Москва, г. Москва и Московская область, Россия
На основании результатов фундаментальных исследований, выполненных в Институте содержания и методов обучения РАО в статье с позиции системно-деятельностного подхода раскрыты концептуальные положения мотивирования обучающихся общеобразовательных школ на современную инновационную деятельность посредством выполнения инновационных проектов в качестве обязательного задания в содержании обучения в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.
инновационная деятельность, инноватика, индивидуальный учебный инновационный проект, мотивированность на инновационную деятельность, способности к инновационной деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования, введенном в действие 2 июля 2012 г., в п. 5 разд. 1 при формировании портрета выпускника школы поставлена задача развития ряда личностных характеристик обучающихся, среди которых следует выделить такую как «мотивированный на творчество и инновационную деятельность».
Все педагогические коллективы общеобразовательных школ обязаны решать данную проблему, добиваясь четко заданных Стандартом личностных и предметных результатов.
В связи с этим возникает ряд вопросов: кто будет формировать личность обучающихся с заданной Стандартом характеристикой? Готовы ли учителя к этой деятельности? Где в содержании образования найти место для решения этой образовательной задачи? Какие методы обучения при этом использовать?
Ответ содержится в самом Стандарте.
В разделе Стандарта «Требования к результатам освоения основной образовательной программы» (п. 11 раздел П) предусмотрено обязательное выполнение всеми старшеклассниками индивидуального проекта. «Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного». Логично предположить, что формирование мотивированности на инновационную деятельность будет успешным, если старшеклассники будут выполнять именно инновационный проект, а не какой-нибудь другой. Поскольку в Стандарте отмечено, что по результатам выполнения индивидуального проекта у обучающихся должна быть сформирована способность к инновационной деятельности.
Формирование мотивированности на инновационную деятельность и способности к инновационной деятельности в качестве обязательных результатов учебного процесса создали новую образовательную реальность, системообразующим началом в которой становится выполнение каждым обучающимся инновационного проекта, что согласуется с системно-деятельностным подходом, принятым в Стандарте второго поколения в качестве методологической основы.
1. Бычков А.В. Инновационная культура. Образовательная программа // Профильная школа. – 2005. – № 6. – С. 33–38.
2. Бычков А.В. Инновационный труд старшеклассников – технология социальной защиты. – М.: Знание, 2005.
3. Бычков А.В. Метапредметная сущность образовательной инноватики в обучении технологии в профильной школе // Профильная школа. – 2011. – № 6. – С. 25–32.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 мая 2012 г. № 413.