ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 33 Экономика. Экономические науки
в статье представлены динамика энерговооружённости рабочей силы сельско-хозяйственных организаций РФ, динамика энергообеспеченности сельскохо-зяйственных организаций РФ за период 2016-2020 гг., обоснованы организационно-экономические и административно-правовые инструментов интенсификации процессов цифровой трансформации отраслей АПК РФ, прогнозируется социально-экономический эффект, возникающий вследствие реализации данных мероприятий. Результаты исследования могут использоваться органами государственной власти и управления при подготовке документов стратегического планирования, программ развития АПК, а также сельскохо-зяйственными товаропроизводителями при реализации инвестиционных проектов в отраслях агропромышленного комплекса РФ.
сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, экономика, отрасль, развитие, цифровизация, интенсификация, конкурентоспособность
Законодательными и нормативно-правовыми актами [4, 9, 10, 14, 15,16], определены приоритетные цели развития агропромышленного комплекса РФ, социально-экономической сферы сельских территорий РФ. Достижение задач, обозначенных в указанных документах стратегического планирования, подразумевает интенсификацию сельскохозяйственной деятельности что, в свою очередь, актуализирует научный поиск организационно-экономических, административно-правовых инструментов, механизмов, практик повышения эффективности агропромышленного комплекса РФ.
Российскими учёными-экономистами исследуются различные аспекты социально-экономического развития сельских территорий РФ, особенности хозяйственной деятельности различных отраслей АПК. В работах Podkolzina I. M., Gladilin A. V., Reshetov K.Yu., Taranova I. V., Gladilin V. A. [20] исследуются вопросы обеспечения продовольственной безопасности РФ. Факторы, детерминирующие специфику АПК и сельскохозяйственного производства на региональном уровне интерпретированы в трудах Ревунов Р. В., Ревунова С. В., Шереметьева П. Г., Чернышовой Т. Н. [11], в работах Иванова Н. И., Сорогина А. С. обоснованы направления интенсификации использования земельных угодий РФ [5].
В контексте тематики исследования, рассмотрим показатели развития АПК РФ за последние годы. На рисунке 1 представлена динамика энерговооружённости рабочей силы сельскохозяйственных организаций РФ за период 2016-2020 гг. (в соответствии с Приказом Росстата 21.07.2020 №399 рассчитана как отношение суммы всех энергомощностей к среднегодововой численности сотрудников сельхозорганизаций) [8].
Рисунок 1 – Динамика энерговооружённости рабочей силы сельскохозяйственных организаций РФ за период 2016-2020 гг.
Как показывают данные рисунка 1, за период наблюдения отмечается рост энерговооружённости рабочей силы сельхозорганизаций РФ с 77 до 90 лошадиных сил в расчёте на 1 сотрудника (+13 л. с./1 сот., +16,8 %).
На рисунке 2 представлена динамика энергообеспеченности сельскохозяйственных организаций РФ за период 2016-2020 гг. (в соответствии с Приказом Росстата 21.07.2020 №399 рассчитана как отношение суммы всех энергомощностей сельскохозяйственной техники к общей посевной площади, умноженной на 100) [8].
Рисунок 2 - Динамика энергообеспеченности сельскохозяйственных организаций РФ за период 2016-2020 гг.
Согласно данным рисунка 2, за период 2016-2020 гг отмечается незначительная позитивная динамика, отражающая постепенное улучшение энергообеспеченности сельскохозяйственных организаций РФ с 200 до 201 л. с. на 100 га посевной площади (+1 л. с. /100 га посевной площади, +1 %).
Отмеченные выше позитивные результаты развития АПК РФ обусловлены, в том числе, реализацией мер государственной поддержки, позволивших упростить доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к капиталу, современной аграрной технике и технологиям производства. Действие упомянутых факторов может быть значительно усилено за счёт внедрения в экономическую деятельность сельхозтоваропроизводителей, а также хозяйствующих субъектов, специализирующихся на переработке сельхозсырья цифровых технологий, позволяющих повысить квалификацию персонала агрофирм без отрыва от основной деятельности, повысить эффективность управления хозяйствующими субъектами АПК, минимизировать негативное влияние человеческого фактора в технологических процессах, интенсифицировать использование земельных угодий и т. п.
Некоторые исследователи [18, 19, 20] указывают на то, что формирование благоприятной институциональной среды позволяет значительно ускорить цифровую трансформацию сельскохозяйственной деятельности РФ. По нашему мнению, среди возможных организационно-экономических и административно-правовых инструментов интенсификации процессов цифровой трансформации отраслей АПК РФ необходимо отметить следующие: распространение действия специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога, предусмотренного частью 2 Налогового кодекса РФ [7] на располагающихся на территории РФ производителей программного обеспечения и оборудования, применяемого в контексте цифровизации отраслей АПК РФ; создание на базе ведущих аграрных высших учебных заведений РФ центров цифровой интенсификации сельскохозяйственной деятельности, обеспечивающих производство и удалённый доступ посредством телекоммуникационных технологий к цифровым научным и образовательным продуктам, создаваемым с учётом социально-экономической и природной специфики соответствующих регионов, а также тиражирование наиболее эффективных управленческих, организационных, технико-технологических практик. Ведомственные документы [1, 6], отражающие основные направления цифровизации сельского хозяйства РФ, необходимо дополнить вышеупомянутыми предложениями.
Подводя итог сказанному, сформулируем следующие основные выводы:
1. На современном этапе для сельского хозяйства Российской Федерации, в целом, характерны позитивные тенденции, связанные с постепенным увеличением производства основных видов продукции агропромышленного комплекса. Наблюдаемое увеличение масштаба производства основывается, в том числе, на таких интенсифицирующих факторах, как повышение энерговооружённости рабочей силы АПК и энергообеспеченности сельскохозяйственных хозяйствующих субъектов РФ.
2. Установленные выше факторы стимулирования развития отраслей сельскохозяйственного производства и переработки РФ сформировались за счёт действия мер государственной поддержки агропромышленного производства, в частности, активизации программ лизинга современной энергоэффективной сельскохозяйственной техники, посредством оператора программы госкомпании АО «Росагролизинг»; частичного субсидирования за счёт средств федерального бюджета РФ процентной ставки по кредитным линиям, привлекаемым сельскохозяйственными товаропроизводителями для реализации инвестиционных проектов; частичного субсидирования транспортных расходов; введения для сельхозтоваропроизводителей РФ специального налогового режима в виде единого сельскохозяйственного налога, взимаемого по ставке 13 % (для сравнения: ставка налога на прибыль организаций составляет 20 % [7]).
3. Как показывает практика, упомянутые выше меры государственной поддержки развития АПК сформировали отраслевые драйверы роста, способствовавшие ускоренному развитию отраслей агропромышленного комплекса РФ по сравнению с другими отраслями экономики. В условиях наблюдаемого в настоящее время росту мирового спроса на продукцию сельскохозяйственного производства, динамично развивающийся российский АПК может усилить свои позиции на глобальном рынке.
4. Среди резервов роста отечественного АПК необходимо выделить цифровизацию сельскохозяйственной экономической деятельности. Использование цифровых технологий в производственной цепочке на стадиях производства, поставки, переработки сельхозпродукции способствует снижению издержек хозяйствующих субъектов АПК, ускорению экономического оборота, что, в итоге, способствует усилению конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и капитализации хозяйствующих субъектов АПК так и укреплению позиций РФ как одного из крупнейших игроков на мировом аграрном рынке.
5. Прогнозируемый социально-экономический эффект, возникающий вследствие реализации обоснованных выше организационно-экономических и административно-правовых инструментов интенсификации процессов цифровой трансформации отраслей АПК РФ заключается сокращении сроков реализации инвестиционных проектов, сокращении снижении издержек на микро- и мезоэкономическом уровнях, создании новых инновационных рабочих мест в сельском хозяйстве, транспортной и перерабатывающей отраслях, диверсификации экономики аграрных регионов РФ, получении дополнительных налоговых доходов бюджетной системой РФ.
1. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»: офици-альное издание. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 48 с
2. Галазова С.С. Проблемы модернизации первичного звена нацио-нальной экономики // Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 4-3. С. 10-12.
3. Галазова С.С., Тавбулатова З.К. Кластеризация рынка капиталов в механизме ускоренного развития современной ресурсной экономики // Вест-ник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагу-рова. 2012. № 4. С. 251-253.
4. Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Россий-ской Федерации до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 г. №1796-р)
5. Иванов Н.И. Подходы к совершенствованию методики земле-устроительного проектирования в системе агропромышленного комплекса на основе консолидации земель / Иванов Н. И., Сорогин А. С. // Науки о Земле. 2020. №1. С. 100-105.
6. Кулагина Н.А. Направление обеспечения устойчивого развития промышленного производства в системе экономической безопасности регио-на // В сборнике: Современные тенденции развития менеджмента и государ-ственного управления. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Современные тенденции развития менеджмента и государ-ственного управления. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (27 января 2016 г.) / Под редакцией д.э.н. А.В. Полянина. – Орёл: Изд-во ОФ РАНХиГС. 2016. С. 153-156.
7. Налоговый кодекс РФ, часть вторая, от 5.08.2000 г №117-ФЗ
8. Официальный сайт Росстата https://rosstat.gov.ru/folder/11186 дата обращения 18.01.2022 г.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. № 157 «О создании системы государственного информационного обеспечения сельского хозяйства»
10. Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. №207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Феде-рации на период до 2025 года»
11. Ревунов Р.В. Направления повышения эффективности сельского хозяйства Ростовской области / Ревунов Р. В., Ревунов С. В., Шереметьев П. Г., Чернышова Т. Н. // Московский экономический журнал. 2021. №6.
12. Симонов С.Ю. Место проектного управления в реализации прио-ритетных государственных проектов // В сборнике: Актуальные проблемы развития экономики и управления в современных условиях. сборник матери-алов III Международной научно-практической конференции. Негосудар-ственное образовательное частное учреждение высшего образования «Мос-ковский экономический институт». Москва, 2020. С. 746-757.
13. Солодуха П.В., Левин М.К., Шпилина Т.М. Формирование инно-вационной экономики в Российской Федерации: монография (институцио-нальный аспект)/ Москва, Издательство «Русайнс», 2017.-152с.
14. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена рас-поряжением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года №993-р)
15. Указ президента России от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
16. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»
17. Харламов А.В., Харламова Т.Л. Трансформация российской хо-зяйственной системы: теоретические и практические аспекты// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9. № 4 (33). С. 8-16.
18. Minaeva, E.V., Yershova, N.A., Anoshina, J.F., Yutkina, O.V. Strate-gic directions for developing cooperatives to benefit the country’s economy // Stud-ies in Systems, Decision and Control, 2021, 316, стр. 175–184
19. Minaeva, E., Yutkina, O., Anoshina, Y., Maslyukova, E., Karapetyan, I. Ensuring the competitiveness of innovation projects through the management of their life cycle parameters // E3S Web of Conferences, 2019, 138, 02024
20. Taranova I.V., Aydinova A.T., Cherepuhi T.J., Putrenok E.L.Identification and alignment of regional typological differences by the level of development of the banking industry and the intensity of its interaction with the non-financial sector of the economy of territories.–Asian Social Science. 2015. Т. 11. № 7. С. 128-137.