Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
, Россия
В статье сделан акцент на основных проблемах и рисках, связанных с глобальными процессами резкого перевода рядом стран мира процессов обучения в дистанционный формат в период пандемии COVID-19. Рассмотрены особенности трансформации традиционного образования с учётом новых требований, ранее базирующегося на принципах устойчивого развития. Обозначены проблемы внедрения онлайн-форматов, дистанционных технологий, цифровой образовательной среды, трудности и риски при вынужденном быстром переходе на онлайн-обучение. Сделан акцент на необходимости идентификации проблем цифрового и социального неравенства учащихся. Особое внимание уделено мерам по смягчению последствий дистанционного образования для социально незащищенных категорий учащихся, так как именно они столкнулись с серьезными препятствиями различного характера и оказались в зоне наибольшего риска.
пандемия COVID-19, дистанционное образование, последствия закрытия образовательных учреждений, проблемы и риски онлайн-обучения, устойчивое развитие, цифровые технологии образования
1. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала (по результатам экспресс-исследования и экспресс-опроса): в 2 ч. // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – № 2. – С. 6–33.
2. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". – 2019. – №1 (6). – URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 18.10.2021).
3. Голышкова И.Н. Анализ ключевых составляющих модели «цифровой университет» // E-Management. – 2020. – Т. 3. – № 3. – С. 53–61
4. Ильюшенко Н.С. Digital learning: Перспективы и риски цифрового поворота в образовании // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 2-й Международной конференции. – Москва : ИПМ им. М.В. Келдыша. – 2019. – С. 215–225.
5. Климов А.А., Заречкин Е.Ю., Куприяновский В.П. О цифровой экосистеме современного университета // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2019. – Т. 15. – № 4. – С. 815–824.
6. Ковалёва И.А., Канке А.А., Мозговой А.И. Управление человеческими ресурсами через призму глобальных трансформационных изменений // Вестник МГПУ. – 2021. – № 1. – С. 71–86.
7. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2019. – Т. 25. – № 2. – С. 84–88.
8. Человеческие ресурсы цифровой экономики: формирование, развитие, использование: колл. монография. – М., ГУУ – 2020. – 215 с.
9. Kanke Alla A., Morozova Natalia I. & Tinyakova Viktoriya I. (2021) Restarting the Education Model in the Digital Economy // Studies in Systems, Decision and Control. 2021. T. 314. P. 1043–1051. DOI: 10.1007 / 978–3-030–56433–9_109.
10. Katzman, N. & Stanton, M. (2020) The Integration of Social Emotional Learning and Cultural Education into Online Distance Learning Curricula: Now Imperative during the COVID–19 Pandemic. Creative Education, 11, 1561–1571. DOI: 10.4236/ce.2020.119114.
11. Komolafe, B., Fakayode, O., Osidipe, A., Zhang, F. & Qian, X. (2020) Evaluation of Online Pedagogy among Higher Education International Students in China during the COVID–19 Outbreak. Creative Education, 11, 2262–2279. DOI: 10.4236/ce.2020.1111166.
12. Sharipov F.F., Krotenko T.Y. & Dyakonova M.A. (2021) Talent Management: Needs and Prospects for Business Development in the Digital Economy. In: Ashmarina S.I., Mantulenko V.V. (eds) Digital Economy and the New Labor Market: Jobs, Competences and Innovative HR Technologies. IPM 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 161. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978–3-030–60926–9_65
13. Tsolou, O., Babalis, T. & Tsoli, K. (2021) The Impact of COVID–19 Pandemic on Education: Social Exclusion and Dropping out of School. Creative Education, 12, 529–544. DOI: 10.4236/ce.2021.123036.
14. Vlassopoulos, G., Karikas, G., Papageorgiou, E., Psaromiligos, G., Giannouli, N. & Karkalousos, P. (2021) Αssessment of Greek High School Students towards Distance Learning, during the First Wave of COVID–19 Pandemic. Creative Education, 12, 934–949. DOI: 10.4236/ce.2021.124067.