сотрудник
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
УДК 37.034 Нравственное воспитание
Актуальность темы связана с необходимостью повышения престижа гуманитарного знания, важного для мировоззренческого, личностного роста и формирования всесторонне образованного человека. В статье показана роль субъект-субъектных отношений для решения указанных задач. С точки зрения духовно-нравственного развития, субъект-субъектные отношения важны, потому что позволяют обмениваться ценностями и смыслами человеческой жизни, конкретнее – жизнедеятельности специалиста. В ходе общения преподаватель и обучающиеся обмениваются ценностными предпочтениями. В процессе обучения, разбора конфликтных ситуаций недостаточно только знания, должны быть критерии для выбора того или иного поступка, и именно ситуация поиска оснований для выбора способствует изменениям в ценностно-смысловой сфере Повышение престижа гуманитарного знания важно для мировоззренческого, личностного роста и формирования всесторонне образованного человека. Большое значение имеет раскрытие ценностного, духовно-нравственного контекста гуманитарных дисциплин путём совершенствования методики преподавания, использования интерактивных технологий, привлечения реальных жизненных ситуаций нравственного конфликта, выбора. В статье представлены результаты исследования, в ходе которого выделены условия эффективности духовно-нравственного развития обучающихся в процессе освоения гуманитарных дисциплин. В процессе анализа были обозначены четыре критерия оценки эффективности духовно-нравственного развития обучающихся в процессе освоения гуманитарных дисциплин. К ним относятся личностный, когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный критерии. Кроме того, в статье отражены результаты сравнительного анализа и математической обработки данных по двум методикам – опроснику для выявления самооценки «Духовно-нравственное развитие личности» и проективной методике «Неоконченные предложения», применённым на завершающем этапе исследования.
духовно-нравственное развитие, воспитание, условия эффективности, критерии оценки, обучающиеся, образовательные организации МВД России
1. Шафигуллина Ю. В. Значимость дисциплин гуманитарного цикла в современном образовательном пространстве // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. – № 3. – С. 305–308.
2. Витольник Г. А., Гейжан Н. Ф. Технологии проектирования воспитательной среды в образовательных организациях МВД России // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 50-3. – С. 32–40.
3. Злоказов К. В. [и др.]. Морально-нравственное воспитание обучающихся в образовательных организациях МВД России : монография. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2020. – 176 с.
4. Ерохин А. Н. Нравственное воспитание суворовцев военного училища // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. – 2017. – № 3 (60). – С. 79–82.
5. Самылова О. А. Духовно-нравственное развитие личности юношеского возраста : монография. – Шадринск: Шадринский дом печати, 2016. – 167 с.
6. Гейжан Н. Ф. Социально-психологические условия духовно-нравственного развития юношества / Духовность, нравственность, патриотизм как основа профессионального образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 23 января 2014 года / сост.: И. А. Боброва, Е. В. Леонова, В. К Николаева. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2014. – С. 18–22.
7. Глазкова Н. А. Роль традиций в духовно-нравственном и патриотическом воспитании суворовцев / Политическая система России и этатизм современного общества: III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (с элементами научной школы для молодёжи) : сборник научных трудов, Ульяновск, 14–15 февраля 2018 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2018. – С. 148–165.
8. Жихарева Г. Н., Хмелевской Р. Р. Формирование духовно-нравственных качеств суворовцев как средство воспитания личности / Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования : сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. – Москва: Интернаука, 2017. – С. 69–73.
9. Ефремова Л. Н. Развитие нравственных качеств суворовцев посредством моделирования жизненных ситуаций // Символ науки. – 2021. – № 2. – С. 80–83.
10. Сергеев С. В. Проблема формирования нравственно-волевых качеств суворовцев в педагогической литературе // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения». – 2020. – № 1. – С. 469–475.
11. Стародубцев М. П. Особенности нравственного воспитания в суворовском училище // Апробация. – 2017. – № 3-1 (54). – С. 91–92.