзор лингвометодических исследований последнего времени, выявлена коммуникативная направленность диссертаций по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, РКИ), продемонстрирован их научно-методический потенциал. В современной социокультурной ситуации развитию методики преподавания русского языка способствует опора исследователей на достижения смежных наук: психолингвистики, этнолингвистики, этнометодики, когнитивной лингвистики. В статье подчеркнуто, что принципиально важно повышать мотивацию обучающихся к изучению русского родного языка и РКИ, учитывать широкие возможности новых информационных технологий в обучении русскому языку, создавать новый образовательный контент, в котором находит отражение новое время. В определении тематики современных диссертационных исследований часто присутствует технологический компонент, выступающий инновационным средством решения проблемы (на основе корпусных технологий, с использованием визуальных опор, с применением интерактивных форм, на основе интернет-технологий, получивших импульс к развитию в период пандемии, с использованием медиатекстов, на материале программ интернет-телевидения и др.). Представленные в диссертационных исследованиях модели обучения русскому языку предлагаются с опорой на личностный ресурс обучающихся, выраженный в интересе к культуре страны изучаемого языка и её социуму, в способности сопоставить иноязычную культуру со своей, в стремлении глубже понять особенности российского менталитета. Анализ диссертаций показывает их соотнесённость с запросами общества на социально адаптированную, коммуникативно состоятельную личность, полноценно владеющую русским языком.
методика преподавания русского родного языка и русского языка как иностранного, коммуникативность, диалог культур, культуроведческий компонент, коммуникативная компетенция, письменное высказывание, межкультурные коммуникативные умения, межкультурная коммуникативная компетенция, устно-речевые умения, межкультурное профессиональное общение, формирование языковой личности, современные тенденции и доминанты, диссертации, научно-методический потенциал, научное обобщение
1. Аверкиева Л.Г. Методика формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов бакалавриата на основе использования междисциплинарных проектов и интернет-технологий. Автореферат дисс. к.п.н. Томск, 2019
2. Агафонова К.Е. Проблема понимания скрытых и явных словесных выпадов в политическом дискурсе (на занятиях по русскому языку как иностранному). Автореферат дисс. к.п.н. М., 2019
3. Анисина Ю.В. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих с учётом культуроведческого компонента курса русского языка. Автореферат дисс. к.п.н. М., 2019
4. Антипова Н.Б. Развитие навыков говорения с использованием визуальных опор на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному в полилингвальной аудитории. Автореферат дисс. к.п.н. М., 2019.
5. Барсегян К.М. Методика формирования социокультурной компетенции на занятиях по аудированию с использованием медиатекстов (курсовая индивидуальная форма обучения, начальный этап). Автореферат дисс. к.п.н. М., 2020.
6. Васильева А.В. Методика использования интерактивных форм при развитии устно-речевых умений на русском языке как иностранном в условиях краткосрочного обучения: I сертификационный уровень. Автореферат дисс. к.п.н. СПб., 2019
7. Гойхман О.Я. Теория и практика обучения речевой коммуникации студентов-нефилологов сервисных специальностей. Дисс…д.п.н. М., 2001.
8. Дейкина А.Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка. Монография / А.Д. Дейкина. М.: МПГУ, 2019
9. Дейкина А.Д., Янченко В.Д. Некоторые тенденции современной методики преподавания русского языка как иностранного // Современная коммуникативистика, 2018, №1. –С.47-52.
10. Краснокутская Н.В. Обучение заимствованной лексике в русском языке как лингводидактическая проблема (на материале спецкурса для иностранных учащихся). Автореферат дисс. к.п.н. М., 2020.
11. Никитина Т.В. Моделирование методической системы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России. Автореферат дисс. к.п.н. Екатеринбург, 2019.
12. Победаш Е.В. Формирование социокультурной компетенции китайских учащихся в практике обучения РКИ (на материале текстов русско-китайского диалога культур). Автореферат дисс. к.п.н. М., 2020.
13. Прокопова И.И. Система обучения восприятию и пониманию русской речи на материале информационно-развлекательных программ интернет-телевидения (первый сертификационный уровень). Автореферат дисс. к.п.н. М., 2020.
14. Сёмина А.И. Предметно-интегративное обучение русскому языку как иностранному на подготовительных факультетах российских вузов (физико-математический модуль). Автореферат дисс. к.п.н. М., 2020.
15. Толмачёва Е.Ю. Проблемно-конструктивный диалог в обучении устным видам речевой деятельности иностранных студентов (уровни А1-В1). Автореферат дисс. к.п.н. М., 2020.