В статье производится анализ процессов ресакрализации, происходящих в культуре и искусстве параллельно процессу десакрализации, который представляет собой онтологическую основу современной культуры и искусства постмодерна и имеет мировоззренческий характер, потому что бездуховность современной художественной культуры и искусства, духовное сущностное опустошение оснований сферы культуры в целом связывается нами с утратой трансцендентного начала или основы, которое характеризовало всю прежнюю традиционную классическую культуру и эстетику. Установлено, что ресакрализация принимает различные формы, приводя к разным видам шаманизма (реального и виртуального), а также сакрализации вещности, жестокости, соматических и либидозных феноменов в искусстве, благодаря которым человек может и способен выйти за пределы своего бытия, что ведет, соответственно, к шаманизму в искусстве, вещизму, телесности, сексуальности, жестокости в актуальном и массовом искусстве, электронно-цифровым и специфическим медийным художественным поискам и выражениям в виртуальном искусстве. Выявлено, что процессресакрализации становится возможным благодаря тому, что в основе сакрального находятся глубинные архетипы человеческого сознания, которые определяют и взаимозаменяют сакральное. Однако в современной культуре сакральное стало пустым симулякром, оболочкой без высокого духовного содержания, формой без смысла и презентует не высокое и духовное содержание, а низменные ценности, потому что стало заполняться теми смыслами и содержаниями, которые стали актуальны в современную эпоху. Делается вывод, что современное искусство сакрализует обыденные и даже низменные явления и тенденции постмодерновой современности.
десакрализация, ресакрализация искусства, постмодерн, сакральное, архетип
Современная постмодерная культура сознательно отказывается от признания бытия какого-либо иного духовного начала — Бога, Абсолюта, божественного Первопринци-па, за исключением обыденно человеческого, лишенного какой-либо устремленности метафизическим идеалам, метафизическим реальностям. Принцип десакрализации можно рассматривать как специфику бытия современной культуры, онтологическую основу современной постмодерной культуры, означающую и характеризующую обесценивание сакральных образцов, потерю сверхперсонального (социокультурного) и экзистенциального статуса культурой, утрату трансцендентальной реальности культуры в целом и искусства в частности, обеспечивающей общую целостность культуры, мира, общества, человека, и как следствие — ее децентрация, плюрализм, нониерархия ценностей и т. д. Однако параллельно этому происходит обратный процесс ресакрализации. Целью статьи является выявление феномена сакрального в современной десакрализованной культуре, способного реализовать процесс сакрализации в культуре и искусстве постмодерна.
Процесс ресакрализации возможен благодаря и на основе связи сакрального с глубинными архетипами человеческого сознания. Современная культурно-историческая ситуация «актуализирует интенсивный поиск духовных основ для культурной самоидентификации, заставляя функционировать самый глубинный слой человеческой психики — коллективное бессознательное с его архетипическими проявлениями» [4, с. 14]. А.С. Сафонова рассматривает сакральное как архетип, подсознательный символ, имеющий влияние на людей
1. Бычков В.В. Феномен некпассического эстетического сознания // Вопросы философии. 2003. № 12. С. 80—92.
2. Бычков В.В. Феномен некпассического эстетического сознания //Вопросы философии. 2003. № 10. С. 61—71.
3. Васильева Е. Василий Кандинский. Заклинатель будущего // Искусство. Тайна. 2013. № 2 (585). С. 126—129.
4. Ивановская О.В. Вера как феномен культуры: автореф. дисс... д-ра филос. наук. Волгоград, 2012. 43 с.
5. Паи/оков В. Роберт Смитсон. Маг Земли // Искусство. Тайна. 2013. № 2 (585). С. 136—141.
6. Подорога В. Тайны в искусстве нет // Искусство. Тайна. 2013. № 2 (585). С. 18—22.
7. Савкина А.В. Понятие сакрального в условиях современного общества. Автореф.дис... канд. филос. наук. М., 2012.22 с.
8. Сафонова А.С. Сакральное как социокультурный феномен. Автореф. дис... канд. филос. наук. СПб., 2007.20 с.
9. Степанова С. Русская живопись в контексте десакрализации искусства // Искусствознание. 2006. № 2/06. С. 152-176.
10. ШтейнерА. Онтология тайны в искусстве середины века // Искусство. Тайна. 2013. № 2 (585). С. 60—71.
11. Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское / Пер. с фр. А.А. Васильевой, Ю.Н. Стефанова, Н.К. Гарбовского. М.: Ладомир, 2000. 414 с.
12. Bonnet Anne-Marie. Kunst der Moderne. Kunst der Gegenwart. Herausforderung und Chance. Knm 2004. 160 S.
13. Poetter Jochen. Kunst im 20. Jahrhundert. Schnellkurs. Koln 2004. 240 S.